Судьба моей семьи в судьбе моей страны

Новости

Виктор ГУТАРОВ,
правнук Ивана Жижеля, ветерана Великой Отечественной войны, почетного гражданина г. Минска, Героя Социалистического Труда, Заслуженного строителя БССР, бывшего министра строительства БССР

победаУ каждого народа, как и у отдельного человека, есть своя судьба и свое прошлое. Оно составляет его историю. Имеет свою историю и белорусский народ. Но народ — это люди, они и есть единственные творцы истории. Среди них и мой прадед — Иван Матвеевич Жижель.
В нашей семье сохранились материалы с воспоминаниями Ивана Матвеевича о его родителях, комсомольской юности, учебе в институте, боевых действиях во время войны, о восстановлении Минска и строительной отрасли республики.

В июне 1935 года Иван Жижель окончил Минский политехнический институт и получил диплом инженера промышленного и гражданского строительства.

Молодой специалист прочно связывал багаж теоретических знаний с практической работой. Знал, что для успешного претворения в жизнь планов Родины надо умело применять знания, накапливать опыт работы, следить за новинками строительной техники, внедрять опыт передовиков. Работа прораба обогатила его бесценным опытом. Вскоре ему предложили должность инженера-конструктора Белгос-строя, а с 1938 года он уже возглавлял институт Белпромпроект.

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Мирный, созидательный труд был нарушен.

В этот день намечался большой праздник в столице советской Белоруссии —открытие Комсомольского озера, большого водоема, сооруженного комсомольцами и молодежью Минска на западной окраине города на реке Свислочь. Еще верилось, что Красная Армия разобьет зарвавшегося агрессора на западных границах. Из сообщения Молотова стало ясно, что речь идет о жизни или смерти Советского Союза. Городские военкоматы осаждала патриотически настроенная молодежь, требуя направления на фронт, а в небе появились первые фашистские стервятники. Сыпались бомбы, город горел, здания центральной части превращались в руины.

Пришел приказ об эвакуации на восток. Иван Жижель, закончив служебные формальности по эвакуации документации, сел на свой надежный велосипед (последние железнодорожные эшелоны уже ушли) и, как и многие другие мирные жители, тронулся в путь. Уже на следующий день в Минск вошли немцы.

На дорогах тоже действовали фашист-ские лазутчики. Возвращали назад беженцев, неправильно формировали отходящие части и население, портили линии связи, подрывали мосты и сооружения.

Велосипед надежно служил Ивану Жижелю. Можно было объехать стороной преграды, ускорить движение, завернуть на безопасный проселочный путь. С трудом добрался он до реки Нача, что протекает неподалеку от Крупок, а оттуда на попутной машине уже 29 июня приехал в Смоленск. Пополнялись воинские части, формировались новые. Мужчины вступали в ряды Красной Армии.

В этот день сформировался понтонно-мостовой батальон. Туда и зачислили Ивана Матвеевича Жижеля, назначив его командиром роты.

Инженер, призванный строить, теперь должен был учиться разрушать. Фашист-ские бронированные колонны, несмотря на огромные потери под Минском, Оршей, Смоленском, рвались к Москве. Часть, призванная обеспечивать надежную переправу через водные препятствия при наступлении, теперь вынуждена была взрывать железные дороги и сооружения, мосты и промышленные объекты, ставить минные заграждения, а иногда и наводить переправы для наших отходящих войск. Нелегкое это учение давалось большими потерями, большой кровью. Мужественный командир подразделения, воин-патриот Иван Жижель смело и решительно выполнял приказы командования в самих тяжелых условиях.

Бывший начальник инженерных войск Западного фронта генерал-лейтенант И. П. Галицкий вспоминает о тех днях: «У деревни Акулово минные поля были установлены воинами 1-й понтонной роты 62-го отдельного понтонного батальона под командованием лейтенанта Ивана Матвеевича Жижеля. За этот подвиг командир Иван Матвеевич Жижель был награжден орденом Красной Звезды, который я и вручил ему».

О боевом пути 62-го отдельного понтонно-мостового батальона, в котором Иван Матвеевич Жижель прошел с 26 нюня 1941 по 5 декабря 1943 года боевой путь от лейтенанта до майора Красной Армии и получил первые правительственные боевые и трудовые награды, рассказывает альбом «Переправа», подаренный ему бывшими фронтовиками-офицерами в память о совместной службе в годы Великой Отечественной войны.

Вот краткие данные о сооружении нескольких мостовых переправ из этого альбома в хронологическом порядке.

1. 6—7 декабря 1941 года у деревни Акулово по Наро-Фоминскому шоссе под руководством лейтенанта Фокина мост был заминирован понтонерами 62 ОПМБ. 3 декабря 1941 года отдельные танки противника прорвались к мосту, и тогда он был взорван. Танки к Москве не прошли. По сторонам моста установлены минные поля — руководил лейтенант И. Жижель и лейтенант Харитонов, лейтенант Локтаев, мл. лейтенант Ваутин. На минах подорвались четыре танка противника.

2. 10—14 декабря 1941 года у деревни Михайловское через переправу, спроектированную и сооруженную лейтенантом И. М. Жижелем, пропущено 9 танков, полковая и дивизионная артиллерийские батареи, кавалерийские и пехотные части. Работа велась под сильным минометным и пулеметным огнем противника, бомбардировкой вражескими самолетами. За мужество, проявленное в этой операции, лейтенант И. Жижель награжден медалью «За отвагу».

3. Переправа у деревни Николо-Урюпино через реку Липка по проекту мл. лейтенанта Ваутина сооружена техническим руководителем И. М. Жижелем 19—21 февраля 1942 года. Оказалось, что мост грузоподъемностью 60 тонн сооружался с учебной целью в дни относительного затишья.

4. Переправа у деревни Каменская через реку Нара построена 1—8 июля 1942 года по приказу начальника инженерных войск Западного фронта по проекту лейтенанта Максимова, технический руководитель — Ваулин. Длина моста 104 метра, грузоподъемность — 60 тонн.

5. Мостовая переправа у деревни Волосово через реку Вытебеть по приказу начальника инженерных войск 3-й танковой армии была построена 11—17 сентября 1942 года по проекту и под техническим руководством старшего лейтенанта Ваулина в 1,5 км от передовой под постоянным обстрелом. Работы велись ночью, по колено в холодной воде. Подъездные пути немцы заминировали, там подорвались два наших бойца-сапера. За отвагу в сооружении объекта награждено 23 воина батальона. Старший лейтенант И. М. Жижель награжден за операцию орденом Красной Звезды.

6. Переправа у деревни Кричино через реку Жиздра была возведена 20—25 сентября 1942 года по проекту и под техническим руководством старшего лейтенанта И. М. Жижеля.

7. Переправа у деревни Новая Слобода через реку Протва сооружена 3—7 января 1943 года по проекту Ваулина и под техническим руководством И. М. Жи-желя, по приказу начальника инженерных войск Западного фронта. Подготовку к сооружению моста вели отдельно и на месте собрали переправы за 2 часа 40 минут, ведя работы с двух берегов одновременно. Длина сооружения составила 52 метра. За эту операцию всему составу части объявлена благодарность, а офицеры Ваулин и Жижель награждены ценными подарками.

8. Переправа у деревни Рядово через реку Ока 9—23 мая 1943 года по проекту и под техническим руководством капитана Ваулина построена в очень тяжелых условиях: в отсутствие материалов и техники, при быстром течении, большой глубине, доходящей до 5,1 метра, каменистом грунте. Сваи до прибытия машин забивались вручную, лес доставлялся сплавом по реке за 20 километров. За успехи в сооружении переправ через водные препятствия И. М. Жижель награжден орденом «Знак Почета». И, конечно, воины части при необходимости участвовали в боях, обороне столицы, наступательных операциях.

1100 дней фашистские оккупанты хозяйничали в Минске. Но настал долгожданный день, когда его жители со слезами радости встречали своих освободителей. Минск и все другие крупные города были превращены в груды битого кирпича. От улиц остались только одни названия. Трудно было представить себе, сколько понадобится времени только для расчистки улиц Минска, не говоря уже о его возрождении.

В годы Великой Отечественной войны жена И. М. Жижеля, Зинаида Семеновна, с трехлетней дочерью Галей остались в оккупированном Минске. Старший сын Геннадий находился в детском санатории в Железноводске. Долгое время Иван Матвеевич не имел никаких известий о семье. В начале 1942 года нашелся сын — его приютила семья брата жены в Москве. Ходили слухи, что жена и дочь погибли при бомбежке, но бывалый фронтовик этому не верил.

Рано утром 5 июля 1944 года Иван Матвеевич Жижель вернулся в Минск, и семья воссоединилась.
Он сразу приступил к работе заведующего отделом стройматериалов Госплана БССР, затем стал инженером Главного управления промышленного строительства, а с 1951 года Иван Матвеевич возглавил Главное управление по строительству Минска. Теперь вся ответственность за восстановление и развитие города была возложена на него. Проблем было много. Горожанам необходимо было жилье, республике — новые учебные заведения, промышленности — новые корпуса заводов и фабрик.

У строителей города Минска первоначально был только один башенный кран и несколько экскаваторов. Первую очередь строительства главного проспекта — от Главпочтамта до площади Победы — возводили пять лет. В пригородных урочищах вырастали тракторный, автомобильный заводы, жилые микрорайоны, магазины и школы.

В быстрых темпах восстановительных работ и поистине суворовском натиске строительства за небывало короткий срок сыграли свою роль личные качества Жижеля-руководителя. Известный девиз «каждый знай свой маневр» он постоянно осуществлял на практике и требовал смелых и решительных действий от своих подчиненных любого ранга. Намеченные планы и графики, опирающиеся на реальную материальную базу, становились после всестороннего рассмотрения и утверждения законом. Конкретную задачу получал каждый бульдозерист, каждый шофер, каменщик, инженер.

В 1955 году трудящиеся избрали И. М. Жижеля депутатом Верховного Совета Белоруссии, и это доверие он оправдывал до выхода на заслуженный отдых. Родина высоко оценила труд знатного строителя — на груди его кроме военных наград появились ордена Ленина и «Знак Почета», а в 1962 году ему было присвоено почетное звание «Заслуженный строитель БССР».

С 1955 года он возглавлял министерство строительства БССР, через два года поручили пост министра промышленного строительства. Здесь забот прибавилось во сто крат. Теперь приходилось заниматься восстановлением и развитием не только города, но и всей республики, больше других пострадавшей от войны. Города и села, заводы и фабрики, школы и жилые дома — все это было в голове министра, и он не мог, не имел права упустить из поля зрения ни одной мелочи, потому что не было в строительстве мелочей. Министр был среди тех, кто закладывал фундамент обелиска-монумента на площади Победы, где зажегся Вечный огонь. Сюда Иван Матвеевич потом не раз придет и в будни, и в праздники уже не только как один из авторов этого замечательного сооружения, но и как ветеран войны, чтобы поклониться памяти павших земляков и однополчан.

Надо было заниматься промышленным строительством. Восстановленное хозяйство республики окрепло, развилось, пополнилось новыми крупнейшими предприятиями: автомобильным, тракторным, моторным и другими заводами. Главным исполнителем грандиозных строек был он — министр промышленного строительства. Этой важнейшей отраслью Иван Матвеевич Жижель руководил 15 лет до ухода на пенсию в 1970 году.

Вся жизнь и все силы труженика-патриота посвящены любимому Минску. Он любовно восстанавливал магистрали города, возводил красивые здания, развивал промышленность.

За успехи в труде и в бою И. М. Жижель награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами «Знак Почета», орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и другими наградами.

Иван Матвеевич Жижель — Заслуженный строитель БССР, Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета Белоруссии, член Правительства республики.

Иван Матвеевич Жижель был желанным гостем во всех семьях своей многочисленной родни, только времени для встреч все как-то не хватало, а уж когда встречались, воспоминаниям о славных делах на жизненном пути каждого не было границ. Был он душой всех застолий и компаний, метко цитировал своих любимых Коласа и Крапиву, через фразу-другую ронял шутку.

С шуткой и умер. Последними словами было: «Жив курилка!». Случилось это 18 марта 1982-го.
Через 12 лет в доме на углу улицы Захарова и Войскового переулка, где жил Иван Матвеевич Жижель, открыли мемориальную доску в его честь. Народу собралось превеликое множество — родственники, друзья, соратники, коллеги по профессии.

Зодчий Иван Матвеевич Жижель пронес сквозь годы не темное пламя, испепеляющее чужие судьбы и собственную душу, а светлый огонь, согревающий людей и землю. Это животворное тепло взрастило дома и улицы, заводы и новые города.

Нетленным получилось послание строителя Жижеля «граду и миру» — Минску и Беларуси, где в трудах и заботах прошла его жизнь.



Добавить комментарий