В Минске создается среда без барьеров

Социум Тема дня

Создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями, пенсионеров, мам с колясками и других граждан, избегающих при передвижении крутых перепадов высоты под ногами, — дело чести для современного общества. В Минске работа в этом направлении началась довольно давно, но до совершенства, увы, нам пока еще очень далеко. Ведь безбарьерная среда — это не только дорожка для колес инвалидной коляски у входа в магазин. Задача-максимум — обеспечить безбарьерное передвижение на подавляющем большинстве объектов городской инфраструктуры, в жилом фонде и на транспорте. О том, что нынче делается в этом направлении в белорусской столице, на днях рассказали специалисты.

Не только пандусы и заниженный бордюр
В столице проживают более 124,7 тысячи людей с инвалидностью. Это 6,3 процента от общего количества минчан. В том числе детей-инвалидов — свыше 6,9 тысячи, инвалидов-колясочников — более 4,4 тысячи человек.

— В настоящее время 57,3 про-цента объектов социальной инфраструктуры Минска обеспечены элементами безбарьерной среды, — рассказывает председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Жанна РОМАНОВИЧ. — Под элементами безбарьерной среды теперь понимается комплексный подход — начиная от парковки и заканчивая средой внутри здания. В прошлом году по плану было предусмотрено создание такой среды на 89 объектах. Задача выполнена на 112 процентов — усовершенствовано 104 объекта, преимущественно социальной инфраструктуры и жилого фонда. На этот год запланировано обеспечить безбарьерной средой 150 объектов. Выполнены работы в девяти учреждениях здравоохранения. В строящихся — это уже предусмотрено проектами, а в существующих — оборудование элементами безбарьерной среды возможно во время капитального ремонта и даже текущего содержания, в зависимости от сложности.

По словам специалиста, безбарьерная среда — это не только пандусы и заниженный бордюр. К примеру, во 2-й центральной районной поликлинике Фрунзенского района в порядке эксперимента создан информационный справочник, дублированный шрифтом Брайля. Устанавливается звуковое оповещение в лифтах некоторых учреждений. На сайтах поликлиник появились версии для слабовидящих, организовано смс-оповещение для слабослышащих пациентов.

— Аналогично проводится обустройство и в учреждениях образования, — отмечает Жанна Романович. — Все вводящиеся объекты уже в проекте предусматривают безбарьерную среду, а в действующих школах, где учатся дети с инвалидностью, во время текущего ремонта оборудуются отдельные элементы.

Что еще сделано в последнее время? В 26 гостиницах из 51 оборудованы 53 номера для инвалидов-колясочников (коэффициент их использования — 0,74 процента), а пандусы и поручни, парковочные места для транспорта инвалидов-колясочников есть во всех. Доступными для людей с инвалидностью стали уже 78 процентов учреждений культуры, подведомственных городу.

Еще один важный момент. С 2011 года в Минске из средств местного бюджета выделяется целевое финансирование на создание безбарьерной среды по месту жительства инвалидов (по заявкам администраций районов). В результате до начала 2018 года было установлено 453 пандуса и 289 подъемных устройств.

В прошлом году на эти цели выделено более 1 миллиона рублей — установлено 49 подъемных устройств и 48 пандусов по 77 адресам места проживания инвалидов-колясочников. В подъездах, где нет технических условий для устройства пандуса или подъемника, сегодня предлагается несколько вариантов: покупка телескопического пандуса (он разворачивается по лест-нице) с привлечением материальной помощи из средств ФСЗН, услуги мобильного траволатора (транспортно-подъемного средства, работающего по принципу эскалатора) с выездом по адресу проживания (пока такой есть только в Московском районе Минска) либо обмен жилья. В списке нуждающихся в такой мере по Минску сейчас 13 человек.

— В столице 1857 человек с инвалидностью нуждаются в улучшении жилищных условий, 79 из этих людей являются колясочниками, — добавляет Жанна Романович. — Тем из них, кто имеет I или II группу и нуждается в социальном жилье, мы готовы предложить квартиру в специальном доме для ветеранов, престарелых и инвалидов по проспекту Рокоссовского, 50. В этом жилом комплексе оборудована среда для инвалидов-колясочников. Свободное жилье есть.

Поехали!
Безбарьерная среда в транспорте — отдельная тема. Перемещение в тесном пространстве салона автобуса или вагона метро для того же колясочника — испытание не из легких. Но ведь вовнутрь еще нужно забраться, а по прибытии на нужную остановку — вновь выехать на тротуар. К счастью, к запросам «безбарьерников» в транспортной среде прислушиваются все активнее.

— Более 80 процентов наземного городского транспорта Минска является низкопольным и приспособлено для обслуживания людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и других ослабленных лиц, — констатирует Жанна Романович. — Так, на начало этого года на балансе КУП «Минсктранс» числилось 1145 низкопольных автобусов — 80,2 процента от общего количества, оснащено откидными платформами 52 процента. Кроме того, 98,4 процента троллейбусов низкопольные, а 240 троллейбусов оснащено вышеупомянутыми платформами. Насчитывается 27 низкопольных электробусов. В то же время только 5 из 137 трамваев оснащены вспомогательными платформами — аппарелями.

