Услуги для автомобилистов: что предложат на обочине шоссе?

Социум Тема дня

На постсоветском пространстве Беларусь по праву считается страной с действительно хорошими дорогами. В особенности если сравнивать с соседними Россией и Украиной. Более того, в последние годы ряд автотрасс приобретает более современный вид и скоростной статус. Это касается в первую очередь шоссе, связывающих Минск с областными центрами. А вот придорожный сервис по-прежнему отстает: увы, не на всех трассах достаточно заведений, где можно перекусить, принять душ и переночевать. Последнее особенно важно для дальнобойщиков. Тем не менее, государство стремится наверстать упущенное. О том, что планируется сделать в ближайшие годы,  на днях рассказали специалисты.

Разработчики концепции прислушались к мнению автомобилистов
Под объектами придорожного сервиса в Беларуси понимают капитальные строения, расположенные на придорожной полосе республиканских автомобильных дорог и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования. Это мотели, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, объекты торговли и общественного питания, мойки.

В настоящее время на республиканских автомобильных дорогах функционирует около 400 автозаправочных станций, около 160 газозаправочных пунктов, 70 гостиниц, 40 моек, 88 охраняемых стоянок, 402 предприятия торговли, 533 пункта питания и 77 пунктов технического обслуживания.

— Концепция придорожного сервиса до 2020 года в Беларуси составлена с учетом мнений путешественников, — говорит заместитель начальника главного управления автомобильных дорог — начальник отдела содержания автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Сергей ЛЕОНЧИК. — Минтранс и Минторг в этом году изучают общественное мнение пользователей дорог о придорожном сервисе на республиканских автодорогах в Беларуси. Пользователи дорог и владельцы объектов придорожного сервиса заполняют анкеты на сайте Минторга, в которых могут указать замечания и предложения по упрощению открытия объектов придорожного сервиса, совершенствованию работы объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Все это мы проанализировали и составили концепцию придорожного сервиса до 2020 года.

Теперь по поручению правительства Минтранс разрабатывает план мероприятий по реализации данной концепции. Интересных новаций в сфере придорожного сервиса, по словам представителя министерства, можно ожидать уже в этом году.

Почти 500 участков еще ждут инвесторов
В Минторге утверждают, что заявленный ранее стандарт «один объект придорожного сервиса на 30 километров дороги» в Беларуси практически соблюдается.

— Только объектов общественного питания, занимающихся обслуживанием участников дорожного движения, в стране 556, — замечает начальник отдела организации общественного питания Министерства торговли Республики Беларусь Лариса КОМАРОВА. — Кроме того, ежегодно в стране открываются новые объекты придорожного сервиса. По данным министерства, в прошлом году в республике открылось 48 новых объектов придорожного сервиса, а за шесть месяцев этого года — еще 9. Также 475 участков по республике ждут своих инвесторов.

По словам специалиста, некоторые объекты, к сожалению, за-крываются. Иногда это случается из-за изменения направления дороги, как это произошло на трассе М4 «Минск — Могилев», а иногда из-за того, что кафе просто не выдерживает конкуренции в связи с низким качеством обслуживания или неграмотным ведением бизнеса.

— Потребитель всегда голосует рублем: если человеку не понравилось обслуживание, он в это место больше не вернется, — уверена Лариса Комарова. — Но в целом качество обслуживания на объектах придорожного сервиса с каждым годом улучшается. Это происходит отчасти из-за того, что небольшие кафе с низким качеством обслуживания закрываются, не выдержав конкуренции, отчасти в связи с требованиями со стороны законодательства. В целом, если сравнить уровень придорожных объектов общественного питания в стране в настоящее время и пять лет назад, то разница будет колоссальная. Сейчас, чтобы открыть кафе, необходимо соблюдение определенных требований по посуде, по вывескам и других. Одним из требований для работы объектов общественного питания является наличие меню на двух языках — русском и английском. Многие из объектов придорожного сервиса оказывают, помимо услуг общественного питания, ряд других.

К слову, летом, в связи с жаркой погодой, под усиленный контроль проверяющих попадает качество продуктов питания. Поэтому проверки ожидают и объекты придорожного сервиса.

По одежке встречают
По мнению архитекторов, объекты придорожного сервиса должны быть не только функциональными — они обязаны выглядеть презентабельно, чтобы у автомобилистов появилось желание притормозить и воспользоваться их услугами. В первую очередь это относится к первой и второй кольцевым автодорогам вокруг Минска.

— Необходимо по-новому взглянуть на объекты придорожного сервиса, — считает заместитель председателя Комитета по архитектуре и строительству Мин-ского областного исполнительного комитета — главный архитектор Минской области Александр ВОЛОВИЧ. — Такой объект — это комплекс, состоящий из кафе, АЗС, стоянки, СТО и так далее. В общем, на нем должно быть все, чтобы водитель и пассажиры могли отдохнуть, поесть, за-править и обслужить автомобиль. Сейчас строится вторая кольцевая, и нами уже разрабатывается концепция ее развития, ведь она станет визитной карточкой города наравне с первой кольцевой. Концепция построена на инвестиционных кластерах. Мы взяли основные магистрали, через которые транспорт попадает в город, — они послужат в будущем «воротами города» и лицом столицы.

На них будут размещены охраняемые стоянки, мойки, АЗС, постой грузового транспорта, объекты торговли и другие точки.

Впрочем, отмечает специалист, в процессе реализации проекта возникают проблемы. Они заключаются в том, что в некоторых местах дорога перерезала пополам населенные пункты или проходит возле ферм. Подобные проблемы имеются и в районе первой кольцевой. Однако, по словам главного архитектора Минской области, работа по наведению порядка и созданию единого образа ведется постоянно, облик МКАД-1 из года в год улучшается.

— На первой кольцевой появляются и гостиницы, и АЗС, и кафе, — продолжает Александр Волович. — Но есть и проблемные места, где нужно сносить старые постройки, пока это сделать не удается — например, в районе Ждановичей и Каменной Горки.

Строительство МКАД-2 планируется завершить до 1 января 2017 года. Она возводится с использованием цементобетонного покрытия. Средства для реализации проекта предусмотрены Государственной инвестиционной программой, участие в финансировании принимает Банк развития. Решение о возведении второй МКАД было принято еще в 2010 году, но к активной работе по ее строительству приступили в 2014-м. Цель проекта — разгрузить столицу от транзитного потока автомобилей, улучшить экологическую обстановку в городе.

Начальник отдела организации общественного питания Минторга Лариса КОМАРОВА считает, что заведомо слабые объекты придорожного сервиса выдавит с рынка конкуренция.

Сколько денег выделяется на содержание дорог?
Напоследок — о самих дорогах. По хорошим трассам хочет ездить каждый автомобилист. Там же желают размещать свои объекты и «придорожные» бизнесмены. Но для должного содержания шоссе нужны серьезные средства. Хватает ли их?

По данным Минтранса, на содержание автомобильных дорог Беларуси из республиканского дорожного фонда в первом полугодии 2016 года направлено 636,1 миллиарда неденоминированных рублей. В том числе на строительство и реконструкцию из фонда — 552,3 миллиарда, на капитальный ремонт — 173,2 миллиарда, на текущий — 144,8 миллиарда. Общий объем расходов на реализацию государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог в Беларуси на 2015—2019 годы в первом полугодии превысил 1,8 триллиона рублей. В доход же республиканского дорожного фонда в первом полугодии поступило около 1,7 триллиона рублей.

Источниками финансирования дорожной отрасли служили в том числе государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении — 1,3 триллиона рублей, плата за проезд по дорогам с системой ее электронного сбора — 193,1 миллиарда, плата за проезд тяжеловесных, крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования — 84,4 миллиарда.

Между тем Законом о республиканском бюджете на 2016 год сумма доходов фонда утверждена в размере 5,4 триллиона рублей, на первое полугодие — 1,5 триллиона.

Что касается инвестиционного фонда Минтранса, то в янва-ре — июне сюда поступило более 68 миллиардов рублей. Расходы составили 66,7 миллиарда, большая часть этих средств — 54,8 миллиарда — пошла на строительство зданий и сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций.

Словом, деньги на содержание автомобильных дорог в стране есть, но хотелось бы, чтобы их было больше. Тогда и автомобилисты будут довольны, и придорожный сервис начнет развиваться более активно.

Даешь обновленную трассу М6!

29 июля в Минской области официально стартовали работы по реконструкции трассы М6 «Минск — Гродно — Граница Польши».

— Реконструкция трассы позволит привлечь инвестиции в экономику страны, — заявил на торжественной церемонии заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Калинин. — Это позволит создать вдоль дороги логистические центры, объекты промышленного производства, сферы услуг, придаст импульс развитию экономики.
Дорога М6 — инфраструктурный коридор, который свяжет белорусские логистические центры с Евросоюзом. В перспективе ожидаются переговоры с европейскими банками, чтобы начать строительство дороги М7 — ответвление от М6 в направлении Вильнюса. Таким образом, задача Беларуси — связать Клайпедский порт с возводящимся недалеко от Минска индустриальным парком «Великий камень».

Реализация проекта «Модернизация транзитного коридора» будет осуществляться за средства Всемирного банка, выделившего заем в размере 250 миллионов долларов.
— Построим эту дорогу качественно и с сокращением сроков работ, — уверен Анатолий Калинин.— Такая задача поставлена главой государства и правительством. Работы планируется завершить в сентябре 2018 года.

Участники дорожного движения не должны пострадать от дорожных работ — последние будут вестись параллельно с организацией движения.

Александр НЕСТЕРОВ.
Фото автора.



Добавить комментарий