В вопросах соцзащиты ветеранов труда важны все нюансы

Профсоюз

На очередном заседании исполкома Белорусской общественной организации «Социальная защита ветеранов труда автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения», которое состоялось 15 марта во Дворце культуры Минского тракторного завода, были рассмотрены итоги обращения в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, намечены вопросы для предстоящего выездного заседания исполкома, обсуждены итоги социально-экономического развития нашей страны в 2017 году.

В заседании приняли участие члены исполкома и ревизионной комиссии этой организации — бывшие работники Совета  профсоюзов автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, — а также представители ветеранских организаций 18 промышленных предприятий Беларуси.

По первому вопросу дал комментарий председатель Исполкома БОО «СЗВТ АСМ» Иван Синица, который напомнил присутствующим, что на предыдущем заседании исполкома, состоявшемся 21 декабря 2017 года, были рассмотрены поступившие предложения по перерасчету пенсий работающим пенсионерам с учетом их стажа работы в пенсионном возрасте, стоимости лекарств для пенсионеров, особенно для инвалидов третьей группы, стоимости проезда пенсионеров в общественном транспорте. На основании этих предложений на декабрьском заседании было принято решение о направлении обращения в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь и Совет Министров страны, в котором говорилось о том, что частью первой статьи 66 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» перерасчет пенсий работающим пенсионерам с учетом стажа их работы после назначения пенсии не предусмотрен. Однако работающие пенсионеры, как и остальные труженики, направляют из своей заработной платы 1 процент в Фонд социальной защиты населения, их наниматели так же, как и за других работников, перечисляют за них 34 процента в вышеуказанный фонд. Кроме того, во время работы пенсионеры получают пенсию не в полном объеме. Как правило, они заняты на низкооплачиваемых работах, на которые более молодые не претендуют. Получается фактиче-ски дискриминация работающих пенсионеров.

В большинстве своем люди преклонного возраста продолжают трудиться не потому, что им этого хочется, а в силу жесткой необходимости, для того, чтобы выжить. Очевидно, что при нынешнем уровне цен на продукты, лекарства, коммунальные услуги прожить на одну пенсию очень непросто. Исходя из вышеизложенного исполком БОО «СЗВТ АСМ» просил внести изменения в статью 66 Закона «О пенсионном обеспечении» и производить перерасчет пенсий с учетом стажа работы после выхода на пенсию.

Постоянная комиссия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по труду и социальным вопросам рассмотрела предложения исполкома БОО «СЗВТ АСМ» и в своем ответе разъяснила, что пенсионным законодательством Республики Беларусь предусмотрена возможность зачета в стаж работы после назначения пенсии только в случае отказа от ее получения в этот период. Это обусловлено тем, что в период получения пенсии пенсионные права реализуются, а не формируются: пенсия «зарабатывается» до ее назначения, и параметры, определяющие ее размер, такие, как стаж и заработок, фиксируются на дату назначения пенсии. А сама возможность получения пенсии, которая, по сути, является заменой утраченного заработка при достижении нетрудоспособного возраста, в период работы является исключением, пенсионной льготой (то есть получение пенсии в период работы заключается не в замещении заработка, а в дополнении к нему).

Что же касается уплаты работающими пенсионерами обязательных страховых взносов, как и других обязательных налоговых платежей, то она обусловлена сохранением работающим пенсионером статуса работника со всеми вытекающими из него не только правами (к примеру, на получение заработка, пособий из средств государственного социального страхования), но также и обязанностями по уплате налогов, взносов.

Комиссией Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по труду и социальным вопросам  также отмечено, что уровень пенсий в любой стране объективно определяется возможностями экономики. В Беларуси на пенсии ежегодно направляются около 10 процентов валового внутреннего продукта, что сопоставимо с экономически развитыми странами. Однако возможности повышения уровня пенсий ограничены, с одной стороны, относительно невысокими заработками, с которых уплачиваются взносы, с другой — высокой численностью получателей пенсий — 27,3 процента населения страны. По этим причинам принимаемые решения предусматривают дальнейшую оптимизацию пенсионных норм и расходов в целях поддержания финансовой стабильности пенсионной системы и приемлемого уровня пенсий у всех получателей. С учетом изложенного рассмотреть предложение по корректировке статьи 66 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» в настоящее время комиссия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по труду и социальным вопросам не представляет возможным.
Рассматривая предложение по предоставлению 50-процентной льготы на проезд в общественном транспорте, эта комиссия отметила, что сейчас Министерством труда и социальной защиты по поручению правительства страны прорабатываются предложения по концепции новой редакции Закона Республики Беларусь «О ветеранах».

Планируется рассмотреть вопрос по изменению правового статуса отдельных категорий ветеранов, а также сформулировать подходы к определению статуса ветерана труда, мер поддержки. Со своей стороны, по направленному обращению в Совет Министров Республики Беларусь Министерство транспорта и коммуникаций разъяснило, что льготы по оплате за проезд в пассажирском транспорте в настоящее время пассажирам, достигшим пенсионного возраста, предоставляются только в виде 50-процентной скидки со стоимости проезда в железнодорожном транспорте общего пользования в поездах региональных линий эконом-класса, водном и автомобильном пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси) на период сезонных сельскохозяйственных работ ежегодно с 1 мая по 30 сентября. Вместе с тем, в Министерстве транспорта и коммуникаций Беларуси отмечают, что это министерство не наделено правом на установление, отмену льгот на проезд, изменение установленного порядка их предоставления, а инициировать подготовку и внесение соответствующих изменений должно Министерство труда и социальной защиты как республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику в области социальной защиты.
Вопрос цен на лекарства для пенсионеров, особенно для инвалидов третьей группы, снижения их не только на базовые, но и на другие лекарства до настоящего времени остается без ответа.

С информацией о социально-экономическом положении организаций отрасли на начало нынешнего года перед членами исполкома БОО «СЗВТ АСМ» выступил заместитель председателя Белорусского профессионального союза работников отраслей промышленности «БЕЛПРОФМАШ» Владимир Коляга.

Владимир Михайлович привел данные Национального статистического комитета по основным показателям, отметил успешную работу холдингов и организаций Министерства промышленности, обеспечивших не только выполнение, но и перевыполнение ключевых показателей, ознакомил с итогами деятельности Государственного военно-промышленного комитета и организаций, входящих в его систему, итогами работы организаций Государственного комитета по стандартизации. Речь шла также об уровне заработной платы на предприятиях и в организациях промышленности, о пенсиях, реальный размер которых, по данным статистики, в январе 2018 года по сравнению с январем 2017 года увеличился на 1,3 процента.

Наталия ХЛЕБУС.
Фото автора.



Добавить комментарий