Строительное будущее городов-спутников

Социум Тема дня

Квартирный вопрос в белорусской столице стоит достаточно остро. Очередь на жилье для нуждающихся движется, мягко говоря, медленно. Исключение составляют разве что многодетные семьи и те, кому квадратные метры необходимы, что называется, по социальным показателям. Главой государства еще несколько лет назад было заявлено: Минск не резиновый, тесниться на ограниченной территории до бесконечности тоже нельзя, выход один — строить дома за городом. Так родилась идея развивать города-спутники. Пока, к сожалению, дела с реализацией этой концепции идут не очень. Тем не менее, от задумки никто отказываться не собирается. О планах на обозримую перспективу недавно рассказали представители Мингорисполкома и Миноблисполкома.

Минск не резиновый
Для начала — о жилищном строительстве в столице. С 2015 года в Минске наблюдается тенденция к сокращению объемов возведения многоэтажек. Причина банальна: все меньше свободных площадок. Планами предусмотрено уменьшение ежегодных объемов нового строительства жилья до 600 тысяч квадратных метров в год.

— По оперативной информации, за январь — август 2019-го в Минске введено 280 тысяч квадратных метров жилья, что составляет 42 процента от годового задания правительства, — проинформировал начальник управления жилищного строительства комитета строительства и инвестиций Мингорисполкома Денис НИКИТИН. — Это задание планируется выполнить в полном объеме. Основными площадками для строительства жилья в столице в по-следние годы являются реконструируемые территории со сносом малоценной индивидуальной усадебной застройки. Сейчас активное освоение ведется в границах улиц Шаранговича — Горецкого — Рафиева, микрорайонов Лошица и Чижовка.

Застраиваемые площадки ограничены по площадям. Следовательно, тем, кто планирует обзаводиться жильем в ближайшее время, надо думать над выбором: либо идти к коммерческим застройщикам, либо рассматривать в роли будущего «места дислокации» шесть городов-спутников Минска — Дзержинск, Заславль, Логойск, Руденск, Смолевичи и Фаниполь. При поэтапном уменьшении объемов жилищного строительства в столице здесь планируется расселить до 120 тысяч минчан.

Экспериментальный дом: желающих предостаточно
Застраивать первый квартал в Смолевичах, неподалеку от местного водохранилища на окраине города, начали несколько лет назад. Пока заселено несколько домов, рядом тоже ведется строительство, однако даже до статуса микрорайона этим многоэтажкам пока далеко.

Впрочем, неподалеку вовсю возводят многофункциональный комплекс — одну из примет «городской цивилизации» в ее нынешнем понимании. А недавно в столице объявили: в Смолевичах будет построен экспериментальный дом для минчан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Соответствующий Указ № 103 был подписан Александром Лукашенко. Планируется, что это будет многоэтажка на 192 квартиры в Северо­Западном микрорайоне. Строительство должно начаться к концу текущего года — перед этим необходимо было разработать проектно-сметную документацию. Примерный срок сдачи объекта — вторая половина 2020 года. Изначально предполагалось, что списки дольщиков будут формироваться администрациями районов столицы под контролем Мингорисполкома. Он же направит эти списки в УКС Миноблисполкома для заключения договоров. Стимулировать минчан к переселению в Смолевичи должна была достаточно низкая цена квадратного метра такого жилья.

— Полная информация об экспериментальном доме, который строится в городе-спутнике столицы Смолевичах, уже доступна на сайте Мингорисполкома, — отметил Денис Никитин. — Это сведения об ориентировочной стоимости квадратного метра, общих характеристиках, количестве квартир и т. д. Чтобы люди принимали решение: хотят ли они строить там жилье. Впрочем, уже сейчас интерес к этому жилью большой: даже не зная стоимости квадратного метра, примерно 1500 человек обратились в администрации районов Минска.

К слову, претендовать на квартиры в этом доме могут все нуждающиеся в улучшении жилищных условий вне зависимости от даты их постановки на учет (при условии, если они снимутся с очереди в столице), но прежде всего, конечно, будут рассматриваться заявки многодетных. Заказчиком строительства выступает УКС Миноблисполкома, подрядная организация — ОАО «МАПИД», оно уже готовит площадку для застройки. Это будет типовой многоэтажный дом. Нормативный срок строительства — десять месяцев.

К настоящему времени уже определены источники финансирования возведения жилья, объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, благоустройства территорий в городах-спутниках.

Предусмотрен межбюджетный трансферт Минска в консолидированный республиканский бюджет для направления в бюджет Минской области на эти цели. Размер трансферта будет утверждаться Мингорсоветом депутатов по согласованию с Миноблисполкомом.

— С целью дальнейшего освоения городов-спутников сейчас вносятся изменения в Указ № 103 в части увеличения объемов строительства жилья для граждан, стоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, — добавил Денис Никитин. — Проект соответствующего указа находится на согласовании.

Кто второй в очереди?
Пока неизвестно, какие именно города-спутники будут включены в программу активизации строительства жилья вне Минска. Но уже известно, что только в Смолевичах до 2022 года планируется построить порядка 150 тысяч квадратных метров. Количество домов и объектов определится позже, на этапе проектирования.

