За качественные услуги и денег не жалко

Социум Тема дня

Начало года выдалось богатым на новости для тех, кто пользуется предоставляемыми государством жилищно-коммунальными услугами. Во-первых, произошло традиционное подорожание ряда ЖКУ. Во-вторых, изменился порядок начисления платы за некоторые услуги — скажем, отменен лимит на недорогое электричество. А в-третьих, 4 марта Александр Лукашенко подписал Директиву № 7 «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны», где обозначил основные цели в развитии отрасли: повышение качества услуг и проведение справедливой тарифной политики, оказание господдержки малообеспеченным и социально уязвимым категориям граждан, совершенствование работы с населением и обращения с коммунальными отходами. Недавно уже произошедшие и грядущие нововведения прокомментировали специалисты.

Где предел у оптимизации?
Обозначенные Директивой № 7 задачи должны позволить выйти на качественно новый уровень предоставления жилищно-коммунальных услуг и работы с населением, обеспечить повышение комфортности условий проживания, создать условия для повышения эффективности организаций ЖКХ. К 2020-му ежегодный объем ввода жилых домов после капитального ремонта должен достигнуть 3,6 миллиона квадратных метров, тогда же уровень использования твердых коммунальных отходов предполагается увеличить до 25 процентов. При всем при этом не надо сбрасывать со счетов и другую важную задачу — постепенный уход от бюджетного субсидирования оказанных населению ЖКУ.

— В нашей стране бюджетное субсидирование оказанных населению жилищно-коммунальных услуг в 2018 году сократилось на 8,6 процента по сравнению с 2017-м, — констатирует начальник управления экономики Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь Наталья ЛИТВИНЧУК. — В прошлом году снижение затрат на оказание ЖКУ позволило уменьшить нагрузку на реальный сектор экономики и бюджет. Так, сумма перекрестного субсидирования сократилась на 55 миллионов рублей. Бюджетное субсидирование уменьшилось на 42,5 миллиона. В прошлом году затраты на оказание ЖКУ по системе Минжилкомхоза снижены на 83,9 миллиона рублей, что составляет 122 процента к плану. Это позволило без учета повышения тарифов на ЖКУ повысить уровень возмещения затрат на 1,3 процентного пункта.

Подобное планомерное снижение затрат позволяет сдерживать рост тарифов. Так, на 2019 год потребовалось незначительное повышение тарифов на водоснабжение и водоотведение — 3,5 и 3,1 процента соответственно, а на услуги по техобслуживанию, техобслуживанию лифта они не изменились.

Осторожнее с отходами
Механизм формирования тарифов на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в нашей стране будет изменен. Что это даст населению?
— В настоящее время тарифы на вывоз мусора, или, как говорят официально, на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются для каждой области и Минска, — рассказывает начальник управления коммунального хозяйства и энергетики Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь Марина ТОЛСТИК. — Норматив образования ТКО определен в кубических метрах на одного человека. В разработанном плане мероприятий по реализации Директивы № 7 о развитии ЖКХ одним из пунктов оговорено обеспечение перехода на учет твердых коммунальных отходов в тоннах. Определены ответственные исполнители, и уже ведется корректировка нормативно-правовых актов, чтобы дальнейший учет осуществлялся именно так. Планируем, что в 2019 году корректировка будет завершена.

Ранее заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Корбут говорил по этому поводу следующее. Переход на систему расчетов в тоннах позволит иметь достоверные статистические данные об объемах образования и захоронения коммунальных отходов, будет способствовать прогнозированию ресурса полигонов. Такой расчет также обеспечит возможность достоверных расчетов с населением по факту, что послужит стимулом к раздельному сбору отходов.

За последние восемь лет число мини-полигонов для захоронения твердых бытовых отходов уменьшилось в стране с 3203 до 938. По словам начальника управления коммунального хозяйства и энергетики Минжилкомхоза Беларуси Марины ТОЛСТИК, к 2022 году на территории республики не должно остаться ни одного действующего мини-полигона.

Вечных законов не бывает
Жильцы должны четко понимать, за что именно они платят деньги. В случае с водоснабжением порой возникают вопросы.
Например, по качеству подаваемой в краны воды. Как ранее неоднократно упоминалось в СМИ, к 2025 году все вопросы с качественным водоснабжением должны быть сняты. В частности, это касается содержания в воде железа.

