Утверждена госпрограмма по развитию автомобильных дорог в Беларуси на 2017—2020 годы

Социум Тема дня

За последнее десятилетие передвигаться на автотранспорте по белорусским дорогам стало значительно удобнее и быстрее. По крайней мере, это касается самых оживленных трасс: Минск — Гомель, Минск — Могилев, Минск — Микашевичи, МКАД-2 и других. Некоторым «стратегическим» шоссе еще предстоит преобразиться, однако перед отраслью уже поставлена новая цель: нужно съезжать с парадных автострад и заняться местными дорогами. Где подлатать, где подсыпать, а где и построить более современные транспортные связи между населенными пунктами. О планах на ближайшую перспективу в данной сфере на днях рассказали специалисты.

Особое внимание — местным дорогам
Повод для разговора о судьбе дорожной сети страны имеется: постановлением Совета Министров № 699 от 18 сентября утверждена госпрограмма по развитию и содержанию автомобильных дорог в Беларуси на 2017—2020 годы. В частности, планируется расширить сеть платных шоссе. Так, будет введена плата за проезд транспортных средств на всем протяжении дороги М6/Е28 Минск — Гродно — граница Польши (Брузги) после ее реконструкции и на участке дороги Р28 Минск — Молодечно — Нарочь. Что еще нового?

— Важной частью утвержденной госпрограммы стала подпрограмма «Реконструкция, ремонт и содержание местных автомобильных дорог», — говорит начальник главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Александр ГОЛОВНЕВ. — Всего для выполнения дорожных работ на местной сети предусматривается направить около 1,4 миллиарда рублей за счет средств местных бюджетов, субвенций из республиканского дорожного фонда и кредитов Банка развития.

По словам специалиста, согласно подпрограмме предусмотрено отремонтировать и реконструировать не менее 7000 километров местных дорог и 2809 погонных метров мостов и путепроводов. Решение о первоочередном ремонте именно местных транспортных артерий было принято исходя из их фактического состояния. Но, по данным комиссионных осмотров, более 30 процентов дорог требуют неотложного ремонта — это порядка 21000 километров.

— Кроме того, пристальное внимание будет обращено и на состояние мостов и путепроводов, — продолжает Александр Головнев. — Сегодня из 3034 мостовых сооружений на местных дорогах не соответствуют нормативным требованиям 1954 моста, или 64 процента. И это сказывается на пропускной способности дорог.

Отметим также, что программа содержит подробный перечень местных дорог и сооружений, которые необходимо привести в порядок. В частности, в Брестской области в этот перечень вошло 1062 км местных автодорог, в Витебской — 956,2 км, в Гомельской — 1,4 тысячи, в Гродненской — 841,2 км, в Минской — 1897 км, в Могилевской — 836,9 км.

— Нашей главной задачей при формировании этой программы было сделать ее бездефицитной в части обеспечения бюджетом, — комментирует представитель Минтранса. — Поэтому 7000 км было выбрано с учетом возможностей финансирования как республиканского бюджета, так и местных. Объем кредитов Банка развития высчитан с учетом предполагаемого сбора пошлины за участие в дорожном движении: чтобы в дальнейшем эти кредиты можно было погашать из пошлины, причем часть пошлины еще оставалась на поддержание дорог. Это была кропотливая финансовая работа, ведь мы не хотели делать декларативную программу, она должна быть обеспечена финансами.

Техника требует обновления
Ремонт автомобильных дорог — не только дорогостоящая и «долгоиграющая» работа, она требует привлечения большого количества техники. Каково нынче ее состояние?

— Это большая проблема, — констатирует Александр Голов-нев. — В наличии есть более 1000 единиц техники. По нашим оценкам, ее износ составляет более 90 процентов. Поэтому мы не могли обойти стороной эту тему. Мин-транс предлагает направить 10 процентов средств инновационных фондов облисполкомов на обновление парка дорожно-строительной техники. Кроме того, ведомство предлагает вернуться к практике выделения средств республиканского дорожного фонда на эти цели. Речь тоже может идти о 10 процентах от дорожного фонда. Такая мера позволит снизить средний износ до 50—60 процентов, что является приемлемой величиной и серьезно улучшит материальную базу предприятий.

Заметим, что при восстановлении местной сети дорог планируется применять современные и эффективные технологии, в том числе с использованием цемента: устройство покрытий дорог из материалов, укрепленных цементом и модифицирующими добавками; устройство покрытий из жестких бетонных смесей; холодный ресайклинг. Применение таких технологий позволит не только увеличить срок службы модернизированных дорог, но и снизить стоимость ремонта.

Начальник главного управления автомобильных дорог Минтранса Беларуси Александр ГОЛОВНЕВ считает, что в стране нужно создать новую линейку белорусской дорожно-строительной техники.

В Минской области — широкий фронт работ
Наибольший объем дорожных работ запланирован в Минской области — крупном регионе с широко развитой транспортной сетью и большим количеством населения. В этой связи скорректирована программа по развитию и ремонту местных автомобильных дорог с акцентом на текущем ремонте — его объем на 2017—2019 годы вырос почти на 1000 км.

— В 2017 году планируется увеличить объем текущего ремонта с 255 до 399,9 км, в 2018-м — с 55,7 до 430 км, в 2019-м — с 58 до 467,6 км, на 2020-й оговаривается цифра 469,3 км, — сообщает генеральный директор КУП «Минскоблдорстрой» Денис СТЕПАНОВ. — Акцент сделан на нематериалоемких видах ремонта: укладке тонкослойных покрытий, поверхностной обработке и стабилизации грунтовых и гравийных дорог битумными эмульсиями и цементными составами, устройстве слоев износа и исправлении текущих дефектов покрытия. Мы хотим обеспечить гражданам комфортное и безопасное движение.

Кроме того, в Минской области заметно увеличиваются объемы капитального ремонта: в 2017 году — до 41,6 км дорог, в 2018-м — 20,4 км, на 2019-й — 23,3 км, на 2020-й

— 25,9 км. По строительству новых дорожных сооружений план на три года вырос на 10,6 км. Кроме того, в 2020 году построят еще 6,1 км.
Региональный комплекс мероприятий по реализации Госпрограммы по развитию и содержанию автомобильных дорог в Беларуси на 2017—2020 годы в Минской области недавно был утвержден. Это замена ранее утвержденного плана, поскольку на общереспубликанском уровне в текущем году задачи по содержанию и развитию местной сети дорог были скорректированы.

Осенне-зимние «премьеры»
Планы планами, а текущие заботы никто не отменял. В частности, холдинг «Белавтодор» завершает реконструкцию автодороги Минск — Калачи — Мядель на участке между 14,2 и 19,6 км. Реконструкция отрезка протяженностью 5,4 км предусмотрена в рамках строительства второй кольцевой автомобильной дороги вокруг Минска. Финансирование осуществлялось за счет кредитных средств Банка развития Беларуси. Необходимость реконструкции была обусловлена тем, что данная дорога является грузонапряженным участком выезда из Минска. Значительный объем строительных работ компании холдинга выполнили в крайне сжатые сроки.

Кроме того, на 95 процентов завершено строительство моста на транспортной развязке в пойме реки Вяча протяженностью 76,41 погонного метра и путепровода на транспортной развязке с МКАД-2 протяженностью 68,88 погонного метра. Работники Белавтодора планируют завершить все работы до конца 2017 года.

Параллельно идет подготовка дорог к работе в зимний период. Для решения задачи дорожные организации Минтранса, обслуживающие сеть республиканских дорог, располагают необходимыми материально-техническими ресурсами, которые позволяют обеспечить устранение зимней скользкости покрытий дорог в установленные директивные сроки. Вопросы заготовки противогололедных материалов находятся на постоянном контроле. Всего к зимнему сезону надо заготовить около 420 тысяч тонн песчано-соляной смеси, 130 тысяч тонн чистой соли и порядка 6,5 тысячи тонн «холодного асфальта» для срочного ямочного ремонта. С 1 ноября на предприятиях республикан-ских автомобильных дорог будет организовано круглосуточное дежурство для сбора оперативной информации  по автомобильным дорогам, своевременного реагирования на дорожную обстановку и организации работ, направленных на обеспечение проезжаемости и безопасности движения.

***
За последние 20 лет протяженность дорог в Беларуси выросла в 1,6 раза, а автомобилей стало больше почти в три раза. При этом финансирование реконструкции и строительства объектов уменьшилось в полтора раза, если не учитывать кредитные средства. Увы, из 15919 км республиканских дорог почти 30 процентов не соответствует нормам. До конца пятилетки планируется модернизировать более 600 км трасс, увеличить скорость на почти 1700 км дорог.

Кроме того, на республикан-ских дорогах будет создаваться интеллектуальная транспортная система, которая позволит круглосуточно в режиме реального времени отслеживать изменение движения транспорта на развязках, вести видеонаблюдение, управлять дорожным движением в зависимости от изменения обстановки, информировать автомобилистов, ввести единую систему мониторинга по проезду грузовиков, контролировать оплату за проезд по платным дорогам и прочее. Так что отечественные шоссе не только похорошеют внешне, но и «поумнеют».

Перед гостями стыдно не будет

Министерство транспорта и коммуникаций к Европейским играм 2019 года, которые пройдут в Минске, планирует завершить реализацию нескольких крупных инфраструктурных проектов. По словам главы ведомства Анатолия Сивака, в преддверии открытия соревнований надо закончить реконструкцию участков автомобильных дорог М6 Минск — Гродно, Р23 Минск — Микашевичи и строительство второй взлетно-посадочной полосы в Национальном аэропорту. Задачи по подготовке инфраструктуры и объектов стоят перед каждой подотраслью дорожно-транспортного комплекса.

Глава Минтранса напомнил, что транспортники также готовятся к чемпионату мира по хоккею, который будет проходить в 2021 году в Минске и Риге. Планируется вкладывать средства в дорожную инфраструктуру в районе Полоцка, чтобы выйти на новый уровень автодорог по параметрам и качеству. Это первейшая задача Минтранса в данный период времени. Железнодорожники должны представить совершенно другой продукт к этому первенству — по срокам и времени передвижения. На границе также будут соответствующие вложения.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий