В каком Минске мы будем жить?

Новости

Александр НЕСТЕРОВ
Фото автора

Архитектурное и градостроительное будущее столицы всегда волновало не только минчан, но и многочисленных гостей города. В большинстве случаев планы проектировщиков так или иначе воплощаются в жизнь. А в начале сентября в торговом центре «Столица», что под площадью Независимости, широкой общественности были представлены новые задумки архитекторов — их видение улиц и проспектов, жилых и административных кварталов, перспектив развития городов-спутников. Некоторые из этих объектов уже возводятся, некоторым только предстоит пройти путь от эскизов до воплощения в стекле и бетоне. Мы внимательно изучили экспозицию и решили максимально доступно, с иллюстрациями и привязкой к ныне существующей реальности, рассказать своим читателям о некоторых предложениях градостроителей.

1. Партизанский проспект: архитектурная доминанта на въезде в город

Вокруг ДК МАЗ появятся шикарные высотки…
Вокруг ДК МАЗ появятся шикарные высотки…

Если ныне существующая застройка в начале и середине Партизанского проспекта в ближайшем будущем вряд ли подвергнется кардинальному пересмотру, то об участке от улицы Кабушкина до Минской кольцевой автодороги такого не скажешь.

Для многих работников МТЗ и членов их семей этот район в чем-то родной. Дома здесь возводились в то же время, что и здания в поселке тракторостроителей. А последний, как мы уже неоднократно писали, в ближайшие годы собираются существенно «перекроить». Выясняется, что практически та же участь ожидает Партизанский проспект и поселок автозавода.

…а напротив Дворца вместо «ворот» поселка автозавода — шикарные «ворота-гиганты».
…а напротив Дворца вместо «ворот» поселка автозавода — шикарные «ворота-гиганты».

Архитекторы УП «Минскградо» считают, что реконструкции требует часть проспекта протяженностью более трех километров. По словам руководителя архитектурно-планировочной мастерской Вячеслава Евсеева, на данном участке предложено создать несколько площадей. Первая из них находится на перекрестке с улицей Кабушкина. Рядом со станцией метро «Автозаводская» предполагается построить по обе стороны магистрали два симметричных дугообразных 14–16-этажных дома. Судьба малоэтажной застройки вдоль нечетной стороны Партизанского пока не решена, хотя, по мнению архитекторов, особой ценности эти здания не представляют. А вот определенное настроение и стиль — создают.

Район станции метро «Автозаводская» будут «обрамлять» современные многоэтажки.
Район станции метро «Автозаводская» будут «обрамлять» современные многоэтажки.

Следующий объект — территория вокруг Дворца культуры Минского автомобильного завода. Со стороны ДК намечено возвести 8–16-этажные жилые комплексы повышенной комфортности с включенной в них платформой, предназначенной для размещения объектов обслуживания. А вот напротив, там, где сейчас находятся своеобразные «ворота» автозаводского поселка, авторы проекта предлагают построить жилой комплекс в виде амфитеатра высотой 9–11 этажей. Причем это будет только «обрамление» 25–30-этажного административного здания. Справа, правда, проектировщикам логичным представляется возвести административный «столп», поскольку экологическая ситуация под боком у МАЗа пока не самая благоприятная. Кто знает, может, изменится и сам комплекс ДК МТЗ. Скажем, расположенный рядом стадион «Торпедо» можно взять под крышу.

«Пройдемся» дальше. На перекрестке с улицей Социалистической на четной стороне Партизанского проспекта архитекторы видят 16–19-этажный жилой комплекс. А на нечетной стороне, ближе к улице Ангарской, рядом с комплексом из четырех общежитий предполагается возвести еще один корпус, но уже в 19–30 этажей, и все это в «сопровождении» объектов сервиса. В УП «Минскградо» считают, что данный квартал может стать архитектурной доминантой на въезде в город со стороны Могилева.

Окрестности станции метро «Могилевская» тоже могут претерпеть изменения. Скажем, по обе стороны от Минской кольцевой автодороги вполне могут появиться два гипермаркета в комплекте с перехватывающим паркингом.

SDC15488

SDC15492

Пока на перекрестке с Социалистической улицей «малоэтажно».
Пока на перекрестке с Социалистической улицей «малоэтажно».

В окрестностях станции метро «Могилевская» ждите появления паркинга и архитектурной доминанты на въезде в город со стороны Могилевского шоссе.
В окрестностях станции метро «Могилевская» ждите появления паркинга и архитектурной доминанты на въезде в город со стороны Могилевского шоссе.

2. Смолевичи: здесь будет город-«цирк»?

Давно решено, что Смолевичи совсем скоро превратятся в город-спутник Минска. И многие будут буквально рваться сюда из-за девственной экологии, сравнительно недорогого современного жилья, удобного транспортного сообщения с мегаполисом и прочих несомненных удобств и благ. Что же это за блага?

Генеральный план города-спутника Смолевичи разработан УП «БелНИИП-Градостроительства» и предусматривает два этапа развития — до 2020 и до 2030 годов. Если сейчас численность населения райцентра немногим более 15000 человек, то через 10 лет в городе-спутнике будут проживать 37700 жителей, через 20 лет — 63730, в том числе 38720 бывших минчан. Предполагается, что все эти люди будут обеспечены квадратными метрами в следующей пропорции: 60 процентов — многоквартирная застройка, 40 — усадебная.

Объединенный общественный центр будет сформирован вокруг новой площади в районе Смолевичского водохранилища совместно с ландшафтно-рекреационной и спортивной зонами. Объекты разместятся на оси новой магистрали, соединяющей район для Минска и существующий центр Смолевичей. Последний, к слову, также намечается развить и реконструировать в соответствии с программой генерального плана города. В составе объектов упомянутого выше общественно-культурного центра — бизнес-центр с административно-гостиничным комплексом и паркингом, музей, ресторан, кафе, бары, кинотеатр и универсальный спортивно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном, сауной, спортивным ядром,   боулингом.

В северной части города будет возведен район многоквартирной жилой застройки «Лисья Горка» с объектами социально-гарантированного обслуживания (школы, детские сады, магазины и т. д.), а также с гаражами. Усадебная застройка будет как с северной стороны, так и в юго-восточном направлении — по дороге на Жодино — в районе деревни Липки. Объекты торговли и детские учреждения — вещи само собой разумеющиеся.

Планируется вынос производственных и сельскохозяйственных объектов из жилой и прибрежной зон, перенос рынка, формирование ландшафтно-рекреационной зоны вдоль реки Плисы. Развитие же производственных зон для посадки новых предприятий и существующих производственных объектов будет осуществляться на новом месте.

Планировочная структура жилого района для Минска будет иметь радиально-кольцевой характер (судя по макету — прямо как арена в цирке. — Прим. авт.). Архитекторы уверяют, что учли традиционные принципы формирования малых европейских городов, где центром является торговая или ратушная площадь, к которой сходятся основные улицы. Природный каркас будущего района — парковый диаметр вдоль русла реки Плиса. В местах пересечения улиц возведут объекты социально-гарантированного обслуживания, развлекательные и спортивные объекты. Основной идеей проекта является использование преимущественно квартальной малоэтажной застройки с организацией замкнутых дворовых пространств и внутренних парков.

Что касается транспортной инфраструктуры, то планируется реконструировать автодорогу Р-53, сделав ее четырехполосной с разделительной полосой. На пересечении этой магистрали с одной из новых улиц появится транспортная развязка в двух уровнях. Появится и новая трасса. Будет реконструирован железнодорожный вокзал, зарезервирована трасса западного обхода Смолевичей. Через железную дорогу в створе улиц Торговая и Песчаная построят путепровод. Появится также широтная магистраль, связывающая район-спутник с новым общественным центром города, центральной частью Смолевичей и с перспективными жилыми и промышленными районами. Проектировщики также хотят сформировать полукольцевую магистраль с путепроводом через железную дорогу. Пассажирское обслуживание проектируемого жилого района на внешних связях с Минском будет осуществляться железнодорожным и автомобильным транспортом (маршрутными автобусами, маршрутными такси, легковыми автомобилями). Внутренние пассажирские связи жилого района будут обслуживаться автобусами и маршрутными такси. Предлагается также организация новых автобусных маршрутов.

Кстати, как сообщил недавно начальник управления жилищной политики Мингорисполкома Александр Авраменко, администрации районов Минска уже начинают формировать для очередников первый ЖСПК дома в городе-спутнике Смолевичи. Стать участниками пилотного проекта уже изъявили желание более 800 семей. В северо-западной части Смолевичей будет возведен жилой дом на 142 квартиры. Начало строительства — четвертый квартал 2011 года.

(Продолжение следует)

SDC15565

SDC15562



Добавить комментарий