— В стране в 2018 году была введена в эксплуатацию 41 станция обезжелезивания воды, — заявляет Марина Толстик. — На 2019-й запланировано строительство более 250 подобных объектов. Для обеспечения всех потребителей до 2025 года качественной питьевой водой предполагается оборудование около 1400 станций обезжелезивания, бурение скважин и другие мероприятия. В 2019—2020 годах на это строительство планируется направить более 50 миллионов рублей бюджетных средств. На эти цели предусмотрены и средства внешних займов Европейского банка реконструкции и развития, Международного банка реконструкции и развития, собственные средства предприятий водопроводно-канализационного хозяйства. В частности, ведется подготовка инвестиционного проекта по строительству с привлечением средств ЕБРР 80 станций в Витебской области. Пока речь идет о 15 миллионах евро.

К слову, в прошлом году во всех регионах страны была проведена инвентаризация систем водоснабжения и водоотведения. По ее итогам утверждены региональные комплексы мероприятий по обеспечению населения качественной питьевой водой, отражающие целевые параметры и этапы проведения работ.

— В нынешнем году планируется внести корректировки в несколько нормативных правовых актов, регулирующих сферу водоснабжения и водоотведения, — продолжает Марина Толстик. — Среди них — проект постановления, регулирующий вопросы возмещения гражданами затрат на строительство сетей в индивидуальной жилой застройке, а также проект постановления о порядке предоставления информации в области питьевого водоснабжения, подлежащей раскрытию юридическими лицами, осуществляющими услуги водоснабжения и водоотведения.

«Правила игры» претерпят изменения
В нашей стране совершенствуются как подзаконные нормативные правовые акты, так и, например, Жилищный кодекс. Планируемые изменения касаются в том числе и сферы ЖКУ. Чего нового ожидать в ближайшее время?

— Законопроект о внесении изменений и дополнений в закон о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг предусматривает регулирование правоотношений с участием уполномоченного лица по управлению общим имуществом, — отмечает председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Юрий ДОРОГОКУПЕЦ. — Предполагается, что уполномоченных лиц будут назначать местные исполнительные и распорядительные органы. Эти лица будут от имени граждан заключать с исполнителями договоры на оказание жилищно-коммунальных услуг. Заключенные ранее договоры расторгаться не будут. Если жильцы не захотят иметь это уполномоченное лицо, они получат право по согласованию с местным исполкомом избрать председателя, создать товарищество, то есть взять на себя управляющие функции.

По словам главы Постоянной комиссии, депутаты заинтересованы в том, чтобы население не получило дополнительную финансовую нагрузку. Наоборот, в парламенте хотят упростить жизнь потребителей. Среди других ожидающихся поправок в закон можно отметить также конкретизацию видов ЖКУ, критерии их качества, права и обязанности потребителей и поставщиков услуг. Все это должно расширить возможности граждан для защиты своих прав.

Что касается Жилищного кодекса, то депутаты предлагают вынести на рассмотрение проект новой его редакции на открытии весенней сессии. Далее будет проходить процедура согласования. Ожидается, что обновленный кодекс вступит в силу до конца нынешнего года.

— Обновленный Жилищный кодекс — документ объемом 265 страниц, в котором содержатся ответы на многие интересующие граждан вопросы, — рассказывает Юрий Дорогокупец. — Нормы кодекса усовершенствованы с учетом правоприменительной практики, приведены в соответствие с нормативными правовыми актами главы государства и другими законодательными актами. В частности, в документе прописаны права и обязанности граждан, организаций-застройщиков, а также организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги и эксплуатирующих жилищный фонд. Уточнен порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, в том числе с учетом его новой структуры (введение арендного жилья, упразднение жилых помещений специального служебного жилищного фонда и служебных жилых помещений). Предусмотрена возможность перевода арендного жилья, занимаемого гражданами, имеющими право на получение социального жилья, но не состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в социальное жилье.

В обновленном Жилищном кодексе исключаются отношения, связанные с приватизацией помещений государственного жилищного фонда и предоставлением их по договорам поднайма.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий