Страхование в Беларуси стало быстрым, но не «безболезненным» для кошелька

Новости

Александр НЕСТЕРОВ

Нынешний год принес немало новшеств в национальную систему страхования. Одно из важных событий последнего времени — вступление в силу с 1 июня Указа главы государства № 165 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности». Поскольку данный вопрос так или иначе затрагивает большинство граждан республики (у многих есть полисы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, кто-то страхует свои жизни, имущество; наконец, существует профессиональное страхование), редакция «Беларус-МТЗ обозрения» решила подробнее осветить эту тему. На актуальные вопросы в данной сфере на днях ответил в ходе онлайн-конференции начальник главного управления страхового надзора Министерства финансов Республики Беларусь Сергей ОСЕНКО.

Зачем нужны изменения?

Последние изменения в сфере страховой деятельности так или иначе затронули Республикан-скую программу развития страховой деятельности на 2011—2015 годы. С чем было связано внесение этих изменений?

— По итогам трех лет пятилетки стала очевидной более высокая динамика развития страхового рынка по сравнению с теми прогнозами, которые формировались в 2010-м, — отмечает Сергей Осенко. — Кроме того, уточнились прогнозные макроэкономические параметры развития экономики страны до 2015 года. Данные факторы обусловили внесение изменений в Республиканскую программу развития страховой деятельности в части корректировки целевых показателей развития рынка — темпов роста страховых взносов и их суммы на душу населения. В настоящее время ожидаем, что сумма страховых взносов в действующих ценах в 2015 году по сравнению с 2010-м вырастет в 7,3—7,6 раза, хотя ранее прогнозировался рост в 3,6—3,9 раза.

Представитель Минфина отмечает, что новшества последних месяцев отнюдь не означают, что никаких изменений на рынке в обозримой перспективе не случится. Они будут, и очень существенные.

— Комплексная корректировка страхового законодательства, проведенная летом, была направлена на создание условий для реализации имеющегося на страховом рынке потенциала, — констатирует специалист. — Путем снятия ограничений, пусть и не всех, созданы благоприятные условия для притока инвестиций, белорусский страховой рынок стал более привлекательным и доступным. Это особенно касается добровольного страхования. Дальнейшее совершенствование законодательной базы будет осуществляться с учетом предстоящей гармонизации законодательства государств — участников Евразийского экономического союза. К 2025 году требуется обеспечить взаимное признание лицензий и других разрешительных документов всех участников финансовых рынков — в банковской, страховой сферах и на рынке ценных бумаг.

В настоящее время, добавил Сергей Александрович, проходят внутригосударственные процедуры, подготовленные проекты Соглашения о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках и Соглашения об обмене информацией, в том числе конфиденциальной. В Беларуси необходимые для подписания этих документов внутригосударственные процедуры завершены.

Какие услуги наиболее востребованы?

Страхование бывает добровольным и обязательным. Соответственно, и отношение к данным его разновидностям у жителей страны зачастую разное. Любопытно, какие услуги страхования востребованы у белорусов?

— Со своими предпочтениями белорусские граждане определились давно и уже на протяжении многих лет основным приоритетом видят страховую защиту своего движимого и недвижимого имущества, — напоминает Сергей Осенко. — Ежегодный прирост количества договоров страхования складывается на уровне 5 процентов. За январь — август 2014-го страховые организации заключили свыше 1,3 миллиона договоров добровольного страхования имущества граждан.

В то же время эксперт с сожалением замечает, что страхование жизни и здоровья граждане ставят лишь на второе место. Количество заключенных договоров страхования за январь — август 2014 года составило 0,8 миллиона.

— Нужно отметить высокий уровень сознательности граждан при страховании своей ответственности как владельцев транспортных средств, — дополнил общую картину Сергей Александрович. — Уровень охвата автовладельцев страхованием автогражданской ответственности с 2010 года составляет 97 процентов всех эксплуатируемых в республике транспортных средств. Это одно из самых высоких значений показателя среди европей-ских стран. За январь — август 2014 года заключено свыше 3,2 миллиона договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспорт-ных средств.

Поговорим об автомобилях

В Беларуси могут заключаться следующие виды договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: договор внутреннего страхования, договор комплексного внутреннего страхования, договор пограничного страхования и договор страхования «Зеленая карта». В каких случаях они применяются и каков размер страховых взносов по этим договорам?

— Договор внутреннего страхования заключается с владельцем транспортного средства — резидентом Республики Беларусь, а также с владельцем транспортного средства — нерезидентом Республики Беларусь, временно находящимся на территории страны, либо от его имени с водителем по всем транспортным средствам, используемым в дорожном движении на территории республики, — поясняет Сергей Осенко. — Договор комплексного внутреннего страхования, включающий обязательное страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства и его транспортного средства на случай причинения вреда в результате ДТП, заключается с владельцем транспортного средства — резидентом Республики Беларусь. Договор же пограничного страхования заключается с владельцем транспортного средства — нерезидентом нашей страны или от его имени с водителем, не имеющим договора внутреннего страхования либо договора страхования «Зеленая карта», действительного на территории республики, по транспортному средству, въезжающему в страну. Наконец, договор страхования «Зеленая карта» заключается с владельцем транспортного средства или от его имени с водителем по транспортному средству, зарегистрированному в Беларуси и выезжающему за ее пределы для его использования в дорожном движении государства — члена системы «Зеленая карта».

Представитель Министерства финансов РБ добавил, что договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств заключаются в отношении всех транспортных средств, которые используются в дорожном движении. Размеры страховых взносов установлены президентским Указом № 531 от 25 августа 2006 года. Они зависят, к примеру, по договору внутреннего страхования и договору комплексного внутреннего страхования — от типа транспортного средства, его технических характеристик, сроков страхования и страхового риска, места нахождения страхователя, его возраста и стажа вождения по соответствующей категории транспортного средства, а также аварийности использования автомобиля. Взносы по договорам пограничного внутреннего страхования, заключенным с нерезидентами, временно находящимися на территории страны, зависят от типа транспортного средства и срока его страхования. По «Зеленой карте» суммы варьируются в зависимости от типа транспортного средства, перечня стран, на территорию которых выезжает его владелец либо водитель и где будет действовать договор страхования, а также от срока страхования.

Онлайн-услуга — это быстро и приятно

С 1 июля в Беларуси допускается заключение договора страхования в форме электронного документа. Для многих граждан страны это благо: не нужно ехать в офис страховой компании. Фактически это онлайн-услуга. Ожидается ли после данного нововведения оживление на страховом рынке?

— Основными преимуществами заключения электронных договоров страхования для страхователей являются экономия времени, удобство, снижение затрат, поскольку скидки по полисам, реализуемым в сети Интернет, составляют до 15 процентов, — считает Сергей Осенко. — Для страховых организаций это тоже выгодно, поскольку клиентская база расширяется за счет контингента страхователей, ценящих удобство заключения договора и ограниченных во времени.

В то же время специалист отмечает, что выход потенциального страхователя на сайт страховщика не завершается заключением договора страхования. Для совершения сделки ему необходимо встретиться со страховым агентом или нанести визит в офис страховщика, чтобы оплатить и получить страховой полис.

— Для того, чтобы Интернет стал полноценным новым каналом продаж страховых услуг, президентским Указом № 165 страхователю предоставлена возможность, не выходя из дома либо офиса, заключить договор страхования в виде электронного документа, — поясняет Сергей Александрович. — Для урегулирования взаимоотношений сторон при заключении такого договора
20 июня 2014 года принято постановление Минфина № 36, которым определен порядок и условия заключения договора страхования в форме электронного документа. Этим документом установлено, что договор добровольного страхования может быть заключен в форме электронного документа путем составления одного документа, подписанного электронными цифровыми подписями сторон этого договора, а также путем обмена документами посредством электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.



Добавить комментарий