Тарас Мурог: «Формула успеха проста: надо работать с полной отдачей»

Тема дня

От имени коллектива маркетинг-центра хочу поздравить всех работников предприятия и холдинга с наступающим Днем машиностроителя и пожелать душевного тепла, профессиональных творческих успехов, здоровья и стремления к самосовершенствованию.

Минский тракторный завод — одно из немногих предприятий промышленности Беларуси, которое сегодня работает с чистой прибылью. Этот факт позволяет нам с уверенностью говорить о стабилизации экономики МТЗ, а предприятию — наращивать объемы выпуска продукции и планировать серьезные вложения в модернизацию производства. При этом удачный старт, определяющий в конечном итоге общий успех, начинается с маркетинга. Современная его философия базируется на результатах исследований рынков сбыта, изучении спроса, оценке рисков, связанных с поведением конкурентов, прогнозах экономического развития, политических тенденций и многих других составляющих успешных продаж. О результатах сбытовой деятельности, объемах реализации «Беларусов» и перспективных решениях накануне Дня машиностроителя «Беларус-МТЗ обозрению» рассказал заместитель маркетинг-директора ОАО «МТЗ» по логистике Тарас МУРОГ.

— В идеале всегда хочется достигать еще больших успехов, чтобы на складах техники не было и вся она прямо с конвейера отправлялась к потребителю. К таким результатам мы стремимся, однако и те, которые сегодня уже достигнуты маркетинг-центром, могут служить поводом для гордости, — отмечает Тарас Андреевич. — Предприятие работает стабильно. По определенным моделям сего-дня даже присутствует дефицит. Это энергонасыщенная техника, пользующаяся популярностью в странах СНГ, — тракторы 1523, 2022, а также 1025.2. Благодаря грамотным стратегическим и тактическим ходам, предпринимаемым администрацией с целью увеличения реализации техники и расширения рынков сбыта, за восемь месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом 2016-го продажи увеличились на 29,8 процента. Рост наблюдается  по всем основным направлениям экспорта.

— С учетом этого факта можно говорить о значительном сокращении запасов готовой продукции?
— Отгрузка сегодня опережает производство, и складские запасы уменьшаются. Это отчетливо прослеживается, если сравнить два показателя. Притом что за январь — август нынешнего года относительно восьми месяцев 2016-го темп роста товарной продукции, другими словами, объем производства, составил 112,1 процента, темп роста реализации — 129,8. Если на начало 2015 года на территории завода насчитывалось более 8600 тракторов, то сегодня количество готовой техники на складах не превышает 2 тысяч.

— Традиционно мы оцениваем результаты сбыта, ставя во главу угла поставки за рубеж. С учетом того, что МТЗ является предприятием экспортоориентированным и обеспечивает солидную долю валютных поступлений в страну, это логично. Тем не менее, очевидно, что и для своих, отечественных, потребителей тракторов МТЗ сегодня предлагает новые формы тесного сотрудничества, которые находят поддержку и набирают все большую популярность. Что изменилось в работе с покупателями на внутреннем рынке?
— За последний год были предприняты серьезные шаги, позволившие  перевести обслуживание отечественных потребителей наших тракторов и запасных частей на совершенно иной, современный уровень. Это открытие филиала ОАО «МТЗ» «Торговый дом BELARUS» и его региональных подразделений, которые занимаются реализаций техники и запчастей, а также полным сервисом. В настоящее время такие подразделения упомянутого торгового дома есть в Гродненской и Минской областях, а в перспективе откроются во всех остальных регионах республики. Кроме того, создана сеть фирменной торговли запасными частями. Наши фирменные магазины сегодня есть в Минске, Сморгони и Витебске. Все это способствует росту реализации продукции и повышению удовлетворенности потребителя качеством обслуживания. Это современные эффективные инструменты маркетинга.

— Помимо улучшения качества обслуживания отечественные потребители оценили и новую энергонасыщенную технику — 350-сильные «Беларусы»?
— Трактор 3522 в белорусских хозяйствах сегодня пользуется заслуженным спросом. Популярность этой обновленной модели c двигателем «Caterpillar» растет. Двигатель известной американ-ской компании давно заслужил авторитет во всем мире благодаря своим «миллионным» пробегам и хорошо зарекомендовал себя на сельскохозяйственной, карьерной и большегрузной технике. Оснащенные им наши тракторы 3522 весной были поставлены в Витебскую область, и сегодня они пользуются доверием со стороны потребителей как надежные машины. В настоящее время Витебщина ожидает еще десять таких тракторов. Столько же  их ждет и Гомельская область. Вся эта техника реализуется на стандартных условиях, что позволяет максимально эффективно оборачивать и использовать денежные средства.
До конца года на завод должно поступить сто двигателей «Cater-pillar» для производства тракторов 3522 и их дальнейшей реализации во все регионы республики.
Кстати, модель 3522 для рынка Российской Федерации и Казахстана планируется выпускать с двигателем также известной фирмы «Cummins», сборка которого налажена в РФ. Это позволит заинтересовать российского покупателя. Первый такой трактор уже готов к отгрузке и будет отправлен в Россию на будущей неделе.

— Поскольку речь зашла о сотрудничестве с Россией, расскажите, пожалуйста, о том, как оно складывается сегодня.
— В условиях стабилизации в экономике Российской Федерации за восемь месяцев этого года относительно аналогичного периода минувшего мы имеем увеличение спроса на нашу технику в 1,4 раза. Стоит отметить, что это вместе с тем связано и с планомерной политикой продаж со стороны МТЗ. Все тракторы реализуются в соседнее государство только по предоплате через собственную товаропроводящую сеть. Грамотная принципиальная ценовая политика позволила нам сделать продажи тракторов в Российской Федерации максимально прозрачными и оптимальными с точки зрения оборачиваемости де-нежных средств.

В настоящее время маркетинг-центр совместно со службами завода ведет работу по вхождению МТЗ в программы поддержки сельхозпроизводителей РФ, что позволит предприятию иметь такие же преференции, как и россий-ский производитель. Соответственно, в таком случае мы будем еще более конкурентоспособны на этом рынке.

— Два года назад предприятие взяло курс на диверсификацию экспорта, в том числе и для того, чтобы изменить в его структуре соотношение доли поставок в Россию. Удалось достичь поставленной цели?
— В прошлом году в общем объеме экспорта мы прилично уменьшили долю отгрузок в РФ, компенсировав это увеличением поставок в страны дальнего зарубежья. В 2017-м  она осталась на прошлогоднем уровне. При этом, если сравнивать ее с долей в общем объеме экспорта до периода рецессии, то ее процентная составляющая уменьшилась весьма значительно. Если раньше в Россию отгружалось порядка 50 процентов от реализации в целом, то сегодня за счет увеличения поставок в страны дальнего зарубежья — чуть более 30 процентов.

— По каким еще направлениям экспорта отмечается рост?
— За восемь месяцев этого года относительно 2016-го поставки в Европу увеличились на 11,7 процента, в страны Юго-Восточной Азии — на 55,9 процента. Темп роста экспорта в государства Содружества составил 149,1 процента, в Украину — 101 процент.

Среди стран СНГ, которые уверенно набирают темп по потреблению нашей продукции, — Азербайджан, поставки в это государство увеличились на 42,3 процента. Экспорт в Казахстан вырос на 27,9 процента, в Кыргызстан — в 3,3 раза. Отдельно хотелось бы отметить возобновление сотрудничества с Узбекистаном, который в нынешнем году приобрел у нас 180 тракторов модели 1523 в эксклюзивной комплектации в разобранном виде для сборки и реализации на внутреннем рынке. Это очень важный контракт для нас. Узбекистан — «закрытая» восточная страна с особыми требованиями к поставкам импортной продукции на свой рынок. За все тракторы с нами полностью рассчитались в срок, деньги пришли в валюте, и в перспективе планируется заключение контракта на поставку еще 100 единиц нашей техники. Это значительный успех с точки зрения возвращения на рынок Узбекистана, и это стало возможным благодаря усилиям генерального директора, а также маркетинговых служб.

Среди стран Юго-Восточной Азии стоит отметить увеличение поставок в Пакистан в 1,8 раза, а также возобновление плодотворного сотрудничества и укрепление позиций на рынке Вьетнама.

Среди европейских стран с увеличением к прошлому году мы сработали в Венгрии — темп роста экспорта составил 106 процентов. Реализация тракторов в Германию увеличилась на 17 процентов, Румынию — на 18, Сербию — на 72 процента. Это позволило нам взамен базовых моделей тракторов, поставляемых в Российскую Федерацию, увеличить производство более интересных эксклюзивных моделей.

В ноябре мы планируем участвовать во всемирно известной выставке в Ганновере и представить технику нашей марки, соответствующую всем современным мировым тенденциям тракторостроения и запросам аграриев. Правда, есть трудности с поставками двигателей от нашего основного партнера Минского моторного завода. Мы хотим показать в Ганновере тракторы с внедренным на них новым двигателем, отвечающим европейским экологическим стандартам Stage 4. Такого двигателя ММЗ у нас пока нет, а сроки поджимают.

— В вашей прямой компетенции — решение вопросов, касающихся логистики. Изменился ли за последние годы уровень организации работы этой составляющей маркетинга?
— На начало 2015 года парк погрузочно-разгрузочной техники завода имел стопроцентный износ. За этот период он почти полностью обновлен. Приобретено порядка 40 единиц электротранспорта — погрузчики и электротележки отечественного производства. Причем это экологически чистый, так называемый зеленый транспорт, который не использует ни масла, ни солярки и не производит никаких выхлопов. Сегодня наш завод полностью поддерживает концепцию оздоровления экологии города и республики.

При поддержке генерального директора МТЗ наша команда также участвует в реализации концепции развития электрического транспорта. В этом году взамен физически изношенного автобуса, который доставляет людей в цех испытаний в поселок Обчак, планируем приобрести электробус, для работы которого не используется никаких нефтепродуктов. Он не производит никаких вредных выбросов, а его эксплуатация только на стадии окупаемости будет в 1,6 раза экономичнее автобуса.
В дальнейшем же экономия увеличится в 4 раза.

Кроме этого, взамен физиче-ски изношенных автомобилей грузоподъемностью 2—3,5 тонны, работающих на бензине, в сентяб-ре — октябре на предприятие будут поставлены новейшие малотоннажные грузовики «Газель» белорусской сборки с также новейшими экономичными дизельными двигателями «Cummins». Расход топлива этих машин сопоставим с легковым автомобилем.

Сегодня мы также заинтересованы в снижении потребления горюче-смазочных жидкостей, в улучшении экологической составляющей используемого нами транспорта и в том, чтобы он был более удобен и для водителя, и для персонала, в работе которого он необходим. В свете этого службой главного технолога разрабатывается новая концепция технологических перевозок с точки зрения замены тракторов с гидроподъемником на бездымный электрический транспорт.

На площадях цеха консервации и упаковки в будущем году планируется строительство ультрасовременного логистического комплекса. На данный момент завершены все проектные работы. Этот комплекс позволит с максимальной эффективностью обеспечить  отгрузку, консервацию,  хранение и упаковку деталей и узлов. Он будет соответствовать всем самым современным требованиям по условиям труда, экономичности и удобству работы с клиентом.

Я убежден, что все эти решения сегодня просто необходимо воплощать в жизнь, ведь это требование времени. Уровень культуры производства и чистоты окружающего воздуха в наших цехах должен соответствовать мировым стандартам. Ведь чем выше культура производства, тем лучше  и настроение у работника, что в немалой степени влияет и на качество производимой продукции, и в целом на моральный климат. Не буду скрывать, очень приятно пройтись по новому заводскому скверу. С нетерпением ожидаем и наполнения экспозиции музея, который планируется открыть до конца сентября. Все это не просто создает благоприятный имидж завода и коллектива, который работает на нем, но и  повышает настроение, вселяет уверенность в том, что наше предприятие будет и дальше успешно развиваться, идя в ногу со временем и занимая лидирующие позиции на рынках.

Беседовала Наталья КОВАЛЕВА.
Фото автора.



Добавить комментарий