Умный завод в миниатюре. Учебная площадка — единственная на просторах СНГ

Наша марка

Преподаватель, руководитель учебного центра «Индустрия 4.0» Павел Синица поясняет: «Такие технологии используются на так называемых умных заводах. Здесь совсем другие системы управления, другая организация труда, диспетчеризация всех процессов».

Сертифицированный учебный центр «Индустрия 4.0» в Колледже современных технологий в машиностроении и автосервисе Республиканского института профессионального образования первый не только в нашей стране. Его аналогов пока нет и на всей территории постсоветского пространства. По сути, это так называемый умный завод в миниатюре, инновационная учебная площадка для подготовки будущих мехатроников. Специальность, к слову, уже сегодня очень востребована на предприятиях, где используются автоматизированные системы производства, а в перспективе только на такие кадры и будет спрос во всех отраслях промышленности (мехатроника — синтез механики, электроники и программирования. — Прим. авт.).

С этого года колледж начал прием учащихся на специальность «техник-мехатроник», снова став одним из первых в республике. Стоит отметить, что в истории этого учебного заведения немало фактов с уточнением «первый». Здесь действует главный принцип — всегда идти в ногу со временем и с заделом на перспективу.

Созданное 36 лет назад под потребности Минского тракторного завода, на протяжении всех лет это учебное заведение готовит кадры для промышленного производства и по-прежнему преимущественно для МТЗ, который и сейчас является его основной базовой организацией. Только в этом году на Минский тракторный распределены 52 выпускника колледжа.

Подготовка специалистов здесь ведется на двух уровнях — профессионально-техническом и среднем специальном. При этом акцент делается на практико-ориентированное обучение. Сегодня в колледже оборудованы современные лаборатории, и для учащихся открываются новые возможности. В частности, будущие техники-мехатроники смогут получать практические навыки в учебном центре «Индустрия 4.0».

— В предыдущие три года эта специальность у нас была в рамках эксперимента. Сейчас она введена в классификатор, — рассказывает директор колледжа Артем Рыбак. — Техник-меха-троник — это такой комплексный специалист, который сегодня отвечает духу времени и потребностям современных предприятий, который имеет несколько рабочих квалификаций: оператор станков с числовым программным управлением, наладчик станков с ЧПУ и мехатроник. Это специалист, который может с нуля написать управляющую программу, изготовить деталь на станке и протестировать ее. То есть он может заниматься и программированием, и запуском промышленных автоматизированных линий, где встречаются различные датчики, контроллеры, манипуляторы, роботы-перекладчики и так далее.

Руководитель также уточняет: открытая в учебном заведении площадка «Индустрия 4.0» — сертифицированный центр компании Festo (FACT) — выполнена по всем международным правилам и стандартам, начиная от цвета пола, стен, высоты потолков, требований по технике безопасности, освещению, кондиционированию воздуха и заканчивая мебелью, оборудованием и методиками обучения.

Программное обеспечение, которое используется при обучении техников-мехатроников, полностью соответствует международному классу. Такие методики и оборудование используются везде в мире, где есть подобные центры, — в Германии, Колумбии, Китае.

Открытие инновационной учебной площадки стало возможным благодаря победе в конкурсе, проводимом Министерством образования в рамках проекта, финансируемого ЕС и направленного на поддержку системы профессионального обучения в Беларуси, координатором которого выступал Республиканский институт профессионального образования. Учебные заведения описывали модель классов или центров, которые хотели у себя создать.

Директор колледжа Артем Рыбак уточняет: «В том числе задача этих лабораторий — повышать квалификацию и проводить переподготовку уже работающих на производстве специалистов».

Колледж поставил себе задачу перехода на цифровое производство, представив описание двух проектов — «Индустрия 4.0» компании Festo и «Мастерская многоосевых станков с ЧПУ». В ноябре прошлого года эти площадки в учебном заведении торжественно открыли.

— В том числе задача этих лабораторий — повышать квалификацию и проводить переподготовку уже работающих на производстве специалистов. Сегодня наши базовые предприятия и другие организации могут присылать к нам на обучение своих операторов, наладчиков, технологов, инженеров, — уточняет Артем Рыбак.

Учебное учреждение всегда славилось несколько опережающей подготовкой кадров. Выпуская из своих стен специалистов под потребности сегодняшнего дня, здесь одновременно закладывали в модернизацию своей базы технологии, которые в стране еще не применяются, либо применяются в единичных случаях, чтобы в дальнейшем, когда это появится в массовом производстве, обеспечить заводы необходимыми кадрами. Поэтому и повышению квалификации своих педагогов здесь уделяют особое внимание.

Преподаватели и мастера производственного обучения проходят стажировки на ведущих предприятиях нашей республики и за рубежом. Кроме этого, с 2014-го, с тех пор, как Беларусь присоединилась к движению Wordskills, колледж успешно участвует в международных соревнованиях, что позволяет расширять компетенции педагогического состава. Сегодня два представителя этого учебного заведения являются международными экспертами Wordskills. Директор колледжа Артем Рыбак — главный международный эксперт от Беларуси по компетенции «токарные работы на станках с ЧПУ». Павел Синица, руководитель учебного центра «Индустрия 4.0», — национальный эксперт по компетенции «мехатроника». Педагог с гордостью рассказывает о новой инновационной учебной площадке.

— Такие технологии используются на так называемых умных заводах. Здесь совсем другие системы управления, совсем другая организация труда, диспетчеризация всех процессов. Здесь все всегда должно лежать на своих местах. Все, что делает человек вручную, он должен фиксировать, все, что делают машины, фиксируется само по себе. Просто нужно знать, где смотреть, как смотреть и как этим всем управлять, — поясняет Павел Синица. — В учебном центре создана имитация производственного цикла. Система включает три модуля — автоматизированный склад для хранения элементов, установку для имитации сверлильных операций и робота Kuka. В зависимости от задания этот робот может оснастить заготовку дополнительными элементами и в определенном порядке разместить их на детали. Затем эта деталь поступает в распоряжение одного из роботов-логистов, который отвозит ее на склад ручного хранения или в камеру для фотографирования. На снимке система сравнивает готовую деталь с проектом. Если будет выявлена неточность, заготовка отправится в брак. Если деталь соответствует заданию, то робот отвезет ее на прессование или в печку для нагрева. Имитация умного производства позволит учащимся знакомиться с автоматизацией, учиться планировать и мыслить стратегически.

Руководитель центра также уточняет: мехатроника сегодня входит в топ 20 самых востребованных в мире профессий будущего. И совершенно очевидно, что педагог душой болеет за своих подопечных. Готов делиться знаниями и опытом не только на занятиях, но и во внеурочное время. Ведет кружок и факультатив по мехатронике, готовит и представляет своих участников на соревнованиях Wordskills, и они вместе достигают успеха.

Команда, которую Павел Синица тренировал на первый чемпионат Беларуси в 2014-м, заняла первое место и привезла колледжу первую медаль Wordskills. В 2016-м — получила диплом первой степени.

Директор колледжа Артем Рыбак уточняет: «В том числе задача этих лабораторий — повышать квалификацию и проводить переподготовку уже работающих на производстве специалистов».

В прошлом году в Казани Павел Викторович был уже в качестве национального международного эксперта.

Павел Синица работает в этом учебном заведении шесть лет. Пришел сюда из телерадио-вещательного центра, куда устроился после окончания Минского государственного высшего радиотехнического колледжа. Рассказывает, что на первом месте работы не видел для себя дальнейшего развития в профессии. Молодому человеку хотелось новизны, эксперимента и перспектив. Все получилось в колледже современных технологий в машиностроении и автосервисе. Здесь он ранее, когда сам учился, проходил практику. И здесь, как он отмечает сегодня, есть главное — стремление коллектива и руководства к чему-то новому. И мехатроника, для теперь уже педагога с опытом, тогда стала совершенно новой наукой.

А чуть позже он возглавил первую группу по разработке профессионального стандарта Беларуси по специальности «мехатроник». Кстати, в том числе и за эту работу он получил благодарность Министерства промышленности. Это была первая серьезная награда на профессиональном поприще. Сегодня их уже немало.

А в мае прошлого года преподавателю Павлу Синице досрочно присвоили высшую категорию.

Сам Павел Викторович говорит, что для него главное — подготовить высококлассных специалистов, научить и увлечь своей профессией. С открытием инновационной образовательной площадки «Индустрия 4.0» сомневаться в успехе вряд ли стоит.

Наталья КОВАЛЕВА.
Фото автора.



Добавить комментарий