Метрополитен также активно работает над созданием безбарьерной инфраструктуры. Более удобными становятся входные группы. В составах почти везде есть электронная бегущая строка. На всех станциях нанесены предупреждающие желтые линии, имеются переговорные устройства связи, выполнены работы по удлинению поручней до нормативной длины на лестничных сходах девяти станций. Разработана детализированная схема оснащения всех станций элементами безбарьерной среды, на сайте метрополитена размещена интернет-карта. Лифтами и подъемными платформами оборудовано 14 станций из 29.

И еще о транспорте. Популярность услуги спецавтотранспорта «Социальная служба» для маломобильных категорий за счет средств местного бюджета трудно переоценить. Для этого используется 19 микроавтобусов.

За прошлый год выполнено почти 72 тысячи заявок для более чем 3,8 тысячи человек. В планах на этот год — обслужить около 5000 человек.

Наконец, для повышения мобильности людей с инвалидностью, физически ослабленных ведется реконструкция уличной дорожной сети. ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» понизило бортовой камень почти в 1000 местах при пересечении пешеходных путей с проезжей частью и на остановочных пунктах. При ремонте тротуаров применяется тактильная плитка.

Работы выполнены на 27 остановках общественного транспорта. 91 светофорный объект оборудован звуковым устройством.

Ближе к спорту
Позаботились минские власти о мобильности малоподвижных людей и в преддверии II Европейских игр.

— Парковочные места для инвалидов организуют возле всех спортивных объектов Игр в Минске на расстоянии не более 350 метров от входов, — просвещает Жанна Романович. — На всех объектах запланированы стоянки для спецавтотранспорта. И они будут иметь парковочные места для инвалидов-колясочников, которые расположатся на расстоянии 150—350 метров от входов в здания.

Что сделано на спортивных аренах? На стадионе «Динамо» есть специальные места на трибунах, удобные лифты и пандусы. В «Минск-Арене» спроектирован специальный подиум для размещения зрителей, имеющих инвалидность. На велодроме этого спортивного комплекса для данной категории зрителей отведены места на трибуне С.

Для просмотра баскетбола в «Palova Arena» зона для колясочников организована на уровне соревновательной площадки. В «Чижовка-Арене», Центре олимпийского резерва по теннису, спортивно-стрелковом комплексе им. Тимошенко тоже обеспечена безбарьерная среда (лифты, пандусы). В СОК «Олимпийский» выделены специальные места на трибунах. В ЦОР по гребным видам спорта предусмотрен маршрут для передвижения в сопровождении двух волонтеров и прочее. Наконец, для просмотра соревнований по велосипедному спорту в районе Октябрьской площади люди с инвалидностью смогут припарковать транспорт на площади Свободы.

Занятость — хороший стимул к мобильности
Ограниченная маневренность — лишь одна из проблем инвалидов-колясочников. Даже если есть безбарьерная среда, нужен стимул для активных поездок по городу. Таким стимулом является трудоустроенность.

— Эффективность трудоустройства среди граждан с инвалидностью в этом году — больше 35 процентов, — отмечает Жанна Романович. — Раньше этот показатель составлял 28 про-центов.

По словам специалиста, принципиально изменены подходы к вовлечению людей с инвалидностью в активную жизнь. От заявительного принципа перешли к выявительному. Раньше в комитете по труду ждали, когда человек, получив индивидуальную программу реабилитации, сам придет для трудоустройства.
Современный алгоритм действий таков: запрашиваются все программы реабилитации и приглашаются их получатели для возможного содействия в трудоустройстве.

Профессии, по которым могут трудоустроиться люди с инвалидностью, разные: кладовщик, комплектовщик, укладчик товаров, оператор ПВМ, администратор, кассир. Служба занятости готова подобрать работу каждому. Готов ли к этому сам человек — другой вопрос…

В проектных решениях важен компромисс

В Беларуси рассматривают вопрос о внесении изменений в нормативные требования для устройства пандуса без устройства лестницы, чтобы обеспечивать доступ всех категорий граждан на различные объекты — в здания организаций, учреждений и предприятий, жилые дома.

По словам начальника главного управления градостроительства, проектной, научно-технической и инновационной политики Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Ольги ВЕРАМЕЙ, сейчас в проектных решениях предусматриваются наклонные подъемные платформы, которые в своем транспортном положении (спуск/подъем) уменьшают эвакуационную ширину прохода по лестничному маршу и создают неудобства для других жителей жилого дома. Порой проектные организации при ремонте или реконструкции сталкиваются с невозможностью установить какие-то элементы. Да и сами инвалиды порой просят не включать в проект подъемную платформу, а заменить их пандусом. Но в каждом случае делается упор на нормы, которые необходимо соблюдать, даже если это дорого. Министерство, тем не менее, старается искать компромисс, согласовывает какие-то отступления.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий