За знаниями — в режиме онлайн

Социум

Активное внедрение в образовательный процесс дистанционного обучения на фоне коронавируса для Беларуси — уже реальность. Первыми на себе этот способ получения знаний опробовали студенты вузов: ряд университетов внедряют различные элементы «бесконтактного» образования. Со школами сложнее: во-первых, дети — не самая усидчивая публика, и собрать их в одно время вне класса для проведения занятий не так уж и легко. Во-вторых, надо пересматривать программу и структуру образовательного процесса. В-третьих, технически не все школы и семьи учащихся готовы в одно мгновение перестроиться под новые реалии. Как будут заниматься школьники после окончания затянувшихся каникул? Как «перекроят» программы обучения для студентов? Министерство образования разработало алгоритм организации образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий. Это позволит применять единые подходы к индивидуальному обучению, учитывая ситуацию в регионе и конкретном учреждении образования. Подробностями на днях поделились специалисты.

По мнению начальника управления общего среднего образования Минобразования Беларуси Ирины КАРЖОВОЙ, перевести на дистанционную форму можно обучение по большинству предметов. Эксперты обсуждали даже физкультуру. «Вопросов быть не должно с учетом специфики конкретного учреждения образования, конкретного ребенка, конкретного учителя», — убеждена специалист.

Дело не только техники
Цифровая трансформация образовательных процессов состоит из нескольких компонентов. Это модернизация инфраструктуры, которая обеспечивает реализацию информационно-коммуникационных технологий, отработка самих технологий, создание нового содержания, формирование системы управления в учреждениях по использованию больших баз данных, электронных платформ.

— Сегодня в стране 99 процентов всех учреждений образования имеют доступ в Интернет, — констатирует первый заместитель министра образования Республики Беларусь Ирина СТАРОВОЙТОВА. — К использованию информационно-коммуникационных технологий готовы 85 процентов педагогов, не считая учителей информатики. Кроме того, в прошлом году был реализован проект «Цифровой университет». Он стартовал в БГУИР, далее, буквально через полгода, подключились еще шесть вузов, а позже еще столько же. В университетах есть электронные платформы и цифровые сервисы, которые позволяют организовывать интерактивное взаимодействие преподавателей и студентов. Надо понимать, что работа в онлайн-пространстве предполагает большую самостоятельную работу, индивидуализацию процесса. Некоторые вузы предоставляют доступ к репозиториям библиотек, что дает возможность использовать электронные форматы монографий, статей, книг и самостоятельно работать над изучением тем. При этом трудоемко и преподавание с использованием ИКТ. Ведь та детализация, которую преподаватель проговаривает во время работы, должна в письменном виде содержаться во введении к дисциплине.

Что касается занятий и дисциплин, требующих высокой степени практикоориентированности (работа в лабораториях, научные изыскания с использованием оборудования), то, по мнению представителя министерства, на данном этапе рациональность такой работы сводится к нулю. В существующих условиях рекомендуется вносить изменения в учебные планы.

В последние годы также активно осуществляется повышение квалификации педагогов. Только на базе Республиканского института высшей школы на специализированных курсах за последние несколько лет 1500 преподавателей повысили свою квалификацию. Более того, в самих учреждениях образования организовано корпоративное обучение и система консультаций.

Домашнее задание — по электронной почте
В школе обучаются с 6 до 17 лет, и если здесь вводить дистанционное обучение, то образовательный процесс должен быть обеспечен для всех ребят с учетом их возрастных особенностей.

— Даже на каникулах школы не закрывались, учителя работали, — напоминает начальник управления общего среднего образования Министерства образования Республики Беларусь Ирина КАРЖОВА. — Мы тесно взаимодействуем с учреждениями образования, управлениями образования и мониторим ситуацию. Изучили мнения родителей: сколько сегодня детей готовы прийти в школу и начать образовательный процесс очно. На прошлой неделе около 40 процентов учащихся были готовы сесть за парты и продолжить обучение в четвертой четверти. Для школьников, которые по заявлению родителей не придут в классы, мы рассматриваем возможность организации образовательного процесса с использованием информационных технологий. Здесь мы изучили ряд условий. Первое — техническая готовность учреждения образования начать обучение с использованием информационных технологий. Более 90 процентов учреждений образования имеют скоростной Интернет, более 85 процентов технически готовы сегодня начать обучение удаленно. Второе — проанализировали готовность педагогов. Сегодня у нас более 85 процентов учителей готовы начать образовательный процесс с использованием информационных технологий. Третье — более 75 процентов детей и подростков готовы начать обучение удаленно.
Кстати, Министерство образования совместно с Национальным институтом образования в помощь учителю уже откорректировало календарно-тематическое планирование, чтобы очно завершить учебный год в установленные сроки и провести аттестацию учащихся. Тех же, кто не готов сесть за парту, предлагается перевести на индивидуальный учебный план.

— Это не новая форма, она знакома и учителям, и учреждениям образования, и родителям, — утверждает Ирина Каржова. — Особенность заключается в том, что при переводе на индивидуальный учебный план будет обеспечено сопровождение обучения учителем. Оно предполагает доставку учащемуся основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие учащихся и учителей, предоставление школьнику возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, контроль знаний и навыков учащегося. Каналы взаимодействия — электронная почта, сайт учреждения образования, скайп, вайбер — выбирает учреждение образования в зависимости от специфики, возможностей и технического оснащения. Все рекомендации по обучению с использованием информационных технологий разрабатываются с учетом складывающейся обстановки.

Реальные отметки в виртуальном классе
С началом образовательного процесса в четвертой четверти перед школьным учителем встанет задача организовать самостоятельное изучение учебного материала и управлять им.

— Мне бы хотелось подчеркнуть, что для этого должны использоваться все ресурсы, — говорит директор Национального института образования Валентина ГИНЧУК. — В первую очередь это, конечно, школьные учебники, которые изданы по всем предметам для всех классов. Все учащиеся ими обеспечены. В учебниках отражен весь материал в соответствии с программами. Предложенные вопросы и задания направлены на отработку знаний, умений, навыков, компетенций, которые предусмотрены учебными программами по предметам. Электронные версии размещены на национальном образовательном портале в бесплатном доступе. Во-вторых, кроме учебников у нас сегодня есть другие компоненты учебно-методиче-ского комплекса по предметам, включающие в себя атласы, контурные карты, рабочие тетради на печатной основе, другие пособия. Их тоже нужно задействовать при организации самостоятельной работы по усвоению материала. К слову, издательства, выпускающие рабочие тетради, сегодня предоставили бесплатный доступ к ним в той части, которая касается четвертой четверти. Например, издательство «Аверсэв» разместило у себя на сайте рабочие тетради по всем предметам. Кроме того, у нас имеются электронные учебные ресурсы, размещенные на национальном образовательном портале на платформе «Moodle», которая требует регистрации. Поэтому сегодня я могу говорить о цифрах. На 1 апреля для использования данных ресурсов было зарегистрировано почти 54 тысячи пользователей, из них 14 тысяч — педагоги, остальные — учащиеся. Поэтому мы рекомендуем задействовать эти ресурсы для обучения. На национальном образовательном портале есть и другие учебные издания, разработанные ранее по программе комплексной информатизации, есть звуковые приложения к учебным пособиям по иностранным языкам.

Учителя имеют право и возможность разработать и свои дополнительные материалы, применяя информационно-коммуникационные технологии. В помощь учителю подготовлен перечень интернет-сервисов, которые можно использовать для разработки интерактивного контента, организации взаимодействия с учащимся, видеотрансляции учебных материалов, организации обратной связи со школьниками.
Еще один важный вопрос: как будет проводиться контроль знаний по предметам, в какой форме и как будут выставляться текущая и итоговая отметки?

— Именно учитель и администрация учреждения образования определяют механизм взаимодействия со школьниками, которые будут учиться удаленно, а также платформу, на которой будет организовано обучение, — замечает Валентина Гинчук. — Мы бы рекомендовали в качестве платформы использовать в первую очередь сайт учреждения образования. Что касается контроля знаний, то мы рекомендовали некоторые сервисы, которые можно использовать для организации обратной связи. Они предполагают, что учитель будет консультировать учащихся по поводу затруднений, возникающих в процессе самостоятельного изучения материала. Именно учитель определяет, в каком формате необходимо предоставить выполненные задания, которые он предложил для самостоятельной работы.

И эти задания будут оценены.

С учетом тех отметок, которые ребенок получит за выполненные задания, будет выставлена четвертная отметка, а по итогам уже всех четвертей будет выставлена годовая, то есть здесь вопросов тоже быть не должно, убеждены в Минобразования.

Больше нагрузка — выше зарплата?

Нет сомнений в том, что учебные занятия при дистанционном обучении требуют от педагога больше времени и сил. Предусмотрена ли в связи с этим особая оплата труда?
— Школа будет работать в зависимости от того, как будет складываться ситуация, и с учетом рекомендаций Министерства здравоохранения, — отмечает начальник управления общего среднего образования Минобразования Беларуси Ирина Каржова. — Если получится так, что часть учащихся будет сидеть за партой и получать знания в школе, а часть будет переведена на индивидуальный учебный план и для них будет предусмотрено сопровождение педагога, то нагрузка на учителя возрастет. Сегодня Министерство образования предусматривает возможность доплаты учителям, которые будут задействованы в информационном сопровождении учеников, обучающихся на удаленке. Уже есть предварительная договоренность с Министерством финансов. О том, какие это будут доплаты и как они будут вводиться, сможем конкретно говорить, когда будет принят соответствующий нормативно-правовой документ. То есть работа в этом направлении ведется.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий