Стартовал городской этап республиканского фестиваля «Безопасное детство»

Партизанский р-н

В начале декабря в Минске стартовал городской этап республиканского фестиваля «Безопасное детство». Главной его задачей специалисты Министерства по чрезвычайным ситуациям видят совершенствование форм и методов работы с детьми младшего возраста, создание дополнительных условий для воспитания безопасного поведения у дошколят.

Десятки яслей и детских садиков по всей столице демонстрировали свои наработки в районных турах фестиваля. Активными участниками акции стали педагоги, родители и воспитанники 29 детских дошкольных учреждений Партизанского района Минска. Стоит отметить, что в садах тематические занятия по формированию основ безопасного поведения ребят дома и на улице проводятся давно, и к подготовке таких занятий воспитатели подходят творчески, с выдумкой. Как именно — мы смогли увидеть своими глазами, когда посетили ясли-сад № 10, ставшие победителем районного этапа фестиваля. Садик расположен в Тракторозаводском поселке, и многие его воспитанники — дети и внуки заводчан. Гостями садика 14 декабря стала городская комиссия во главе с заместителем начальника отдела пропаганды и социокультурной деятельности Минского городского управления МЧС Павлом Апетёнком, инспектором группы пропаганды и взаимодействия с общественностью Партизанского РОЧС Павлом Чернобуком и заведующей управлением образования Партизанского района столицы Людмилой Филиппович.

То, что визит «дядей в форме» для воспитанников садика неожиданностью не оказался, что о безопасном поведении ребята знают много, а занятия по этой теме здесь проводились не один раз, становится ясно, как только переступаешь его порог. На одной из веранд — кабинет безопасности под открытым небом. Наглядные плакаты, выполненные руками педагогов и родителей, висят на стенах сада. В творческих уголках групп — работы с последних творческих занятий. Вот в технике аппликации малыши изображали главного помощника на пожаре — огнетушитель. Вот на полочках выставлены пожарные машины, выполненные из пластилина двадцатью разными художниками-ваятелями. А вот в старшей группе № 5 (здесь занимаются мальчишки и девчонки 4—5 лет) занятие ведет воспитатель Ирина Бурак. На лепестках цветика-семицветика изображены разные «опасности». Стрелка волчка указывает на одну из них — «розетка», «ножницы», «утюг», «таблетки» и другие. В такой удобной форме малыши постигают понятия «электричество», «колющие и режущие предметы», «включенные электроприборы», «химические вещества». Не стесняясь камеры, ребята охотно тянут руки и торопятся отвечать на вопросы. «Когда таблетки могут быть ядом?» — «Если не болеешь, но ешь их, если берешь их без спросу…», «Почему опасен нож» — «Потому, что легко можно УКОЛЬНУТЬСЯ», «Что делать, если видите, что из окна валит дым?» — «Звать взрослых на помощь, звонить 101»… Малыши на ходу придумывают варианты действий, обсуждают, как поступить правильно, педагог лишь подсказывает. Те, кто уже поиграл, раскрашивают пожарные машины, деловито объясняя мне, почему такие яркие фары — «чтобы издалека было видно», и почему такие крупные колеса — «чтоб побыстрее доехать до пожара».

А в старшей группе № 6 стартовал очередной раунд программы «Что? Где? Когда?». «Знатоки» под руководством «госпожи ведущей» — воспитательницы Юлии Никоненко — отвечают на вопросы. В другом углу игровой полным ходом идет инсценировка — диспетчер пожарной службы принимает тревожный сигнал, и пожарные бросаются спасать всех жителей сказочного домика (интерактивную игру из разных видов тканей, которая развивает еще и мелкую моторику, изготовили воспитатели вместе с родителями). Мы идем по коридорам садика и видим большую куклу в полной экипировке спасателя.

— Сначала, — говорит заведующая яслями-садом Алена Дедовец, — мы планировали одеть в настоящий костюм нашего дворника и рассказывать ребятам о
спецодежде пожарного. Но выяснилось, что полная экипировка спасателя очень тяжелая, один сапог весит более полутора килограммов. С непривычки просто походить в этой форме оказалось проблематично. Так что даже на этом примере ребята смогли убедиться, насколько важна и сложна работа спасателя!

Еще несколько минут — и мы оказываемся в комнате пожарной безопасности. Наборы самых разнообразных настольных игр, изготовленных самостоятельно, тематические стенды «Один дома», «Не шути с огнем», «Безопасность на воде», «В стране Светофории», богатейший дидактический материал, интерактивные кроссворды, пазлы, комплекты одежды пожарных-спасателей, врачей, карточки-вопросы, занимательные загадки, десять заповедей Лесовичка для тех, кто хотел бы узнать правила поведения в лесу… Легче, наверное, назвать, какие формы работы не были представлены в этой комнате.

— На ноутбуке, — говорит заместитель заведующего по основной деятельности Надежда Богданович, — мы показываем ребятам мультипликационные и видеофильмы о безопасном поведении. Компьютер подключен к Интернету и имеет доступ на сайт МЧС. К слову, все наши воспитатели имеют возможность подключения к мобильным приложениям МЧС. Отсюда также возможен доступ на сайт яслей-сада № 239, где работает ресурсный центр Партизанского района по основам безопасности.
Следующий пункт нашего следования — актовый зал.

Педагоги показали видеофильм, который сняли своими силами. В нем воспитанники садика рассказывают о том, чему научились во время занятий, загадывают взрослым свои загадки, трогательно объясняют «детским» языком слова пожарной лексики и даже моделируют обычную бытовую ситуацию, когда мама забыла выключить утюг, а сын готов ей напомнить о возможной опасности. Как тут не вспомнить правильный слоган одной из акций МЧС «Гордимся, что научили»! Ярким финалом программы, представленной садиком на конкурс, стал зажигательный — во всех смыслах этого слова — танец в исполнении воспитанников старшей группы № 6: история о том, как смелые пожарные смогли погасить красивые, но такие опасные искорки.

Подводя итог всему увиденному, Павел Апетёнок отметил, что в саду была проведена огромная работа, а отдельных слов благодарности заслуживает большое разнообразие подобранного дидактического материала. Вопросы профилактики чрезвычайных ситуаций специалисты МЧС ставят сегодня во главу угла своей работы. Они уверены, что учить, говорить, предупреждать человека необходимо с самого раннего возраста. А по-настоящему эффективной эта работа может быть только при условии тесного взаимодействия сотрудников министерства с педагогами, медиками, родителями и детьми.

Говоря о деятельности учреждений образования в районе, Людмила Филиппович подчеркнула, что сегодня важно не только обеспечить детям безопасное пребывание в школах и детских садах, но и научить ребят безопасному поведению, приобщить их к общей культуре безопасности. Ясли-сад № 10 не единственное дошкольное учреждение в районе, где так активно ведется популяризация основ безопасности. ДДУ № 239 в 2014 году стало победителем республиканского смотра-конкурса «Безопасное детство», а сегодня на базе этого садика открыт ресурсный центр по формированию основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников. В нынешнем году появился проспект безопасности в 22-й средней школе, также расположенной в Тракторозаводском поселке.

В ходе конкурса комиссии предстоит ознакомиться с работой десяти дошкольных учреждений всех девяти районов Минска и назвать лучшее из них.
Мы желаем яслям-саду № 10 победы в фестивале и больших успехов в воспитательной работе, ведь принцип «Все в человеке закладывается с детства» будет актуален всегда.

Анна КОРЯКОВА.
Фото автора.



Добавить комментарий