Водителей и пешеходов зимой в обиду не дадут

Социум Тема дня

Дыхание зимы ощущается уже в ноябре: температура воздуха на улице опустилась ниже нулевой отметки, дождь сменился снегом. Автомобилисты, надо полагать, заранее подготовились к холодному сезону и сменили летние шины на зимнюю резину. А что дорожные службы? В столице подготовка к эксплуатации проспектов и улиц в зимних условиях началась давно, и буквально на днях специалисты отчитались о том, что сделано и как дорожники намерены противостоять снежной непогоде.

Сани готовят летом
Для того, чтобы транспорт мог уверенно чувствовать себя на зимних дорогах, нужно, чтобы асфальтовое покрытие было надлежащего качества. Поэтому ремонт старого и нанесение нового покрытия на улицах Минска, которое мы наблюдали в теплый сезон, также можно считать элементом подготовки к холодам.

— Текущий ремонт с полной заменой асфальтового покрытия на всей ширине проезжей части в нынешнем году выполнен на 90 объектах улично-дорожной сети Минска, — отмечает заместитель генерального директора ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» Олег ЛУКАШЕНКО. — Такие работы выполнены на площади 930 тысяч квадратных метров. Кроме того, заменено покрытие четырех мостов и трех путепроводов. Обновлено 136,9 тысячи квадратных метров тротуаров, ямочный ремонт выполнен на площади в 103 тысячи квадратных метров. Общая площадь ремонта улично-дорожной сети столицы в нынешнем году составила около 1,25 миллиона квадратных метров.

В планах ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» на этот год значится закупка 89 единиц новой спецтехники.

— По состоянию на вторую половину ноября было приобретено 80 единиц техники, — уточняет Олег Лукашенко. — Сюда входят коммунально-дорожные машины, снегопогрузчики, тракторы, спецтехника на базе минских тракторов моделей 82 и 420. Все это необходимо для подметания тротуаров проезжей части. Водительский состав дорожно-эксплуатационных предприятий столицы полностью укомплектован даже с учетом приобретаемых машин.

По словам специалиста, параллельно дорожники продолжают поиск наиболее оптимальных технических средств для содержания улиц в чистом и безопасном состоянии. Например, по заказу Горремавтодора разработана и уже эксплуатируется пока единственная в стране многофункциональная подметальная вакуумная машина. В объединении не исключают, что подобной техники в городе может стать больше.

По словам заместителя генерального директора ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» Олега ЛУКАШЕНКО, для оперативного устранения уличных проблем, связанных с зимней непогодой, работа диспетчерских служб будет организована в режиме 24/7. На улицах ежесуточно будет работать 700 единиц спецтехники: 450 в дневную смену и 250 в ночную.

Куда утекает снег?
Зима в последние несколько лет не баловала белорусов большим количеством снега. Но и тех осадков, что выпадали, хватало для загрузки дорожных служб. Технология утилизации снега у нас давно отработана, однако отечественные специалисты несколько лет назад, если вы помните, осуществили своеобразный прорыв в данной области. Речь о снегоплавильном пункте, который начал работу в Минске в 2016 году.

Принцип действия предельно прост. Уборочная техника собирает снег с проезжей части и выгружает в снегоплавильную камеру. Чтобы быстрее растопить, его измельчают в специальном механизированном приемном бункере с дробилками. Потоком сточной воды через впрыски распределительной трубы в отделении загрузки перемешивают снег с водой. Затем вся эта масса поступает в песколовки. Там она окончательно плавится и очищается от оседающих веществ и мусора. Для улавливания плавающего мусора в конце песколовки установлены специальные решетчатые корзины. Содержимое этих корзин везут на полигон твердых бытовых отходов. Далее смесь талой и сточной воды самотеком отводится по трубопроводу в существующий канализационный коллектор, а оттуда —
на очистную станцию.

— Стоимость плавления снега на пункте, расположенном в районе улицы Машиностроителей, составляла минувшей зимой чуть менее 10 рублей за один кубометр, — говорит Олег Лукашенко. — Пользоваться этим пунктом дешевле, чем содержать полигоны для временного хранения снега. Предстоящей зимой возить снег на растопку будут из четырех районов города с оптимальным плечом возки.

Но полигоны тоже останутся.

Их нынче подготовлено девять. Таких объектов с каждым годом в городе становится меньше в том числе и из-за застройки территорий, сокращения числа свободных участков, которые можно было бы использовать в качестве места для хранения снега.

Всего в предстоящий зимний период улицы города от снега ежесуточно будут очищать не менее 721 единицы спецтехники, а пешеходные связи — 800 человек.

Кто позаботится о сохранности деревьев?
К 15 ноября в столице было заготовлено 70 процентов от необходимых на зиму противогололедных реагентов. По расчетам, всего понадобится 58,6 тысячи тонн песчано-соляной смеси и 59 тысяч тонн технической соли. К сожалению, реагенты, ликвидируя скользскость на дорогах и тротуарах, негативно влияют на окружающую среду. Дорожники и ученые давно наладили взаимодействие для поиска наименее вредных с точки зрения экологии способов обработки улиц. Кое-какие результаты уже есть.

