Улицы, на которых живет история

Новости

Александр НЕСТЕРОВ
Фото из архива

Когда пару лет назад в СМИ появилась информация о том, что поселок минских тракторостроителей подвергнется масштабной реконструкции, это вызвало противоречивую реакцию столичных жителей. С одной стороны, обветшавший фонд явно взывал о помощи. А с другой — только сейчас люди поняли, что в случае безответственного подхода к решению поставленной задачи Минск лишится одной из своих «архитектурных изюминок» — эдакого Троицкого предместья советского периода.

Категорически не прав тот, кто считает поселок тракторостроителей «сборищем совковых халуп». Потому что в 40-е годы прошлого века, когда он проектировался и начинал застраиваться, подобные жилищно-административные комплексы считались последним словом архитектурной мысли.

Вот что в 1950 году писал в своей книге «Минск» известный архитектор Михаил Осмоловский.

«Новый большой комплекс зданий создается в районе тракторного завода. На магистрали, отделяющей здесь жилую зону от промышленной, сложились, с одной стороны, площадь главного входа на завод, оформленная монументальными административными зданиями заводоуправления, и с другой — общественная площадь с Домом культуры. […]

Между Долгобродской улицей и зданиями заводоуправления расположена полоса лесонасаждений шириной 100 метров. Вокруг площади также посажена зелень, образующая главный парк тракторного завода на площади свыше 25 гектаров (включая зеленую предзаводскую полосу). Таким образом, Дом культуры с парком будет находиться между промышленной зоной и новым жилым районом тракторного завода. В этом районе завершается комплексное строительство и благоустройство 12 кварталов жилых домов со школами, детскими учреждениями, магазинами, гостиницей, поликлиникой и всеми видами коммунального обслуживания населения.  В некоторых домах используется имитация бруса. Деревянные панели, имитирующие профилированный брус, поддерживают комфортную температуру и влажность в помещении, обеспечивают высокий уровень звукоизоляции. На главной кольцевой магистрали и на полосе, примыкающей к Западной железной дороге, расположены четырехэтажные жилые дома, а по межквартальным улицам — двух- и трехэтажные».

Чем еще ценен поселок тракторостроителей? Многим, в том числе и тем, что автором ряда идей и проектов домов являлся выдающийся архитектор Борис Розенфельд, который, помимо жилого поселка МТЗ, в частности, выполнил большой объем работ по архитектурному оформлению внешнего вида проспекта Сталина (нынешнего проспекта Независимости). Как известно, послевоенная застройка главной транспортной артерии Минска вошла в список памятников архитектуры. Надо полагать, что и поселок МТЗ достоин подобной судьбы. Главное, чтобы его реконструкция не превратилась в «евроремонт», уничтожающий уникальность любого архитектурного ансамбля.

В последние годы по поселку тракторостроителей водят экскурсии, во время которых людям рассказывают о том, как застраивалась данная территория и в чем заключается ее неповторимость. А мы сегодня предлагаем вашему вниманию архивные снимки, на которых дома в поселке МТЗ представлены в первозданном виде. Если есть желание, вы можете сами сравнить эти изображения с тем, как эти здания выглядят сегодня.

01-1trnorth23

08-1 trcent11



2 комментария по теме “Улицы, на которых живет история

  1. Господа, я не возражаю против использования моих фотоснимков, но только при условии ссылки на источник. И без искажений: современные фото относятся к 2006 году, а не к 2010.
    Да и, цитируя опубликованную на моем сайте книгу Осмоловского, следует сделать ссылку.
    Внесите, пожалуйста, уточнения.

Добавить комментарий