В ногу с техническим прогрессом, не останавливаясь на достигнутом

Наша марка Тема дня

120 моделей тракторов и  их модификаций  мощностью от 6 до 450 лошадиных сил, предназначенных для различных работ в различных почвенно-климатических условиях, с компьютерным управлением,  программным обеспечением, оснащенные «автопилотом» и системой удаленного мониторинга, – далеко не полный перечень возможностей «Беларусов».

Созданная на МТЗ конструкторская школа и находящийся в постоянном развитии научно-технический потенциал позволяют оперативно реагировать на любые изменения требований рынка и запросов потребителей.

В скорости этой реакции, по сути, и заключается главная составляющая успеха современного производства. Однако возможность предложить покупателям тот товар, который нужен здесь и сейчас, — лишь одна сторона медали. Вторая — иметь в запасе те решения, которые потребуются завтра и в перспективе. О том, над чем сегодня работает научно-технический центр Минского тракторного завода, о творческом поиске и будущих тенденциях наша газета поинтересовалась накануне Дня машиностроителя.

— Современная линейка «Беларусов» включает  широкий спектр новых тракторов высокого технического уровня. В них применены все новейшие решения узлов и агрегатов, которые в настоящее время присутствуют в мировых аналогах. НТЦ активно взаимодействует с отечественными и зарубежными учебными и научными учреждениями и участвует в реализации ряда государственных программ, — уточняет первый заместитель генерального конструктора ОАО «МТЗ» — главный конструктор тракторной техники Николай Зезетко.

В числе сегодняшних приоритетов — создание машин для конкретных рынков, в конструкции которых учтены не только особенности почвенно-климатиче-
ских условий, но и специфика применяемых в той или иной стране агротехнологий. Ярким тому подтверждением является  одна из последних разработок —  «Беларус-451» для эксплуатации  в рисовых чеках. Он предназначен для Вьетнама.

Напомним, что некоторое время назад на предприятии также был создан трактор, который может эксплуатироваться на залитых водой полях, — модели 422. К слову, он успешно выдержал испытания в Индонезии — на государственной машиноиспытательной станции. Сегодня в этой стране он включен в реестр тракторов, которые могут участвовать в тендерах по программам государственных закупок. При этом требованиям вьетнамского рынка, несмотря на то, что обе страны расположены на территории Юго-Восточной Азии, упомянутая машина отвечала не в полной мере.

—  Каждый регион имеет и свою специфику обработки почвы, — объясняет Николай  Зезетко. — Поэтому с учетом пожеланий вьетнамского партнера была проведена модернизация серийного «Беларуса-422» — изменена трансмиссия трактора, механизм заднего вала отбора мощности, изготовлен другой, более удобный для местных механизаторов каркас кабины с металлическими крыльями, установлен металлический капот.

Специалист также уточнил, что «Беларус-451» для проведения  испытаний непосредственно в тех условиях, для которых он и предназначен, в конце августа уже прибыл во Вьетнам. Однако пока дать старт проверке машины в деле не представляется возможным. Причиной тому — сезон дождей. По прогнозам, он завершится в начале октября, тогда группа заводских специалистов отправится во Вьетнам. Программа проведения испытаний уже согласована с вьетнамской стороной.

Еще один пример так называемого индивидуального подхода — модернизация серийного трактора в 200 лошадиных сил для рынка Судана. Новая комплектация «Беларуса-2023.3» с солнцезащитным безопасным каркасом вместо кабины  и с системой охлаждения, обеспечивающей работу трактора при высокой температуре воздуха, и даже в 50-градусную жару, позволит уже в ближайшее время  усилить влияние МТЗ на африканском континенте. Впрочем, и в других направлениях экспортной деятельности предприятие сегодня видит хорошие перспективы, в том числе благодаря собственным ноу-хау.

450-сильный «Беларус», два первых прототипа которого завод представил широкой общественности в декабре минувшего года, сегодня уже доработан по результатам первых эксплуатационных испытаний. До конца 2017-го планируется изготовить еще три трактора модели 4522. Причем один из них намечено собрать до конца сентября.
Новый самый мощный из «Беларусов», уникальность которого заключается в его классической компоновке, соответствует последним тенденциям развития мирового тракторостроения. Этот трактор тягового класса 8 тонн обладает универсальностью, выполняет широкий спектр технологических операций в сельском хозяйстве с комплексом современных широкозахватных орудий и агрегатов. Его основу составляют трансмиссия с переключением передач под нагрузкой без разрыва потока мощности, многодисковая муфта сцепления повышенного ресурса, полный привод с интеллектуальным управлением и надежный современный,  экологичный двигатель Caterpillar C 13, максимальной мощностью 466 «лошадей». Кроме того, «Беларус-4522» оснащен системой  удаленного автоматизированного мониторинга местоположения и контроля за эксплуатационными показателями трактора с обеспечением возможности удаленной диагностики работы систем. Такие системы уже установлены на партии «Беларусов» модели 3522, эксплуатирующихся в отечественных хозяйствах.

Новая машина, которой под силу пахать огромные по размерам поля, планируется в основном для поставок в Россию и Казахстан. Николай Зезетко отмечает: будущей весной предприятие намерено начать широкомасштабные испытания 450-сильного «Беларуса».

К слову, проверка в деле еще одной уникальной разработки от МТЗ — тракторы с электромеханической трансмиссией — также стартует предстоящей весной. Напомним, что в 2009 году на выставке в Ганновере завод представил «Беларус-3023» — концепт первого в мире электротрактора —  и получил серебряную медаль «Агритехники». С того времени компания «Русэлпром» проводила доработку тягового электропривода и опытные образцы тракторов мощностью 300 лошадиных сил проходили испытания на подтверждение надежности и экономической целесообразности производства. Результаты этих испытаний показали: машины очень перспективные — на отдельных операциях экономия топлива достигает 7  процентов, трактор очень удобен в управлении, требует меньше расходных материалов при обслуживании и имеет дополнительную специальную установку, которая позволяет использовать его в качестве мини-электростанции и выдавать 170 киловатт-часов при напряжении 380 вольт.

— В прошлом году совместно со специалистами китайской компании CNR  мы изготовили трактор с электромеханической трансмиссией большей мощности — в 350 лошадиных сил.

В настоящее время китайские специалисты занимаются окончательной доработкой и отладкой электронного управления трактором. В конце зимы — начале весны, накануне полевых работ, планируется передать машину в хозяйства для эксплуатационных испытаний и подтверждения ее надежности, — говорит Николай Иванович.
Заместитель генерального конструктора также сообщил о ближайших планах в области модернизации серийных «Беларусов». В частности, она коснется конструкции всего модельного ряда тракторов мощностью от 80 до 200 «лошадей», предназначенных для европейского рынка. С 1 января в ЕС вступает в силу новая директива, ужесточающая требования не только к экологии, но и к конструкции тракторов по обеспечению безопасности.

Кроме этого, в рамках технического регламента Таможенного союза по положительным результатам испытаний всей линейки «Беларусов» поданы документы на получение сертификатов. На три трактора — модели 1221, 1523 и 2122 — такие сертификаты уже получены.

Упомянутый техрегламент начнет действовать с марта 2019 года. Срок вступления его в силу перенесен по причине того, что ряд заводов соседней страны оказался к новым требованиям не готов, чего не скажешь о белорусском производителе.

В настоящее время МТЗ воплощает в жизнь еще один актуальный проект — касающийся перевода внедорожной техники, в том числе и тракторов,  на газовое топливо. А в ближайшем будущем заводские конструкторы планируют представить и тракторы, оснащенные системами точного земледелия.

Наталья КОВАЛЕВА



Добавить комментарий