Василий Лапаник: «Я стараюсь все делать так, чтобы не было стыдно ни за один прожитый день»

Тракторозаводцы

В представлении большинства из нас профессия грузчика, пожалуй, самая простая из возможных. Но это лишь поверхностный, дилетантский взгляд на нее. Встретившись с Василием Лапаником, грузчиком цеха хранения материалов, я в очередной раз убедилась в этом заблуждении, поняв и прочувствовав, как важны в каждом деле настоящие асы.

— Сегодня грузчик — не тот человек, который заваливал на спину увесистые мешки и всю смену переносил их с места на место, — пытается пояснить мне в деталях требования к своей профессии Василий Адамович. — Сейчас грузчик — это обязательно хорошо подготовленный водитель погрузчика, плюс получивший соответствующее свидетельство стропальщик, плюс человек, который очень хорошо знает планировку всех складов, умеет быстро реагировать на техническое состояние своего «железного коня», ориентироваться в психологической ситуации во время выполнения работ.

Приходится иной раз грузить и вручную, но большинство работ уже давно механизировано и выполняется погрузчиком, кран-балкой, железнодорожным либо мостовым кранами, и здесь уже мы выступаем как стропальщики, для чего каждому из нас пришлось пройти заводские курсы и получить удостоверение. Наша бригада выполняет свои обязанности на шести складах завода. Везде свои материалы, своя специфика. Есть особо ценные, есть особо уязвимые или очень крупные грузы. Без практики и сноровки можно и самому травмироваться, и груз деформировать или даже разбить. Практика, внимательность, ответственность, сосредоточенность, проверка груза на соответствие грузоподъемности подъемно-транспортного оборудования — все это в совокупности и есть составляющие нашего повседневного, такого простого и одновременно сложного труда.

Сегодня в команде Василия Лапаника, кроме него, еще пять человек. И каждый, по словам Василия Адамовича, —  отменный специалист в своем деле.

— Геннадий Лавицкий, Владислав Кравцов, Сергей Ковалевский, Александр Шубич, Николай Русецкий всегда подходят к работе со всей ответственностью и профессионализмом, — говорит мой собеседник. — Любой из нас старается дорожить каждой минутой, чтобы не заставлять стоять под погрузкой или выгрузкой ни тракторозаводской транспорт, ни, тем более, технику предприятий «МТЗ-ХОЛДИНГА», которые получают наши комплектующие по кооперации, и сборочных производств Минского тракторного завода в других странах мира. И тут мы выступаем одной дружной командой с кладовщиками, контролерами, заведующими складами. Со многими из них работаем вместе несколько десятилетий, понимаем друг друга с полуслова. Например, с Надеждой Володькиной, старательной, исполнительной, доброжелательной труженицей, мы выполняем производственные задачи свыше двадцати лет. Вообще, за годы работы завод стал для меня вторым домом, где я занимаюсь любимым делом, приобрел настоящих друзей. А работать мне не привыкать.

Это истинная правда, потому что Василий Лапаник трудится с самого детства, и делает это охотно.

— Я не могу сказать, что в моей жизни были какие-то особенные сложности. Все шло само собой — последовательно и ровно. Родился я в деревне Грядовичи Стародорожского района. Мама, Надежда Ивановна, была полеводом. Отец, Адам Васильевич, — животноводом. Рос я с тремя братьями, и все мы тянулись к технике. У нас были двоюродные братья: один — водитель автомобиля, второй — тракторист. Они и стали нашими первыми техническими наставниками, возле них мы вертелись в совхозных мастерских, могли прокатиться на тракторе или грузовике. В результате один мой родной брат — инженер, второй — тракторист, третий — моряк, ну и я «сяк-так», — шутит Василий Адамович. — После  восьмилетки окончил Октябрьское сельское профессионально-техническое училище. Получил профессию автослесаря и права водителя, вернулся в свой сов-хоз и восемь месяцев до армии работал там. А потом была служба в автомобильных войсках в Подмосковье, которая пополнила мои технические знания и укрепила практические навыки. Так что после армии мне было не страшно приступать к любой работе в тех пределах, которые мне известны. А старший брат, Михаил, к тому времени уже трудился водителем автопогрузчика в транспорт-ном цехе МТЗ. Шел 1983 год. На заводе требовались рабочие руки. Меня взяли в цех № 94 механосборочного производства электромонтером. Там я отработал около десяти лет, а потом перешел в цех хранения материалов и с удовольствием тружусь здесь уже четверть века. Нравится все: односменная разноплановая работа, люди, руководство. Хотелось бы в такой же благоприятной обстановке доработать здесь до заслуженного отдыха.

Считаю, что все в моей жизни сложилось удачно. Мне повезло с замечательной спутницей жизни. Именно повезло. Потому что впервые мы встретились еще до моей службы в армии, когда минчанка Зоя, учащаяся медучилища, приехала к нам в деревню «на картошку», и разошлись своими дорогами. А после службы я приехал в Минск к брату и прямо у подъезда его дома снова встретил ее. Оказалось, что они живут в одном доме. После этой встречи вот уже 35 лет мы вместе, уважаем и ценим друг друга, вырастили двух сыновей, помогаем поднимать внука и внучку.

Провести вечер с шестилетним Артемом или девятилетней Ксюшей для дедушки — несказанная радость.

— Теперь они такие интересные, — улыбается он.  — Вместе мы играем в футбол, читаем, рисуем, придумываем всякие истории. Дед у них — любимчик.

С возрастом понимаешь, что семья — это главное в жизни. Когда-то нам родители старались помочь, сельскими продуктами долгое время снабжали.

А теперь мы стараемся для детей и внуков. Вот старший сын квартиру построил — надо поддержать. Дачу хочется так обустроить, чтобы дети и внуки, подъезжая к дому, гордились тем, как дед все красиво сделал. Сыновья тоже стараются помочь мне в этом. Заботливые они у нас. Вот уже который год уговаривают всей семьей на море съездить. На это лето уже вроде уговорили. На даче этих пару недель соседи похозяйствуют, мы с ними живем дружно, как с родными, поэтому проблем не будет.
Вообще, я все стараюсь делать так, чтобы не создавать проблем ни коллегам, ни своим близким, чтобы в семье все было благополучно, а на работе ко мне не возникало никаких вопросов. Чтобы не было стыдно ни за один прожитый день.

Мнения
Юрий БОРЩЕВСКИЙ, старший мастер главного магазина цеха хранения материалов:
— Василий Адамович очень надежный работник, которому можно поручить любое самое сложное задание. У него золотые руки и доброе, отзывчивое сердце. Наставник молодежи, всесторонне развитый человек, он неизменно пользуется в коллективе заслуженным авторитетом и каждым своим трудовым днем подтверждает этот авторитет.

За тридцать пять лет работы на Минском тракторном заводе его добросовестный труд неоднократно был отмечен руководством цеха и нашего предприятия. Занесение его портрета на Аллею почета — еще одно подтверждение высокой оценки безукоризненного труда Василия Лапаника. У руководства цеха нет никаких сомнений, что и в дальнейшем этот незаменимый работник будет также добросовестно выполнять свои обязанности, приумножая трудовую славу цеха и МТЗ.

Марина БОРОДИНА, контролер бюро внешнего входного контроля материалов управления качества продукции:
— Следить за тем, как работает Василий Адамович, — истинное удовольствие. Он искусно лавирует на погрузчике среди цеховых колонн, ювелирно точно забирает грузы с эстакады и ставит их на нее. Очень работящий, смекалистый в деле, безотказный во всем, никогда не ждет, чтобы его подталкивали, всегда четко выполняет поставленные перед ним задачи и сам видит, где, когда и кому нужна помощь. В цехе хранения материалов много женщин, и все они, кто знает Василия Лапаника, в один голос говорят, что это настоящий мужчина, воспитанный в уважении к слабому полу, всегда готовый подставить надежное, крепкое плечо.

Наталия ХЛЕБУС.
Фото автора.



Добавить комментарий