— Столичный регион со своей стороны запрашивает корректировку генплана Смолевичей, Руденска и Фаниполя с целью повышения комфорта проживания — например, за счет снижения этажности, — заметил заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству Миноблисполкома, главный архитектор Минской области Вадим НИКОЛАЕНКО. — Эту работу мы начинаем в нынешнем году. Надеюсь, закончим во второй половине следующего.

По плановым расчетам, к 2030 году в Смолевичах должны проживать 23 тысячи человек. После корректировки эта цифра может уменьшиться, но запланированное ранее строительство не прекратится, внесение корректировок будет происходить параллельно. Пока суммарно в Смолевичах намечается возвести около 20 домов, из них примерно для 11-ти заказчиком выступает УКС Мингорисполкома.

— Смолевичи и Руденск — первые в очереди по освоению программы городов-спутников, — напомнил Вадим Николаенко. — Для Руденска причиной является размещение здесь производства Белорусской национальной биотехнологической корпорации. А на рост Смолевичей влияние оказывает Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень». Первый жилой дом на территории парка на 156 квартир повышенной комфортности торжественно сдан 27 августа.

Пригород не подлежит тотальной застройке
Пространство за минской кольцевой автодорогой не ограничивается исключительно городами-спутниками. Место для нового строительства вроде есть, хотя коттеджных поселков в пригороде хватает, да и многоэтажные кварталы тоже начали появляться. Власти пристоличного региона не торопятся застраивать свободные пространства, и для этого есть причины.

— Мы в 2015 году заказали проект генплана застройки территории между первой и второй кольцевыми дорогами, — рассказал Вадим Николаенко. — Сейчас он на госэкспертизе. Проведен анализ всей территории. Определены наиболее ценные участки, в том числе сель-скохозяйственные земли, земли лесфонда, по ним наложен запрет на использование. А по всем остальным участкам, которые неэффективно используются, даны проектные предложения на реализацию. Но эта территория не предполагает масштабного строительства. Потому что она всегда рассматривалась как перспективная для Минска.

По словам главного архитектора, объемы строительства на территории столичного региона очень большие, но при этом поставленные задачи область выполняет и даже перевыполняет. Кроме того, здесь из 1,15 миллиона квадратных метров 800 тысяч — это индивидуальное жилье. Специалист считает, что оно наиболее комфортно. Пока по объемам строительства каждый год лидируют районы, которые расположены ближе к Минску: Дзержинский, Смолевичский, Минский. Отдельные задачи по комплексному плану ускоренного развития поставлены Борисову и Солигорску.

Без транспорта никуда
Мало построить жилье в городах-спутниках — важно наладить удобное транспортное сообщение со столицей. Иначе нельзя: вряд ли в ближайшее время удастся удовлетворить потребности в трудоустройстве новоселов поближе к новому месту проживания. В Смолевичи в настоящее время ходят поезда городских линий, обычные электрички, рейсовые автобусы, маршрутки. Тем не менее требуется найти новые решения. Параллельно предстоит наладить скоростное сообщение между столицей и Национальным аэропортом Минск. Напомним: еще пару лет назад курсировали поезда, но движение приостановили в связи со строительством второй взлетно-посадочной полосы.

— Для перспективного железнодорожного сообщения между столицей и Национальным аэропортом Минск подготовлены и рассматриваются с точки зрения финансирования работ и логистики три возможных варианта, — констатировал Вадим Николаенко. — Ранее был проведен анализ существующего дорожного сообщения и разработан план мероприятий с конечным сроком выполнения — 2025 год. Железнодорожное сообщение есть, но есть недостатки, которые будут устранены. Предполагается и закупка новых составов. Так что между всеми городами-спутниками и столицей будут курсировать современные скоростные поезда. Также обсуждается строительство новой железнодорожной ветки в аэропорт, что придаст дополнительный импульс развитию связи со Смолевичами. Думаю, этот вопрос должен в ближайшее время решиться, заканчивается работа над технико-экономическим обоснованием.

Что касается рассматриваемых вариантов, то первый — это строительство новой железной дороги вдоль столичной улицы Ваупшасова, второй — строительство ответвления вдоль автомобильной дороги М2 на аэропорт, а третий — реконструкция существующей железнодорожной ветки, которая используется для грузовых перевозок. Второй вариант, по мнению главного архитектора Минской области, лучше всего.

Что касается автомобильного сообщения Смолевичей с Минском, то уже есть проект реконструкции трассы Р53 от Кургана Славы до Борисова, при этом дорога в четыре полосы будет продлена. Почти решен вопрос с финансированием. Вероятно, в следующем году начнется строительство.

Чем дешевле, тем лучше

Типовое панельное жилье существенно дешевле многоэтажек, построенных по индивидуальным проектам, да еще коммерческими застройщиками. Пока в Смолевичах в основном возводят дома подешевле. Планируется ли пускать частных застройщиков на территорию будущих кварталов городов-спутников?

— Коммерческие застройщики не будут участвовать в возведении жилья в городах-спутниках, — заявил заместитель председателя комитета по архитектуре Минского облисполкома, главный архитектор Минской области Вадим Николаенко. — В данном случае решающий фактор — стоимость жилья. Поэтому говорить о коммерческих застройщиках не приходится.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий