Творческий сезон торжественно открыл танцевальный коллектив «Мара»

Культура Партизанский р-н

В последние дни октября свой новый, 54-й по счету, творческий сезон торжественно открыл танцевальный коллектив «Мара». Самое первое в нашей республике клубное объединение более полувека назад стало настоящим центром развития и популяризации бального танца, кузницей кадров для большинства руководителей известных сегодня в стране хореографических коллективов, сумело объединить и вдохновить не одно поколение минчан… И когда сегодня речь заходит об истории спортивного танцевального движения в Беларуси, все понимают: зародилось оно здесь, во Дворце культуры Минского тракторного завода, и стало невероятно популярным благодаря личности уникального человека Макса Самуиловича Каца. 30 сентября нынешнего года исполнилось 100 лет со дня его рождения. Этому событию и был посвящен праздничный концерт «Маэстро», которым нынешние «маровцы» открыли новый сезон.

Вечер этот стал вечером встречи друзей, учеников, коллег, всех тех, для кого знакомство с Максом Кацем стало судьбоносным, изменило жизнь и помогло сделать важный выбор в жизни. В этот вечер сцена концертного зала Дворца культуры Минского тракторного была полностью отдана Его Величеству Танцу, о чем всегда мечтал Макс Самуилович. Самые разные творческие номера танцевальных коллективов столицы, которыми руководят ученики Макса Самуиловича, сменяли многочисленные поздравления, в том числе и видеоприветствия от последователей Каца, живущих сегодня в разных странах мира. Концерт начался с песни Фрэнка Синатры «Мy Way». Под звуки бессмертной композиции на экране появились редкие фото и видеоматериалы, повествующие о ярком жизненном пути маэстро… Восстановить доподлинно события жизни известного хореографа сегодня уже практически невозможно. Его образ — почти легенда, о которой я узнала из воспоминаний его жены, нынешнего руководителя студии «Мара» Лидии Лазаревой, и книги В. А. Волошина «Вдоль и поперек Итальянского» (с большой теплотой здесь описывается Таганрог, родной город автора, в котором одно время жил Кац и много сделал для развития танцев; книга содержит воспоминания современников педагога, его учеников, ставших известными танцорами).

…Он был младшим из трех братьев. Мама ласково звала Марка Мариком, Марочкой (название клуба «Мара» в переводе с белорусского «мечта», но созвучие с именем его педагога-основателя совсем не случайно, как не случайны и названия разных групп коллектива — «марята», «марусята», и наименования турнира «Марочкины звездочки»). Сегодня в отношении Каца употребляют имена и Марк, и Макс. Семья жила в Вильно в большом доме. Спустя годы Кац отвезет в Вильнюс свою жену Лидию и покажет квартиру, где они когда-то жили (сегодня она поделена на пять квартир), и танцевальный зал, где преподавали танцы родители Марка Самуиловича.

В 1922-м, спасаясь от усиливающихся антисемитских настроений, семья вынуждена была бежать в Россию.

В смутных детских воспоминаниях, которыми делился Макс Самуилович с женой, — бричка, на которую дед погрузил семью, скарб, а еще обычный детский горшок, который трехлетний Марк на веревочке держал при себе в дороге…

Сведений о том, как складывалась жизнь семьи в 20—50-х годах, не сохранилось. В своей книге Волошин свидетельствует, что во время немецкой оккупации Таганрога в 1941—1943 годах мать Марка Самуиловича и брат Яков погибли в Балке смерти (печально известное место массового уничтожения евреев, жуткий аналог минской Ямы и киевского Бабьего Яра). Значительно позже, в середине 60-х годов прошлого века, уже в Минске Кац получит посылку из Америки с… пластинками с танцевальной музыкой. Ее пришлет единственный оставшийся в живых брат Марка Самуиловича, который до войны через Баку сумел перебраться за океан. Оставить себе посылку, по известным причинам, Кац не смог. Уже во время перестройки после смерти мужа Лидия Кац-Лазарева пыталась найти кого-то из родственников Макса Самуиловича, но безуспешно.

Во время войны он был в танковых войсках, служил в разведке, дошел до Берлина. После 1945-го как переводчик остался в Германии в Советской военной администрации. Был знаком с Василием Сталиным (он курировал армейскую футбольную команду, в которой играл Кац). Вернулся в Таганрог. По воспоминаниям Лидии Петровны, еще в 1956-м он был в режиссер-ской группе международного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Закончил Ростовское хореографическое училище и Ленинградскую школу профсоюзов. Был знаком с огромным числом известных людей. Часто бывал в Москве, был вхож в дом режиссера театра имени Пушкина, замужем за которым была его двоюродная сестра. Был знаком с Клавдией Шульженко, играл в теннис с известным спортивным комментатором Николаем Озеровым. Говорят, в одном из эпизодов фильма «Веселые ребята», где герой Леонида Утесова показан спиной, «играет» спина Каца. Он очень любил творчество Утесова и Бернеса. В Таганрогском театре имени Чехова в «Вишневом саду» ставил танцы, отвечал за хореографическое оформление спектакля.

В 1963 году в городском Доме культуры в Таганроге Макс Самуилович создал студию бальных танцев. Вот как описывают Каца те, кто занимался у него в Таганроге: «Создавалось впечатление, что он скользит по асфальту, слегка касаясь подошвами тротуара. Обычно так ходят спортсмены-легкоатлеты или профессиональные танцоры…

…Глаза у него были карие, взгляд прямой, пронзительный. Роста среднего, может, чуть ниже. Стройный, подтянутый, ничего лишнего. Спортсмен, да и только… Его одежда отличалась особой элегантностью, если не сказать шиком: модная рубашка с короткими рукавами, зауженные книзу брюки тщательно отутюжены, с наведенными «стрелками», на ногах остроносые туфли-лодочки…».

Такого Каца, модного, элегантного, помнят входящим в класс и минские ученики. В белорусскую столицу маэстро переехал в 1966-м. Была тогда такая фраза: «В Минске бабочку носят только два человека: Ровдо (Виктор Владимирович Ровдо — главный дирижер Академического хора Белорусского телевидения и радио. — Прим. авт.) и Кац». Ежедневно свежая сорочка, безупречно сервированный стол в любой прием пищи — те правила, которые женой должны были соблюдаться неукоснительно.

Было время, когда ставшие невероятно популярными занятия танцами в ДК МТЗ велись с восьми утра до одиннадцати вечера сразу на трех этажах (!).

И Кац весь день бегал с этажа на этаж, отвечая на недоуменные вопросы о том, как возможен такой «сеанс одновременного танца»: «Трудно, конечно, но я уже втянулся»…

Телевизионные уроки танца, которые были на белорусском телевидении, — тоже инициатива Каца. Он с интересом следил за новыми танцевальными направлениями, но классический танец, народный, жанровый называл основой основ, которая популярной будет всегда. Считал, что хореография, основанная на взаимодействии мужчины и женщины, — удивительный вид искусства. Всегда говорил, что любви и танцам все возрасты покорны и что, если хочешь узнать человека, приведи его в танцевальный зал…

Он не учил своих учеников ничему особенному, просто щедро делился тем, что знал сам, и вел за собой в замечательный мир танца, в котором с его легкой руки сегодня танцуют новые и новые поколения поклонников этого удивительного искусства. Спасибо ему за это огромное!..

Анна КОРЯКОВА.
Фото автора и из архива Лидии КАЦ-ЛАЗАРЕВОЙ.



Добавить комментарий