Третья линия минского метро: что творится за заборами стройплощадок?

Социум Тема дня

На протяжении сорока с лишним лет, со второй половины 1970-х, к строительству минского метро было приковано внимание не только жителей белорусской столицы, но и всей республики. Еще бы, ведь подземка — современный высокоскоростной вид общественного транспорта, а иные станции — шедевры архитектуры. Нынче — очередной всплеск интереса: идет строительство первого участка третьей линии единственной в Беларуси подземки. О том, как продвигаются работы, с какими трудностями пришлось столкнуться специалистам и когда именно планируется открыть новые станции, на днях рассказал начальник УП «Дирекция по строительству Минского метрополитена» Павел ЦАРУН.

Соединительная ветка уже строится
В состав первого пускового комплекса новой линии подземки включены четыре станции — «Юбилейная площадь», «Площадь Франтишка Богушевича», «Вокзальная» и «Ковальская Слобода». Однако весь первый участок куда масштабнее.

— В настоящее время ведется проектирование и строительство первого участка третьей линии, — рассказывает Павел Царун. — В ее состав входят семь станций, электродепо, инженерный корпус и здание для обслуживающего персонала. Первый пусковой комплекс включает строительство четырех станций метро, инженерного корпуса и здания для обслуживающего персонала. Кроме того, в составе первого участка будет построено два пересадочных узла: «Площадь Ленина» — «Вокзальная» и «Юбилейная Площадь» — «Фрунзенская», которые позволят разгрузить действующий достаточно напряженный на сегодняшний день узел «Купаловская» — «Октябрьская».

По словам специалиста, нынче ведутся активные работы по перекладке инженерных сетей на строительстве соединительной ветки длиной более 900 метров между второй и третьей линиями метро. Ориентировочно она проходит от перекрестка улицы Клары Цеткин — улицы Кальварийской до перекрестка проспекта Дзержинского — улицы Клары Цеткин. Выполняется перекладка инженерных коммуникаций и в районе станции «Юбилейная площадь» по улицам Сухой и Короля. Кроме того, завершаются работы по перекладке коммуникаций на станциях «Ковальская Слобода» и «Вокзальная».

— На сегодняшний день на строительстве участка протяженностью четыре километра работают более 400 человек, — отметил Павел Царун.

Споры с жильцами сносимых домов решаются в суде
По опыту строительства прошлых отрезков минского метро многие знают, что подобные работы порой сопровождаются конфликтами с населением: тоннели прокладываются под землей, но на поверхности приходится сносить немало зданий, в том числе и жилых домов. Некоторые жильцы не хотят съезжать с обжитых мест либо требуют за переселение умопомрачительные компенсации. Что происходит в этом плане при строительстве третьей линии подземки?

— Пока из 71 запланированного к сносу строения снесено 52 здания и сооружения, — рассказывает Павел Царун. — Всем жителям частных домов предоставляются новые квартиры в разных районах города.

В судах находится два иска, с жильцами домов которых не удалось найти компромисса по компенсации. Однако я думаю, что в ближайшее время эти споры будут урегулированы.

Начальник УП «Дирекция по строительству Минского метрополитена» Павел ЦАРУН напоминает, что перегонные тоннели третьей линии в основном будут строить закрытым способом.

Руководитель дирекции по строительству подземки отмечает, что исков, если отталкиваться от объемов сносимого жилья, было не так уж и много. Большинство людей понимают, что городу надо метро, как и то, какая задача стоит перед нами. Поэтому процессу строительства они не препятствуют, а, наоборот, зачастую ускоряют его.

— Но надо понимать, что мы не улучшаем жилищные условия гражданам сносимых домов, — говорит Павел Царун. — Некоторые пытаются воспользоваться своим положением и выставляют необоснованные требования по площади предоставляемого жилья. Мы же работаем в рамках действующего законодательства. Часть граждан пожелали получить денежную компенсацию, которая производится в соответствии с рыночной стоимостью жилья. Кстати, если переселенцам предоставляются квартиры, то они расположены в новостройках — как государственных, так и частных. К примеру, две квартиры были предоставлены в районе станции метро «Малиновка» в домах компаний «Минскстрой» и «Арэса-Сервис». Люди были очень довольны этим жильем.

Что будет твориться на поверхности?
И снос домов, и рытье котлованов, и перекладка коммуникаций требуют внесения существенных изменений в схему движения транспорта и перемещения пешеходов. Некоторые новшества ожидают минчан и гостей столицы уже в ближайшие недели.

— В связи со строительством станции метро «Юбилейная площадь» закроется движение транспорта по улице Сухой, — говорит Павел Царун. — Ориентировочно с 17 июля здесь планируется начать возведение станционного комплекса и соединительного тоннеля к станции метро «Фрунзенская». Кроме того, подготовлен проект решения о за-крытии движения всех видов транспорта в июле по улице Клары Цеткин на участке от площади Богушевича до улицы Кальварийской. На этой территории необходимо переложить около 100 метров ливневой и 40 метров хозяйственно-бытовой канализации. А с 6 по 14 июля будет за-крыт проезд к домам №№ 18 и 20 по улице Сухой в связи с проведением работ по перекладке газопровода.

Специалист отмечает, что краткосрочные работы по перекладке коммуникаций будут сов-падать с плановым отключением горячей воды. Но есть участки, где строители задержатся намного дольше. Так, подготовлен проект решения Мингорисполкома, который подразумевает закрытие движения трамваев по улице Бобруйской с 15 июля 2015 года по 31 марта 2017 года. Таким образом, в ближайшие месяцы тракторозаводцам не светит добраться по наземным рельсам от центральной проходной до железнодорожного вокзала без пересадок.

Сроки отодвигаются, но «все идет по плану»
Если с ближайшими планами метростроевцев все более-менее ясно — там начнут копать, здесь приступают к бетонированию, то более отдаленные перспективы пока видны не очень четко. Взять, к примеру, сроки сдачи в эксплуатацию первых четырех станций третьей линии. Пару лет назад называлась предварительная дата — конец 2017 года. Во время открытия последних (на сегодняшний день) станций первой линии чиновники скорректировали дату: конец 2017-го — начало 2018-го. Затем в сознании минчан отложилась информация о том, что первый пусковой комплекс сдадут не раньше 2018-го. А что говорят специалисты сейчас?

— Намеченные сроки сооружения первых четырех станций третьей линии — это конец 2018-го — 2019 год, — констатирует Павел Царун. — Первый пусковой комплекс новой ветки метро к этому времени откроется, если будет обеспечено финансирование и не возникнет проблем, подобных тем, что были при строительстве станции «Малиновка». Тогда темпы строительства замедлили обводненные грунты: хотя в проекте были предусмотрены мероприятия по водопонижению. Приходилось использовать и дополнительные меры гидроизоляции.

Кстати, в 2015 году на строительство линии выделено 969,9 миллиарда рублей, из них 469,9 миллиарда — бюджетные средства города, а 500 миллиардов — кредитные ресурсы одного из банков.

С финансированием проблем пока вроде нет. А со строительными кадрами?

— При раскрытии фронта работ к строительству будут привлечены сотрудники ГПО «Минскстрой», — утверждает Павел Царун. — Темпы строительства третьей линии метрополитена в основном выдерживаются.

Правда, есть одна загвоздка. Механизированный проходче-ский комплекс, который должен существенно ускорить проходку тоннелей, в Минск пока не поступил. И его прибытие, по словам Павла Царуна, задерживается. Между тем данная техника, позволяющая прокладывать подземные тоннели диаметром 6 метров, способна делать это со скоростью от 250 до 300 метров в месяц против 45—60 метров у ныне существующего оборудования. Но даже после доставки французского комплекса метростроевцы не смогут приступить к работе с ним оперативно. Требуется два-три месяца на монтаж и наладку.

***
С какой бы скоростью не строилось минское метро, останавливать данный процесс никак нельзя. Потому что нагрузка на наземный общественный транспорт высока, а плотный автомобильный трафик не позволяет автобусам и троллейбусам перемещаться с достаточно высокой скоростью. По расчетам специалистов, пассажиропоток в минском метро после открытия четырех станций третьей линии увеличится на 20000 человек в сутки. А это очень много.

Любопытные факты о будущей линии
* Заявленные метростроевцами планы работ по строительству третьей линии не грозят разрушением культурного слоя столицы.
* По линии будут курсировать полностью автоматизированные составы — машинист станет выполнять функцию контроля.
* Планируется, что составы изготовит совместное белорусско-швейцарское предприятие ОАО «Штадлер Минск».
* В отделке станций будут применены самые современные материалы, установлено светодиодное освещение.
* На станции метро «Вокзальная» впервые в минской практике оборудуют наземный вестибюль.
* Станции новой линии будут оборудованы защитными экранами для недопущения падения на рельсы людей или предметов.
* На третьей линии, помимо традиционных лифтов для инвалидов, появятся траволаторы на пересадочных узлах.
* Длина платформы будущих станций предполагается с учетом составов из пяти метровагонов.
* Строительная длина первого участка составляет около 4,3 км, эксплуатационная — 3,3 км.
* Строительство Минского метрополитена — одно из самых экономичных на постсоветском пространстве и в Европе.
Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий