В Беларуси не делят пациентов на «столичных» и «периферийных»

Медицина Тема дня

Одна из причин, по которой зачастую жители белорусской глубинки стремятся в Минск, — сосредоточение в столице крупных и высококлассных медицинских учреждений. И хотя специалисты Минздрава утверждают, что высокотехнологичные операции делают и в областных центрах, а на местах созданы приемлемые условия для обеспечения качественной медицинской помощи, вопросы остаются. Дело в том, что среднестатистическому белорусу не нужны частые протезирования, операции на сердце и прочие чудеса медицинских технологий. Им нужны доступный терапевт и возможность оперативной помощи в случае общего недомогания — словом, «маленькие радости большой медицины». Возможно ли такое в малых городах и селах? Об этом на днях рассказали специалисты в области здравоохранения.

А кадры где?
Кадровая проблема — бич отечественного здравоохранения на протяжении ряда последних лет. Не только в регионах страны, но и в столице далеко не во всех медицинских учреждениях штат укомплектован полностью.

Минувшим летом представители Минздрава напомнили, что в Беларуси с 2007 года увеличен набор в медицинские вузы — до этого времени приток молодых специалистов не восполнял убыль врачей из отрасли. А министр здравоохранения Василий Жарко, выступая в парламенте, не скрывал озабоченности по поводу ситуации на селе.

— В последние годы мы ежегодно набираем в медицинские вузы порядка 3000 студентов, — сказал он. — В целом по стране выпуск 2014 года составил 2800 человек, в 2015-м — 3200. Сейчас вакантных должностей (с учетом совмещения) — примерно 2100. В ближайшие четыре года выпуск медвузов будет на уровне 3200 человек в год, и кадровая проблема будет решена. Что касается среднего медперсонала, то с этими кадрами в малых районах проблемы нет — приезжают по распределению, остаются на рабочих местах. Наблюдается довольно большой отток кадров со средним медицинским образованием — они переходили в коммерческие центры. Сейчас ситуация улучшилась, увеличились наборы в медколледжи, которые находятся в ведении областных управлений здравоохранения.

После выступления министра прошло несколько месяцев. Что изменилось?
— Критической ситуации в регионах нет, хотя возникают временные задержки в заполнении освободившейся должности, — говорит заместитель начальника главного управления организации медицинской помощи, начальник отдела первичной медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Беларусь Людмила ЖИЛЕВИЧ. — Но это не влияет на доступность медицинской помощи. Как только принимается решение о том, что врач уходит, центральная районная больница или ближайшая амбулатория врача общей практики прописывает в график посещения этой врачебной амбулатории или фельдшерско-акушерского пункта. В целом укомплектованность кадрами по занятым должностям составляет примерно 97 процентов.

Не до жиру
Сельское население, особенно представители старшего поколения, по большому счету не очень требовательны к медикам. Народная мудрость «Ничего не болит — уже хорошо, что-то болит — значит, жив» — это как раз о них. Поэтому не удивительно, что сельское здравоохранение менее уязвимо к дефициту среднего медицинского персонала, но более уязвимо к нехватке узких специалистов и врачей общей практики.

— Если «исчезает» врач общей практики, сразу возникает кадровый провал, — говорит Людмила Жилевич. — А «исчезнуть» медик может по ряду причин: уехал, молодой специалист закончил работу. Городское здравоохранение этого не чувствует, потому что сегодня, если участковый врач заболел или покинул рабочее место как молодой специалист, есть целое отделение, которое заменяет друг друга. А на селе любой специалист на вес золота.

Что касается среднего медицинского персонала, который, по словам представителя Минздрава, «не делает погоды» в сельской местности, то это лица, получившие специальное образование и соответствующую квалификацию в средних медицинских учебных заведениях и допущенные в установленном порядке к медицинской деятельности. В соответствии с уровнем и профилем образования данный персонал оказывает доврачебную медицин-скую помощь, осуществляет уход за больными, выполняет под руководством врача профилактиче-скую, диагностическую, лечебно-реабилитационную, санитарно-противоэпидемическую и организаторскую работу.

Представители армии данных специалистов — фельдшеры, акушерки, медицинские сестры, санитарные фельдшеры, фельдшеры-лаборанты, зубные врачи, зубные техники и другие.

Заместитель начальника главного управления организации медицинской помощи Минздрава РБ Людмила ЖИЛЕВИЧ считает, что осуществляя реформы медобслуживания в небольших населенных пунктах страны, мы идем по правильному пути.

Участковые врачи получат новые функции
Общеврачебная практика будет внедряться в Беларуси повсеместно, в том числе и в небольших населенных пунктах. В настоящее время для этого проводится переобучение участковых терапевтов.

— Мы начинаем программу в первую очередь с обучения, — замечает Людмила Жилевич. — Делаем это после работы, вне работы, берем на курсы.

По словам специалиста, врач общей практики обладает расширенными возможностями по сравнению с участковым терапевтом.

— Его табель оснащения отличается от участкового терапевта, потому что он может выполнять и частично хирургические манипуляции, манипуляции, связанные с офтальмологической практикой, ЛОР-практикой, у него расширенные знания в области неврологии и других терапевтических специальностей, — поясняет Людмила Жилевич.

По мнению представителей Минздрава, возможности врача общей практики позволяют в конечном счете дать пациенту «тот комплекс услуг, который избавит его от необходимости обращаться в центральную районную больницу за консультацией узкого специалиста». Хотя в случае необходимости врач может направить пациента на любой уровень оказания помощи, в том числе республиканский.

Кроме того, отмечает специалист, последние три года в стране ведется работа по созданию команд в рамках участковой службы, состоящих из врача общей практики, помощника врача и медицинской сестры. Помощник врача в этом случае берет на себя часть обязанностей участкового терапевта. Это специалист со средним специальным медицинским образованием, который может самостоятельно вести прием пациентов, работает на дому с хроническими пациентами и в случае необходимости вызывает к ним врача общей практики.

В Минздраве пока не могут сказать, когда будет завершена работа по созданию таких участковых команд. Это произойдет, как только будет достаточное количество помощников врача, чтобы они заполнили участковую службу. Но, к сожалению, для этого нужен явно не один день.

По словам главного внештатного специалиста по первичной медицинской помощи главного управления здравоохранения Миноблисполкома Ирины ЛОБАХ, до 2017 года на работу по принципу врача общей практики планируется перевести порядка 97 процентов сельских амбулаторий Минской области.

В настоящее время врачи общей практики работают примерно в 73 процентах сельских амбулаторий области.

Без информатизации не обойтись
Информатизация является одним из приоритетных направлений в развитии медицинского обслуживания как в столице и областных центрах республики, так и в малых городах и селах.

— В ближайшие годы в Беларуси планируется внедрить электронную базу, с помощью которой результаты медицинских обследований жителей малых городов и сельских населенных пунктов можно будет оперативно отправить в крупные городские или республиканские медцентры, — говорит Людмила Жилевич. — Это нововведение позволит ускорить постановку диагноза и назначить необходимое лечение.

Специалист подчеркивает, что бытующее порой мнение о невысоком уровне здравоохранения на селе не имеет под собой оснований. В Беларуси функционируют 2188 фельдшерско-акушерских пунктов, в отношении которых была принята специальная программа, предусматривающая как проведение ремонтных работ, так и оснащение различным современным медицинским оборудованием.

***
О том, что бытующее мнение о невысоком уровне медицинского обслуживания в небольших населенных пунктах страны неверно, косвенно говорил в октябре и Президент Беларуси Александр Лукашенко.

— Основа нашей внутренней политики — строительство социально ориентированного государства, — напомнил он, выступая на Европейской министерской конференции по вопросам укрепления здоровья на всех этапах жизни в контексте политики «Здоровье-2020» в Минске. — Это очень важно, особенно для нашего региона после распада Советского Союза, когда все мы, не понимая, бросились в рынок, забыв о людях. Здравоохранение, образование, доступное жилье являются именно теми сферами, которые учитывают интересы людей, определяют качество жизни и формируют человеческий капитал. Они являются важным фактором обеспечения согласия в обществе и стабильности в любом государстве. Для этого Беларуси пришлось многое сделать. Ежегодно на здравоохранение выделяются значительные средства. В 2014 году их объем составил около 6 процентов ВВП. Значительные финансовые ресурсы направляются со стороны меценатов и спонсоров. Все это позволило в текущей пятилетке ввести в эксплуатацию более 130 объектов для медицинской отрасли. Кроме того, завершено формирование 17 республиканских научно-практиче-ских центров, охватывающих все области медицины.

К основным принципам государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения относится обеспечение доступности медицинского обслуживания.
На доступность медицинской помощи для сельского населения влияет целый ряд специфиче-ских факторов:
* демографическая ситуация: депопуляция сельского населения, в том числе значительное его постарение, ведущее к увеличению доли лиц с тяжелыми хроническими заболеваниями, инвалидов, которые в определенной мере теряют способность самостоятельно обращаться за медицинской помощью в лечебно-профилактические организации;
* более низкая по сравнению с городской местностью обеспеченность врачебным и сестринским персоналом;
* характер расселения в сельской местности (малая плотность населения, разбросанность населенных пунктов и их отдаленность друг от друга), сложившаяся социальная инфраструктура и другое.
В настоящее время существуют различные, иногда противоположные, мнения относительно действующей организационной модели сельского здравоохранения. Рядом специалистов она признается несовершенной: недостаточная мощность учреждений здравоохранения села рассматривается как значительное препятствие к улучшению оказания медицинской помощи сельским жителям. В то же время некоторые эксперты характеризуют процессы уменьшения количества участковых больниц и самостоятельных врачебных амбулаторий как деструктивные, поскольку, по их мнению, это свидетельствует о снижении доступности.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий