Владимир Коробкин: «Знания, опыт и преданность делу – основа профессионализма»

Тракторозаводцы

Этим словам Владимира Андреевича Коробкина веришь безоговорочно. Главный конструктор по технике холдинга «МТЗ-ХОЛДИНГ» работает на Минском тракторном заводе с 1964 года. Начинал инженером-конструктором. И трудно, и легко писать о человеке с такой судьбой, как у Владимира Андреевича, потому что вместила она столько событий, достижений, сюрпризов и поворотных моментов, что можно написать отдельную книгу.

Знания
Когда в семье Коробкиных в 1940 предвоенном году родился мальчик, никто и не предполагал, как именно сложится его судьба. Все желали ему стать настоящим человеком, личностью. Сегодня мы смело можем сказать, что судьба услышала эти искренние пожелания.
Профессор, заведующий филиалом кафедры Белорусского национального технического университета на Минском тракторном заводе, академик Международной академии информационных технологий и Академии проблем качества Российской Федерации.

С 1986 года кандидат технических наук, с 2005-го — доктор технических наук. У него более 110 авторских свидетельств на изобретения и патентов, большинство из которых внедрены в производство. В своих научных статьях (а их у Владимира Андреевича более 120) он развивает теорию и практику конструирования гусеничных машин и машин различного назначения на базе основных узлов тракторов «BELARUS». Владимир Коробкин — один из авторов книги «Многоцелевые гусеничные шасси» и учебного пособия «Лесные машины «BE-LARUS». Его фамилию и краткое описание заслуг перед Отечеством можно найти в энциклопедиях «Кто есть Кто в Республике Беларусь» и «Кто есть КТО. Деловой мир СНГ».

«В 1975 году совместным приказом министров тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР и высшего и среднего специального образования БССР на Минском тракторном заводе была организована кафедра «Колесные тракторы». Это позволило сблизить учебный процесс с производством на основе использования опыта высококвалифицированных кадров завода и его материально-технической базы.

Кафедра «Колесные тракторы» размещалась на площадях Мин-ского тракторного завода и работала под методическим руководством кафедры «Тракторы» БНТУ, используя в учебных целях заводскую технику и площади.

С 2011 года кафедра «Колесные тракторы» преобразована в филиал кафедры «Тракторы» БНТУ на Минском тракторном заводе. Филиалом руководит Владимир Коробкин — специалист в области проектирования и производства специальных гусеничных машин и машин различного народохозяйственного назначения» — эту информацию я нашла на сайте БНТУ.

Характер и целеустремленность понадобились главному конструктору, чтобы убедить выпускать альтернативную технику на базе тракторов «BELARUS», когда распался Советский Союз.

Его диссертация на тему «Научные основы и создание специальных машин различного назначения на базе многоцелевых гусеничных и колесных шасси» легла в основу концепции комплекса шахтных, лесных и других специальных машин, которые выпускаются на МТЗ.

А начиналось все с отцовского завета о том, что знания всегда и везде нужны и никогда не бывают тяжелым грузом. Владимир и сам понимал, как важно двигаться вперед, основываясь на профессиональных знаниях. Вы-брал для себя радиотехнику и поехал сдавать экзамены в институт. Набрал 24 балла, подвело сочинение, за которое он получил четверку. А проходной балл в тот год был 25 баллов.

Молодой человек огорчился, но решил, что в следующем году обязательно поступит. Работал в железнодорожном депо токарем. И эта работа и первый коллектив многому научили. Не бояться трудностей, всегда выполнять работу добросовестно и в срок, не бояться спросить, если чего-то не знаешь, помочь другим, если умеешь больше. А еще добавили в характер уверенности в себе. Через год Владимир Коробкин стал студентом автотракторного факультета политехнического института. Все. Это уже была судьба, которая помогла человеку и профессии найти друг друга, если так можно образно выражаться. Учеба пролетела мгновенно. С дипломом выпускника престижного вуза молодой специалист пришел на престижное предприятие — Минский тракторный завод.

Преданность
Таким очень емким словом можно оценить отношение Владимира Андреевича к родному предприятию и делу, которому он посвящает свою жизнь.

В 1964-м переступил порог заводской проходной и был направлен в отдельное конструкторское бюро инженером-конструктором. Его создали 4 марта 1964 года.

С того момента биография Владимира Андреевича и его жизнь связаны с этим подразделением, которое стало основой для создания более крупных подразделений. В 1981 году ОКБ возглавил Владимир Коробкин.

Деловые и человеческие качества, умение работать с людьми, высокие организаторские способности ярко проявились в должности главного конструктора. Беспрекословная дисциплина и самодисциплина, интеллигентность и строгость, требовательность и умение помочь. Наверное, руководитель должен сочетать в себе и несочетаемое, чтобы творческие люди, а конструкторы именно такие, могли уверенно и эффективно работать.

А еще важно самому уверенно работать, как говорит Владимир Коробкин, чтобы тем, кто трудится рядом, было спокойнее, не разглагольствовать и не сомневаться.

— После каждой вновь созданной машины ты уже думаешь над следующей, — привычно для себя рассказывает мой собеседник. — Ты понимаешь, что важен еще один шаг вперед. За тебя его никто не сделает, но и должен повести за собой людей. А еще этот следующий шаг — постоянный поиск. Останавливаться на достигнутом нельзя. Например, мне иногда кажется, что я за свою профессиональную жизнь узнал столько, что больше ничего уже не надо. Нет, надо принять новые знания и отдать их другим. Это приходит не только с жизненной мудростью. Это диктует опыт.

Опыт
Владимир Коробкин стоял у истоков создания ОКБ. И как вспоминает то время сам, и молодым его коллегам, и более опытным было интересно все. Никто не считался с личным временем. Одновременно со становлением нового подразделения для МТЗ строился и корпус для специального производства. В то время никто не называл, что это за производство. Те, кто трудился в нем, давали подписку о неразглашении специфики производственной деятельности. Даже отдельные пропуска были в цехи спецпроизводства. А выпускали там шасси для зенитно-самоходных комплексов «Шилка» и «Тунгуска». К слову, все начиналось с постановки на производство «Шилки». Конструкторы не только проектировали, разрабатывали документацию, но и выезжали на полевые испытания. Одни из таких проходили в горах. Как вспоминает Владимир Андреевич, шел проливной дождь. Была опасность схода селя. Местные били тревогу.

— А мы, отчаянные парни, все равно поехали. Нас сопровождали военные. Только это и помогло. Нам надо было получить результат, а условия для испытаний сама природа добавила, — делится мой собеседник. И в этот момент в мудрых его глазах скачут искорки задора. Он и сейчас помнит эмоции и радость от того, что машина выдержала, и все для них самих закончилось хорошо.

А ведь ехали по воде и разбросанным камням, внизу температура — +45, вверху — снег лежал.

У Владимира Андреевича даже родители не знали, над какими серьезными проектами работает их сын. А сыну и его коллегам было чем гордиться.

Под непосредственным руководством Владимира Коробкина, тогда начальника ОКБ, была разработана принципиально новая ходовая часть гусеничного шасси с гидропневматической системой подрессоривания и системой регулирования дорожного просвета.

А вот цитата из книги «ПО «МТЗ» — флагман белорусской индустрии»: «В. А. Коробкин научно обосновал принцип создания гусеничных шасси промежуточной категории по массе на основе базового шасси, на котором в дальнейшем был разработан целый ряд машин и проводилась модернизация серийных машин. Базовое гусеничное шасси имело высокие технические характеристики, находящиеся на уровне лучших отечественных и зарубежных аналогов, а по таким, как средние скорости движения, условия работы экипажа, эффективность работы, значительно превосходили их. За большой вклад в разработку гусеничного шасси и новизну технических решений В. А. Коробкину в составе авторского коллектива в 1986 году была присуждена Ленинская премия. Владимир Андреевич — лауреат премии Совета Министров Республики Беларусь в области дизайна за художественное исполнение универсального транспортного шасси ШУ-406, а также премии Министерства промышленности Республики Беларусь за создание комплекса шахтных машин. Он удостоен звания «Заслуженный работник промышленности Республики Беларусь».

Как считает Владимир Андреевич, конструктором стать в одно мгновение нельзя:
— Надо получить знания и нарабатывать опыт. Конструктор должен весь процесс создания своей машины, узла или маленькой детали прощупать своими руками. Тогда у него будет понимание и узких мест, и необходимости нового. Во многом судьба будущего талантливого профессионала зависит от него самого, но немаловажную роль играют и те, кто трудится рядом и передает ему свой опыт. Я благодарен замечательному специалисту, начальнику — главному конструктору ОКБ Борису Петровичу Альгину, своему первому руководителю Николаю Амвросиевичу Попову. Вспоминаю, как в новогодний вечер мы сдавали технику и к нам зашел генеральный директор МТЗ Николай Никитович Слюньков. Все столы уже праздничные накрывают, а мы в МСП сдаем технику. Для нас всегда было важным дело. Благодарен своей жене и детям за понимание этого.

Дело важно для Владимира Коробкина и сейчас. Снова в разработке новая техника. Снова не типичная для тракторного завода. Но так и должно быть. Бренд государства должен всегда держать марку лучшего предприятия. И это будет всегда, пока трудятся на заводе профессионалы.

В сутках 24 часа. Однако кажется, что такие люди, как Владимир Андреевич, умеют спрессовать время, чтобы успеть все. Есть ведь не только заводская жизнь. Есть семья, дети. Есть дача, которая, по словам Владимира Андреевича, как отдушина, место где можно расслабиться и отдохнуть, чтобы с новыми силами взяться за очередную новинку или усовершенствование уже существующей. Поиск — это вечный спутник всех творческих людей и конструкторов в том числе. По словам моего собеседника, он рад, что его семья умеет понять его «страсть» к работе.

— Минский тракторный завод стал моей судьбой, — сдерживая эмоции и очень уверенно произносит Владимир Андреевич. — Я рад, что моя трудовая биография связана с МТЗ. И сегодня я бы ничего в ней не изменил.

Этой преданности родному делу и любимому предприятию можно только позавидовать и поучиться так работать и жить, чтобы другие могли без оглядки на должности и ранги сказать так, как про героя моего материала, — Профессионал.

Материал подготовила
Алиция Пинюта.
Фото автора.



Добавить комментарий