Некоторое время назад в Институте микробиологии НАН начали разрабатывать биоудобрения для минимизации последствий от соли. Как известно, деревья в крупном городе становятся безжизненными по двум причинам. Первая — тяжелые металлы, которые попадают в окружающую среду с выхлопами машин и пылью от автомагистрали. Вторая — противогололедные реагенты, в состав которых входит галит. Фактически это соль, которая идет в пищу, но с минимальным процентом примесей. Она оседает на побегах растений, что и приводит к повреждению основной почки. Справиться с последствиями загрязнения почв и улучшить состояние растений возможно, если применять удобрения, мелиоранты и регуляторы роста. Ученые разработали несколько комплексных микробных препаратов для стимуляции роста и развития растений. Например, «АгроМик» можно использовать для обработки цветочных, декоративных хвойных и древесно-кустарниковых культур. Препарат увеличивает высоту цветочных растений на 150—200 процентов и способствует более раннему наступлению фаз бутонизации и цветения. Он улучшает продуктивность цветения в 15 раз и стимулирует формирование корневой системы на 162,9 процента.

Специалисты считают, что для снижения негативного воздействия противогололедных реагентов нужно применять микробные удобрения, содержащие солеустойчивые азотфиксирующие и фосфатмобилизующие микроорганизмы. Если ими обработать растения, почва получит ценную микрофлору. Она простимулирует рост корней и увеличит их поглощающую поверхность. Зеленые насаждения смогут потреблять больше воды и питательных веществ, благодаря чему ослабнет негативный эффект солевого стресса.

Год назад ученые Национальной академии наук вместе с ПКУП «Минскзеленстрой» начали тестировать биоудобрения на улицах города с разной интенсивностью движения — например, на некоторых участках проспекта Независимости и Минской кольцевой автодороги. Затем, уже весной, проанализировали полученные результаты. В настоящее время столичный Горремавтодор продолжает взаимодействие с учеными НАН Беларуси.

— Пока говорить о каких-то результатах рано, — успокаивает наиболее ретивых защитников природы Олег Лукашенко. — Подождем до 2021 или 2022 года.

Пока же статистика такова. Средняя приживаемость зеленых насаждений вдоль МКАД по итогам 2018-го по деревьям составила 94,2 процента, по кустарникам — 96,7 процента, в 2019-м — 95,3 процента и 95,4 процента соответственно.

В нынешнем году в Минске выявлено 1030 засохших деревьев и 3603 погибших кустарника, высаженных вдоль кольцевой. Справедливости ради следует заметить, что в гибели растений могут быть виноваты не только противогололедные смеси, но и другие факторы.

Водителей призвали к дисциплине
Дорожные службы столицы к зиме готовы, однако для оптимальной их работы в условиях существенного ухудшения погоды без взаимодействия со смежными организациями не обойтись.

— На случай резкого ухудшения погоды разработан план «Пурга», в соответствии с которым при получении сигнала от МЧС снегоуборочная техника незамедлительно направляется в места возможного образования заторов, — говорит Олег Лукашенко. — С целью исключения сбоев в обеспечении транспортом предприятиями, входящими в состав ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома», за-ключены договоры с 35 организациями: в случае необходимости будет дополнительно привлечено более 300 единиц спецтехники, преимущественно самосвалов, для вывоза снега. Также есть договоренность с ГАИ, экипажи которой будут сопровождать колонны снегоуборочной техники и помогать при эвакуации автомобилей, мешающих процессу чистки.

Кстати, по мнению заместителя генерального директора минского «Горремавтодора», автомобилисты в столице стали более дисциплинированными. Они реагируют на предупреждающие знаки о том, что на улице запланирована уборка, потому парковать машины на проезжей части не следует. Проблемы возникают в основном с автохламом, перемещать его и помогают эвакуаторы ГАИ.

Следуйте дорожным знакам — и все будет в порядке

Дорожники завершили подготовку к зиме на всей территории Беларуси. Обеспечена готовность техники, которая будет занята в зимний период. Выполнены задачи, связанные с созданием запаса противогололедных материалов. Уже в первые дни работы в режиме зимнего содержания показали свою полную функциональность дорожно-измерительные станции. Система предупреждений автоматизирована в полном объеме.

Подходит к концу текущий ремонт на автомобильных дорогах М1, М4, М5. Деятельность по укладке тонких слоев на определенных аварийных участках завершена несколько недель назад, и пользователи могут круглосуточно, бесперебойно и безопасно ездить по трассам. Кстати, летний период для специалистов выдался жарким: в списке вводных объектов были дороги М6, Р80, работы по реконструкции М3 и Р53. В зимний период это будет создавать определенные сложности для пользователей и эксплуатационников, однако дорожники утверждают, что справятся с задачей.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий