Владимир Кирута: Всегда оставаться в творческом поиске

Тракторозаводцы

Деревня Комаровка… Населенных пунктов с таким названием в Беларуси можно насчитать не один десяток. В деревне Комаровка Слуцкого района родился герой нашего рассказа. Сегодня ее уже нет на карте, но любовь к родной земле, мудрой и размеренной жизни на ней, простота, искренность и, конечно же, неугасимый интерес к народному творчеству — все это в его жизни, как мне кажется, именно оттуда, из детства, которое было наполнено большими и маленькими радостями, трудом, ощущением надежности большой дружной семьи, и началось там, в маленькой Комаровке.

Директор Дворца культуры Минского тракторного завода Владимир Кирута, а речь идет именно о нем, был самым младшим из пятерых детей в семье. Родители Мария Павловна и Иван Александрович трудились разнорабочими. Жили дружно, старшие досматривали младших, и пока родители были в колхозе, у всех находилась работа по хозяйству, а оно у семьи, как водится, было немаленьким. Владимир Иванович считает, что привычка к труду, которая прививалась с самого раннего возраста, закаливала и физически, и нравственно, учила жить в гармонии с природой и самим собой, приводила к пониманию того, что в жизни важно, а что нет.

Семья жила очень скромно, и, пока не появился телевизор, главным развлечением в доме было радио. Песни, которые звучали из него, ребята слушали по многу раз, заучивали наизусть, с удовольствием пели все вместе. Особенно песни военных лет и легендарную «Катюшу». Глава семейства, Иван Александрович, прошел войну, был тяжело ранен под Кенигсбергом, и тема эта была ему очень близка.

Когда Владимиру было лет 6-7, в семье появилась гармошка. Несмотря на дороговизну, купить инструмент детям предложил именно Иван Александрович. У младшего горели глаза, так хотелось прикоснуться к удивительной вещи, да где там: «осваивать» инструмент принялся старший брат! И все же особую тягу к творчеству родители заметили именно в Володе, отдав его в музыкальную школу по классу баяна.

Дважды в неделю он бегал из деревни в Слуцк по 12 километров туда и обратно на занятия. Сегодня Владимир Иванович с улыбкой признается, что поначалу великой радости от необходимости усердно учить гаммы и заниматься после школы с инструментом он не испытывал. Тем более, когда на улице друзья гоняли в футбол и хоккей. Но если есть желание, стремление и усидчивость, все обязательно получится.

Когда пришло время определяться с будущей специальностью, он увидел в газете «Знамя юности» материал «Куда пойти учиться?», тогда же для себя и решил, что поедет в Минск поступать на культпросветработника, руководителя самодеятельного оркестра. Во время учебы подрабатывал униформистом в цирке, стал получать приглашения для участия в программах, и даже подумывал связать судьбу с цирковым искусством.

После училища пошел в армию, сначала служил в танковых войсках, потом играл в духовом оркестре. Далее была учеба в институте культуры, и годы, проведенные там, стали одними из самых ярких. Все ребята оказались такими талант-ливыми и дружными, так искренне переживали за успехи друг друга, без всякой зависти, недомолвок, что успели стать друг для друга по-настоящему близкими людьми.
Параллельно с учебой Кирута стал руководить ансамблем народных инструментов среди студентов института иностранных языков. Привлек к участию в нем своих однокашников. Несколько лет коллектив из трех десятков человек радовал своими выступлениями минчан и гостей города на самых разных мероприятиях и массовых праздниках. Спустя несколько лет после окончания обучения, во время своей работы на заводе имени Вавилова, Кирута еще часто приходил в институт: хотелось вновь и вновь пройтись по ставшим родными коридорам, пообщаться с любимыми преподавателями, вдохнуть атмосферу беззаботности и творчества.

Позже он работал в Международном доме самодеятельного творчества Белсовпрофа методистом оркестрового жанра. Учреждение организовывало семинары, программы обучения, подбирало педагогов из института культуры и консерватории для работы с любительскими творческими коллективами. Одно время Владимир Иванович трудился в дирекции национальных художественных программ при Министерстве культуры, был администратором коллектива РИПО «Бліскавіца», главным администратором концертного оркестра под управлением Михаила Финберга, около двух лет проработал заместителем директора объединения музыкальных коллективов Белтелерадиокомпании. То есть к тому времени, как он пришел во Дворец культуры Минского тракторного, опыт административной работы в сфере культуры у него был очень разнообразный. И вот уже без малого 17 лет Владимир Кирута возглавляет работу нашего ДК.

Первоочередной своей задачей, признается, видел развитие концертной деятельности Дворца и его творческих единиц. Более десяти лет существует уже коллектив народной песни и танца «Белы Птах», который был создан «с нуля». Он пригласил нынешнего руководителя ансамбля Ольгу Жишкевич, предложил ей свою концепцию коллектива. Как водится, были споры, поиски, обсуждения буквально всего — от репертуара до костюмов. И вот сегодня «Белы Птах» уже вырос до звания «народный» и готов бороться за звание «заслуженный любительский».

Владимир Иванович рассказывает, что при нем образовалась и начала серьезно развиваться детская студия «Кляксы», а сегодня это уже — образцовая студия эстетического воспитания. Очень вырос в последние годы коллектив «Игрица», в репертуаре которого наряду с цыганскими песни народные. Также можно сказать «с нуля» появился и успешно заявляет о себе вокальный коллектив «Голос детства» под руководством Натальи Каранько. Ею проделана огромная работа, а юных воспитанников студии с удовольствием ждут на разных концертных площадках города. Кроме того, Наталья стала автором гимна Партизанского района, который сегодня часто исполняется во время праздничных мероприятий в районе.

Коллектив мажореток, который был создан из участниц танцевальных коллективов «Лянок» и «Серпантин», — также идея Владимира Ивановича. Идею необычного коллектива, «Парадные линии», он «подсмотрел» в одной из командировок. Сразу же была сформулирована на бумаге идея, разработаны эскизы костюмов, продумано обучение азам барабанного дела участниц ансамбля. Уже через год после его образования мажоретки ДК МТЗ принимали участие в церемонии открытия Национального олимпийского стадиона «Динамо».

Большое развитие в последние десять лет получили творческие проекты, благодаря которым сегодня знают Дворец культуры Минского тракторного не только в Беларуси, но и за ее пределами. Это международные форумы «Сила славянских сердец», «Гармонік збірае сяброў», конкурс дуэтов «Песни, которые нас объединяют», фестиваль казачьей песни «Гайда». Кирута признается, что все эти проекты смогли быть реализованы с помощью руководства, профсоюзного комитета и работников Минского тракторного завода. Ведь порядка 40-50 процентов постоянных зрителей этих мероприятий — заводчане и их семьи. Подготовка к мероприятиям международного уровня очень сложна, это всегда несколько месяцев упорной работы — от поисков участников и членов жюри до решения большого числа организационных вопросов. За годы сотрудничества Дворец приобрел много добрых связей с коллегами из России, Польши, стран Балтии, но каждый раз специалисты ДК МТЗ стараются составить конкурсную программу так, чтобы зрители видели не только добрых друзей, но и знакомились с новыми талантами. А самое важное, что эти международные проекты не являются коммерческими: конкурсанты не платят специальные взносы за участие, все расходы берет на себя Дворец культуры.

Невероятно популярным у жителей района стал парад духовых оркестров, который традиционно проходит в канун Дня Победы. А уж инициатива под названием «танцы тракторов» известна сегодня каждому белорусу.

Идея проводить традиционные отчетные выступления в формате встречи друзей также принадлежит Кируте. Студии и ансамбли готовят концерт и приглашают на него своих коллег из других коллективов. Так появились фестивали народного танца, который организует ансамбль «Вязанка» и его руководитель Леонид Тушинский. Широко известны конкурсы «Рождественские встречи в «Маре» и «Марочкины звездочки» от студии спортивного бального танца «Мара» под руководством Лидии Кац-Лазаревой. Особо ярко, масштабно, на высочайшем творческом и организационном уровне по инициативе студии «Кляксы» и ее художественного руководителя Евгении Резниковой проходит фестиваль детского танцевального творчества «Браво, дети!». «Кляксы» также оказывают огромную поддержку в подготовке и проведении районного конкурса «Мисс Кнопочка».

По словам коллег, главное достоинство Кируты как руководителя в том, что он всегда в теме и может заменить любого из своих коллег. Если возникла идея, его будет интересовать все — от задумки до сметы. При этом он терпеливый и уравновешенный человек, который не позволяет себе перехлеста эмоций. Он готов спорить, отстаивать свою точку зрения, выслушивать мнения других, учить молодых коллег, ненавязчиво подсказывать что-то в творческом плане, но совершенно не может мириться с неискренностью.

В 2018 году Владимир Кирута стал победителем конкурса «Человек года в сфере культуры» в номинации «Клубная деятельность», а в нынешнем году удостоился звания «Заслуженный деятель культуры Республики Беларусь». Пусть будут новые сценические открытия, интересные творческие проекты, а также силы и возможности для их реализации! Мы желаем ему еще много лет оставаться в творческом поиске.

Анна КОРЯКОВА.
Фото автора.



Добавить комментарий