Таиса Гайбу: любить, творить и дарить хорошее настроение!

Тракторозаводцы

Ее мама — из Белоруссии, отец — со Ставрополья. Встретились они в Карелии, уехали вместе в Казахстан. Там родилась и провела свое детство она сама. В юности мечтала уехать покорять Москву, но по иронии судьбы вернулась на родину мамы. В Минске получила профессию, встретила будущего мужа. Здесь живет и работает уже много лет, здесь выросли ее дети. И хотя она иногда по привычке говорит, что из Казахстана, белорусская столица давно стала ее вторым домом, чему она очень рада и за что готова сказать судьбе искреннее спасибо…

«Моя жизнь — самая обычная, ничего особенного», — говорит первым делом героиня моего сегодняшнего рассказа Таиса Гайбу, контролер ОТК управления качества продукции. А я вспоминаю, как часто именно так говорят о себе заводчане, и вновь убеждаюсь, что, если в жизни человека есть место творчеству, неособенной и неинтересной она не бывает!

Папа Таисы Валентиновны был трактористом, а еще все знали его как талантливого гармониста-самоучку. Мама пела настолько хорошо, что выступала в Петрозаводском народном хоре. Может быть, поэтому никто в семье и не удивился, что с детства подружилась с музыкой и Тася. Активная и артистичная, она участвовала в самодеятельности, играла в кукольном театре. Таиса выросла на пластинках Русского уральского хора, и песни, которые слышала с детства и никогда специально не заучивала, остались в памяти на всю жизнь. Пела девочка всегда и везде, легко «превращая» в микрофон расческу, линейку, все, что под руку подвернется. Вспоминает, как однажды ночью родители не нашли дочку в ее комнате. Оказалось, юная вокалистка вышла на улицу и исполняла любимые песни под открытым небом!..

Девочку явно тянуло в «театральное», а родители уговаривали ее выбрать более приземленную профессию. В итоге так и случилось. В Минске Таиса окончила 152-е училище, которое несколько раз меняло свое название еще во время ее учебы там, стала контролером ОТК и в 1986-м пришла на завод. Сначала была слесарем механосборочных работ в КСТ, а с 2011-го стала в МЦ-5 контролером. Когда друзья и знакомые в Казахстане спрашивали родителей «Где теперь ваша Таська?», те с гордостью отвечали: «На Минском тракторном заводе!». И люди с уважением говорили: «О! Это же там делают трактора, на которых мы работаем…». Мысли о «театральном» не давали покоя какое-то время, но, как говорит Таиса Валентиновна, она очень полюбила свою профессию и всегда старалась работать так, как учили родители, чтобы за результат стыдно не было. Она и сейчас уверена, что любое ремесло, если его делать как положено, не может не быть в почете.

Творчество никогда не исчезало из жизни моей героини. В училище она занималась в танцевальном коллективе, который создал там руководитель ансамбля «Лявониха» из ДК МТЗ. Привычка напевать — дома у плиты, за рутинной домашней работой, на заводе, выполняя свои каждодневные обязанности, — осталась навсегда.

Однажды она узнала о конкурсе «Пой, Беларус!» и решила попробовать — с песней «Оренбургский пуховый платок», которая была ей невероятно близка. Обратилась к тогдашнему руководителю хора 1-го механического цеха Ивану Покладу и попросила помочь подготовиться. Она приходила на репетиции хора, ждала их окончания и потом занималась с Иваном Петровичем. То, что это не просто самодеятельность, а настоящая работа — трудная и кропотливая, поняла сразу. Это ей очень понравилось, и приглашение стать участницей хора Таиса Валентиновна приняла с удовольствием. Поклад написал немало песен, и даже после его ухода они продолжают звучать, а заводские артисты выбирают их для исполнения. Так, «Механический № 1» — неофициальный гимн МЦ-1 — принес в нынешнем году коллективу «Задоринка» третье место в смотре-конкурсе. Уникальность Ивана Петровича в том, говорит Таиса Гайбу, что заниматься с непрофессионалами, самоучками, ничего не смыслящими в нотах, воспринимающими музыку исключительно на слух, очень сложно, но он это делал, многократно повторял, добивался нужного результата. Когда впервые услышала от Поклада о себе «Она держит партию», посчитала это лучшим комплиментом. Она впервые выступила в конкурсе лет десять назад, а потом решила сосредоточиться на работе в хоре, поняв, что ей еще нужно вырасти и многому научиться.

Новый этап в жизни коллектива начался с приходом нового руководителя Виталия Григорьяна, он устраивал прослушивание участников ансамбля и также был заинтересован в тех, кто настроен на серьезную работу. Именно Виталий предложил Таисе Гайбу и Анфисе Хмельницкой выступить в народной номинации в дуэте. Тогда песня «Ночка темная» принесла исполнительницам второе место. И даже после этого Гайбу долго не решалась выступать в сольной номинации. В 2015-м в «Пой, Беларус!» мы услышали красивый дуэт Таисы Гайбу и Виталия Бабусенко. Они вновь обратились к творчеству Ивана Поклада и исполнили лириче-скую песню «Журавлиный крик». И хотя выступление дуэта не было отмечено призом жюри, руководитель хора (тогда уже ансамбля «Задоринка») отметил, что с поставленной задачей вокалистки справились лучше, чем этого можно было ожидать.

Много лет Таиса Валентиновна поет в «Задоринке», с удовольствием открывая для себя тонкости и особенности вокального мастерства. А год назад выступила в новом качестве: в номинации «Разговорный жанр» вместе с Ириной Величко мы увидели их юмореску к 8 Марта. С успехом она была показана сразу после конкурса на праздничном концерте в 1-м механическом цехе, и именно тогда у Таисы Валентиновны возникла мысль попробовать свои силы на театральной сцене. Так она стала артисткой театра эстрадных миниатюр «Карусель» ДК МТЗ. Многие работы «каруселевцев» — на белорусском языке. Здесь и пригодилась любовь к языку, которую привила в свое время педагог Татьяна Васильевна. Мелодичный, чистый и певучий — именно таким был белорусский язык в ее исполнении, такой же красивый и невероятно выразительный, как в исполнении дикторов золотой эпохи отечественного телевидения Зинаиды Бондаренко и Татьяны Матюшенко. Именно такой язык стал эталоном для Таисы Валентиновны. Именно в поисках такого она обращалась к творчеству Мележа, Шамякина, Короткевича.

Еще в июле прошлого года новый режиссер театра «Карусель» Надежда Тарасова предложила актрисе монолог Андрея Новиченко «Свекроща», тот самый, который мы слышали в исполнении Светланы Рожковой. Режиссер перевела его на белорусский, в свою «Свякрошчу» Таиса Гайбу влюбилась с первого взгляда, и тогда было решено поставить этот номер. Таиса Валентиновна — сама мама сына и дочки. И хотя в образе тещи ей еще предстоит «выступить» (младшей Василине всего 19 лет), свекровь она уже с большим стажем: Ангелине — дочке сына Семена — уже девять лет. Как это часто бывает, многое в образ привносится от себя, поэтому поначалу ее свекроща была чересчур мягкой, а именно жесткости и некоторой беспардонности, которая и дает наибольший комический эффект, добивалась режиссер Тарасова. И даже после выступления, которое принесло актрисе третье место, режиссер отметила: если зал смеется над очевидными смешными местами в монологе, если воспринимает посыл актера, это еще не все. Всегда есть возможность искать способы сделать эту работу тоньше, интереснее и открыть в уже известном монологе новые акценты, не менее яркие и важные! Таиса Валентиновна с вниманием слушает эти замечания и уверена: именно в них — возможность сделать свое творчество лучше! Именно так, уверена она, нужно подходить к конструктивной критике, чтобы быть всегда разной и поэтому интересной зрителю.

Стать победителем, безусловно, приятно, но еще приятнее, говорит Таиса Валентиновна, заниматься любимым делом и делиться результатами своего творчества с людьми. Сегодня у нее много задумок, которым еще только предстоит реализоваться. Но так же, как важно добросовестно и качественно выполнять порученное тебе дело, важно ответственно подходить к творческой работе: хорошо спеть песню непросто, юмореску прочитать «вкусно» — не так легко, как кажется со
стороны. Хороший результат на сцене — это всегда результат большой работы артиста в первую очередь над собой. Над своими амбициями, привычками, слабостями, ленью, если хотите, плохим настроением. А еще качественно подготовленное выступление — это всегда подарок, который артист преподносит зрителю. Так хочется, чтобы его оценили, чтобы он понравился, принес хорошее настроение и добрую улыбку.

Пускай моей героине и всем тем, кто искренне любит петь, танцевать, играть, музицировать, творчество неизменно дарит удовольствие, позитив и хорошее настроение, а они, в свою очередь, щедро делятся этим со зрителем!

Анна КОРЯКОВА.
Фото из архива
Таисии Гайбу.



Добавить комментарий