Закалка деталей в среде инертных газов

Новости

Такое ноу-хау при химико-термической вакуумной обработке деталей тракторов внедрено на МТЗ

Илья ФИРСОВ,
заместитель главного металлурга ПО «МТЗ» —
начальник термического отдела

SDC17218В настоящее время на Минском тракторном заводе завершено внедрение технологии химико-термической обработки деталей в вакууме с закалкой в среде инертного газа на установке «ModulTherm 7/1» германской фирмы «ALD Vacuum Technologies GmbH».
Данное оборудование смонтировано в пятом механическом цехе в составе технологической линии для механической обработки шестерен и валов 2022-2403021, 1522-1701351, 2022-1701361, 1521-1701212 и других деталей тракторов «Беларус» моделей 1221 и 2022.

Основное оборудование линии — это система внешнего транспорта (устройства перемещения поддонов и стеллажи-накопители), моечная машина, используемая для промывки деталей до химико-термической обработки, камера предварительного окисления, 7 камер нагрева/цементации, камера закалки (одновременно — транспортный модуль), 3 печи низкого отпуска, место охлаждения садок и компьютер оператора с системой управления. Кроме того, линия укомплектована необходимым вспомогательным оборудованием. Это насосная станция камер нагрева для создания вакуума, система оборотного водоохлаждения с градирней, система рециркуляции гелия, компрессор для подачи гелия, система бесперебойного питания для системы управления, дизель-генератор для аварийной подачи электроэнергии, системы обеспечения технологическими газами (ацетилена, аммиака, водорода, гелия и азота).

Вал коробки переключения передач
Вал коробки переключения передач

Имеется также лабораторное оборудование — устройства для подготовки микрошлифов, твердомеры и микроскоп с программным обеспечением по определению микротвердости и структуры.

Модульная вакуумная установка для термообработки «ModulTherm 7/1» представляет собой полностью автоматическую систему. Наличие штабелеров-накопителей на 36 поддонов позволяет проводить химико-термическую обработку деталей без участия основного производственного персонала до 24 часов. Большим преимуществом является то, что выполнение ремонтно-профилактических работ на отдельных модулях возможно без прекращения действия всей установки. Модульное построение всей системы позволяет дооснащать ее в любое время дополнительными камерами или другими системными компонентами.

ЛинияПри вакуумной термообработке детали нагреваются до высоких температур в бескислородной атмосфере, что препятствует окислению их поверхности.

В вакуумной линии «ModulTherm 7/1» в автоматическом режиме происходит выполнение  всех операций химико-термической обработки.

Следует отметить, что химико-термическая обработка в вакууме с закалкой в среде инертного газа имеет ряд преимуществ по сравнению с ее традиционной технологией. Сокращается технологическое время, улучшается качество обрабатываемых деталей, снижаются затраты, улучшаются экологические условия. Кроме того, обеспечивается гибкость и легкая переналадка технологии, стабильная воспроизводимость результатов.

Ведомая шестерня дифференциала ведущего моста;  блок шестерен переднего ведущего моста.
Ведомая шестерня дифференциала ведущего моста; блок шестерен переднего ведущего моста.

В качестве закалочной среды используется экологически безопасный инертный газ — гелий, в итоге отсутствуют отходы производственного процесса. После проведения термообработки отпадает необходимость в очистке деталей дробью. Процесс регенерации гелия позволяет восстанавливать до 95—98 процентов газа,  используемого на закалку. Применение в высокотемпературных печах современных футеровочных материалов дает возможность снизить затраты на расходование топливно-энергетических ресурсов.

В настоящее время на закупленном оборудовании обрабатываются детали более 130 наименований. Использование установки «ModulTherm 7/1» на МТЗ позволило значительно улучшить качество химико-термической обработки и обеспечить снижение затрат на производство. Неоспоримым преимуществом «ModulTherm 7/1»  является и то, что она установлена в общей линии механической обработки, и все операции технологического цикла, от поковки до изготовления годной детали, производятся на одном участке без дополнительных межцеховых транспортных перевозок.

Деталь



Добавить комментарий