В добрый путь, 50-тысячный!

Наша марка

Такими словами  провожали заводчане  очередной, впрочем нет, особенный  трактор «Беларусь». За короткий промежуток времени коллектив МТЗ  сумел нарастить мощности  так, что уже через 11 лет со дня основания  с его конвейера сошел  50-тысячный  трактор. Это случилось 31 августа 1957 года. Мы намеренно даем этот материал в сегодняшнем номере в спецвыпуске, посвященном Дню города, чтобы еще раз показать, насколько велик вклад многотысячного коллектива  Минского тракторного завода в развитие экономики и решение социальных программ любимой столицы.  И как радостно, что в редакции сохранены подшивки газет тех лет. Они — как свидетели событий того времени и соавторы истории  МТЗ. Читайте репортаж из газеты «Трактор» № 70 (1067), датированной 4 сентября 1957 года о знаменательном событии.

На митинге тракторозаводцев

31 августа в цехах завода царило оживление. С главного конвейера завода сошел в этот день 50-тысячный колесный трактор «Беларусь» — детище нашего завода.
2 сентября на стыке двух смен у проходной завода состоялся многолюдный митинг, посвященный выпуску юбилейного трактора.

Митинг открыл секретарь партийного комитета завода тов. Иванченко И. Г.
Он предоставил слово и. о. директора завода тов. Шварцбургу И. И.
— Несколько лет тому назад, — говорит он, — с главного конвейера завода сошел первый колесный трактор. С тех пор из месяца в месяц, из года в год растет у нас производство машин.

Тов. Шварцбург призвал коллектив завода не успокаиваться на достигнутом, всемерно совершенствовать производство тракторов, бороться за снижение их себестоимости, улучшение качества.

На трибуне начальник смены тракторосборочного цеха № 2 тов. Кивгила С. С. Он призвал весь коллектив завода свое-временно подавать детали на сборку, чтобы выполнить взятые в честь 40-летия Октября социалистические обязательства.

— Коллектив нашего участка, — говорит наладчик моторного цеха тов. Мартынович, —дважды завоевал первенство в соревновании по заводу, причем мы успешно справляемся с заданием за 7 часов, вместо 8.

Тов. Мартынович призвал коллектив завода шире развернуть социалистическое соревнование, множить свои успехи в труде, чтобы достойно встретить 40-летие Великого Октября.

На трибуне начальник бюро шасси трактора «Беларусь» ОГК тов. Байков.

— Выпуск 50-тысячного колесного трактора, — говорит он, — крупная победа всего коллектива завода. За истекшие несколько лет наш завод заметно технически вырос. Выпускаемый нами трактор МТЗ-5 значительно отличается от первоначального. Он имеет на 200 кг меньший вес и более мощный двигатель, удельный расход топлива снижен на 10 граммов на эффективную лошадиную силу в час, имеет независимый привод к валу отбора мощности и другие преимущества.

На митинге выступили также секретарь горкома партии тов. Сенаторов С. П., заместитель председателя Совнархоза БССР т. Никоноров А. П.

На имя тракторозаводцев были зачитаны многочисленные приветствия, поступившие в адрес коллектива завода в связи с выпуском 50-тысячного трактора «Беларусь». На митинге приняты дополнительные повышенные соцобязательства.

Наша справка

Основной универсальный пропашной трактор МТЗ-2, внедренный в производство в 1953 году, широко применялся в сельском хозяйстве Советского Союза и во многих зарубежных странах, но с течением времени он не стал в полной мере соответствовать всем требованиям — задний вал отбора мощности, имеющий привод только от коробки перемены передач, не давал возможности агрегатировать эту машину с безмоторным комбайном; дорожный просвет перед передней осью в 525 миллиметров не позволял выполнять весь комплекс работ по уборке высокостебельных пропашных культур; моноблочная гидравлическая навесная система НС-37 не обеспечивала раздельное управление отдельными секциями многосекционных сельскохозяйственных машин. Низкая транспортная скорость (13 километров в час), недостаточное число передач, высокие потребляемость топлива и материалоемкость, не соответствующие времени невысокие надежность и ресурс МТЗ-2 потребовали коренной его модернизации. И в 1956 году появилась новая модель трактора «Беларусь» — МТЗ-5. На нее был установлен модернизированный двигатель Д-40К повышенной мощности до 45 лошадиных сил, что позволило значительно снизить расход топлива, уменьшить массу двигателя и увеличить срок его службы.

Современная главная муфта сцепления, обеспечивающая установку вала отбора мощности с независимым приводом, сделала эту модель более универсальной, агрегатируемой с большим количеством навесных и полунавесных механизмов. Гидравлическая система НС-37 была усовершенствована двумя выносными цилиндрами, а ходовая — улучшена путем изменения конструкции передней оси и установки передних колес увеличенных размеров с пониженным давлением воздуха в шинах. Также на МТЗ-5 был установлен более мощный генератор, до четырех увеличено количество фар. Масса трактора уменьшилась на 250 килограмм.



Добавить комментарий