«Жив. Здоров. Бьем немцев. Ждите-ждите меня, мои дорогие!»

Социум

Это самое короткое письмо с фронта как одна из самых дорогих реликвий хранится в музее боевой славы 173-й Оршанской краснознаменной дивизии, которая находится на попечении столичной средней школы № 22.

Он существует с 1987 года. Идея его создания принадлежала Александру Безбородову — сержанту оршанской дивизии. В то время в средней школе № 57, где в будущем появится этот музей, проводились частые встречи учащихся с ветеранами, и они вдохновили Александра Сергеевича создать музей. Александр Безбородов связался со своими однополчанами и некоторыми ветеранами Великой Отечественной со всего Советского Союза, чтобы они помогли воплотить в жизнь его идею и передали ученикам фронтовые вещи, письма, записи. Таким было начало. Забегая вперед, скажу, что после закрытия школы № 57, все экспонаты музея «переехали» в школу № 22, где и находятся сейчас.

Экскурсии здесь всегда проводят ученики. Но мы поговорили с заведующей музеем Анной Ходор.

— У нас собраны не только те вещи, которые передали школе сами ветераны, но и предметы, которые ученики нашли в ходе раскопок, — начала свой рассказ Анна Трофимовна. — Ребята приносили гильзы, вилки, ложки, каски, фляжки, пилотки… Кажется, этим уже никого не удивишь. А как вам трофейная кофемолка, гильзы от ракет? У нас есть даже немецкий знак «За ранение» ІІІ степени.

Посмотреть, действительно, есть на что. Шпоры, фонарики, кисеты и портсигары, ложки и вилки советских и немецких солдат. В кисете даже сохранился табак. А на стенах висят современные красивые карты, где отмечена линяя фронта, «котел».

— Анна Трофимовна, расскажите, пожалуйста, что больше всего привлекает учеников?
— Это очень легко проследить. Сначала младшеклассникам приходится объяснять, что это — музей, а не обычный класс или спортплощадка, и здесь нельзя бегать, есть конфеты, печенье, чипсы. Мы их рассаживаем на ковер и проводим небольшие беседы, чтобы дети лучше понимали значение вещей, которые выставлены в этом зале. Больше всего их интересует новая книга, которую подарили нам. Она называется «Партизанский альманах». Останавливаются около касок и предметов военного быта солдат. Со старшеклассниками мы говорим на другом языке. Знакомим их с письмами, фотографиями, документами. Они уже многое знают и понимают.

Если говорить о работе музея, то хочется дополнить, что здесь мы не только храним реликвии и рассказываем о войне, но и продолжаем встречаться с ветеранами, устраиваем для них небольшие концерты. К нам приходила на 8 Марта Валентина Яскевич — бывшая узница концлагеря.

А не так давно нашу школу посетил и Анатолий Малейко. Он был подростком, когда началась война. Для учеников было очень интересно и полезно послушать, чем помогал солдатам Красной Армии, по сути, их ровесник. Именно в этой комнате идет прием в октябрята и пионеры.

— И сейчас пополняется экспозиция музея?
— Да. Вот недавно третьеклассник принес письмо своего прадедушки Александра Ткаченко, который погиб в Варшаве. Кроме этого, к нам часто обращаются дети, внуки и правнуки солдат Оршанской дивизии с просьбой обменяться информацией или помочь им получить хотя бы какие-нибудь сведенья.

И всю эту переписку мы собираем и храним. А был и такой счастливый случай. Мы нашли личную карточку одной женщины. Отправили по ее адресу в Москве письмо. Ответил ее внук Федор. Он был очень удивлен, что у нас есть сведения о ней, и даже стихи, которые она писала во время боевых действий. Мы с удовольствием обменялись информацией.

— Анна Трофимовна, на ваш взгляд, какая самая ценная вещь со всей экспозиции?
— Я убедилась и пытаюсь убедить в этом наших юных экскурсоводов, что самое примечательное, что у нас есть — это фронтовые письма. По ним видно, какими были судьбы солдат. Писали карандашами, ручками, на бумаге и обрывках газет. Запомнилось одно письмо, в котором только и было: «Жив. Здоров. Бьем немцев. Ждите-ждите меня, мои дорогие!». Сколько всего в этих четырех предложениях! А особенно поражает дневник солдата Емельяна Ткаченко. Он сам передал его в наш музей. Там все события разворачиваются от начала боевых действий до полной демобилизации воина. У него есть замечательная строчка. После войны, где-то в 1946 году, будучи в командировке в Гродно он пишет: «Радостно, что Родина твоя цветет». Мы даже сделали несколько закладочек в дневнике, чтобы зачитывать детям, о чем думал солдат. А там столько боли за страну и людей, и столько радости за победу и мир. Знаете, это очень важно — рассказывать детям и молодежи о войне, чтобы они росли патриотами. Ведь сейчас есть мобильники, гаджеты, но они не воспитают любовь к Родине, гордость за нее. А что мы будем делать со страной, если у нее будет непатриотичная молодежь?..

— А нужно ли много говорить о войне?
— Я думаю, что нужно не много, а в меру. Сейчас мы действительно не мало о ней говорим. На мой взгляд, и у меня есть такая идея, стоит больше говорить и о том, как мы живем после победы. Моя задумка заключается в том, что необходимо создать что-то вроде небольшого музея, посвященного современной Беларуси. Рассказывать детям про нашу культуру, экономику страны.

У нас рядом тракторный завод — хорошо бы больше школьников знакомить с его деятельностью. Материал легко найти. Хотелось бы, чтобы была связь поколений.

…Знакомясь со школьным музеем, искренне удивляешься: какая большая работа была проделана! Аккуратно расставлены и подписаны все экспонаты. В рамочках сохраняются письма. Среди них есть даже лист, который маленький ребенок отправлял солдатам: детские рисунки, корявые буквы… Ученики в одном уголке устроили стилизацию под названием «Военные армейские будни». На постаменте лежит каска, рация, фронтовой фонарик. И даже свиток льняного полотна. Его принесла ученица после того, как услышала о том, что во время войны не хватало перевязочных средств, и вместо бинтов солдаты использовали белые полотна. К слову, подарок музею непростой — домотканый. Его некогда соткала бабушка ученицы.

Ирина СВЯЦКАЯ. Фото автора.



Добавить комментарий