Станут ли авиаперелеты еще доступнее?

Социум Тема дня

Жители Беларуси все чаще предпочитают путешествовать на дальние расстояния самолетами. Тому есть веские причины: цена билета на самолет сопоставима с железнодорожным транспортом, хотя тот перемещается куда медленнее авиационного судна. Автобусы, конечно, дешевы, но они еще медлительнее, если речь идет о дальних расстояниях. Показательны и результаты работы Национального аэропорта Минск. Вот свежие данные: за сентябрь 2018 года число обслуженных в главной воздушной гавани страны самолето-вылетов составило 2355, что на 4,1 процента больше, чем год назад. В сентябре аэропорт обслужил 452271 пассажира — это на 12,2 процента больше, чем годом ранее. Всего за 9 месяцев нынешнего года авиапредприятие обслужило 3 миллиона 476,3 тысячи пассажиров. А на днях представители транспортной сферы поделились своим видением перспектив пассажирской авиации в нашей стране. Станут ли авиаперелеты еще доступнее и как будет развиваться инфраструктура воздушного транспорта?

Зачем нужна вторая ВПП?
Национальный аэропорт Минск — главные воздушные ворота Беларуси. Он находится на пересечении наиболее значительных авиалиний, связывающих Западную Европу и Содружество Независимых Государств. Взлетно-посадочная полоса (ВПП) длиной 3641 метр и шириной 60 метров, а также введенное в эксплуатацию светосигнальное оборудование производства известной компании «Siemens», позволяют осуществлять посадку всех типов воздушных судов. Однако нынешняя ВПП порядком изношена и требует реконструкции. Это, а также существенный рост пассажиропотока в Беларусь и из нее, подстегнули руководство страны к принятию решения о строительстве второй полосы для посадки и взлета самолетов. Начало работ по разным причинам долго откладывалось, но позже  к ним все же приступили, и нынче можно смело говорить о том, что этот технически сложный объект совсем скоро будет введен в строй.

— Вторую взлетно-посадочную полосу в Национальном аэропорту Минск введут в строй в 2019 году, — обещает министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Анатолий СИВАК. — Она заработает уже при наступлении положительных температур: нам нужно время для сертификации, наладки.

Министр обращает внимание на то, что предстоящей зимой на новой полосе не планируется использование противогололедных материалов. Это позволит продлить ее ресурс на более длительное время. Кроме того, появление в главном белорусском аэропорту второй ВПП позволит расширить возможности этого важного транспортного комплекса. Дело в том, что до ее ввода Минтранс несколько ограничен в части развития авиаперелетов. Речь идет о трансконтинентальных перевозках пассажиров.

— Это связано с тем, что ресурс существующей полосы был исчерпан, и по расчетам, которые у нас имеются и которыми мы обязаны руководствоваться, можно было совершать в год только 70 взлетов и посадок трансконтинентальных воздушных судов на существующей полосе, — поясняет Анатолий Сивак. — Это нас сдерживало в переговорном процессе с другими компаниями, особенно зарубежными. С вводом полосы мы эту проблему снимаем. Пока она готовится к запуску, ведутся переговоры с авиакомпаниями Америки, Китая и Вьетнама.

Глава Минтранса Беларуси Анатолий СИВАК говорит, что компаниям-лоукостерам необходим стабильный пассажиропоток — чтобы каждый раз заполнялся борт «Боинга 737-800» на 189 кресел, наиболее эффективного самолета, который используют лоукосты.

Строительство второго терминала не за горами
В обозримой перспективе в Национальном аэропорту Минск улучшатся условия для приема и отправки пассажиров. Более того, существующий аэровокзальный комплекс ожидает расширение. Министерство транспорта и коммуникаций планирует, в частности, начать строительство нового терминала.

— У нас есть проблема: по двум месяцам в этом и прошлом году перебрали мощность существующего терминала, — рассказывает Анатолий Сивак. — Он рассчитан на перемещение 5,8 миллиона пассажиров в год. В июне и июле расчетная мощность была перекрыта. Поэтому, если смотреть объективно, необходимость срочно начинать строительство еще одного терминала в Национальном аэропорту уже назрела.

Кроме того, очень важным для транспортной отрасли объектом в части инфраструктуры является строительство Центра управления полетами, которое заканчивается в этом году. Сейчас вся эта инфраструктура находится в терминале Национального аэропорта, и она требовала реконструкции. Появление нового центра даст возможность поднять обслуживание воздушного пространства на новый уровень.

— Сейчас над Беларусью открыты 23 воздушных коридора, — информирует Анатолий Сивак. — В последнее время меняются технологии, когда по запросу заказчика можно пускать воздушное судно в любой точке при согласовании с соседями и выпускать из нашего воздушного пространства также в любой точке. Нам важно было это решить. Кроме того, действующий терминал получит дополнительные свободные площади, которые будут использоваться для обслуживания пассажиров.

Правда, окончательное решение о сроках начала строительных работ нового терминала в Национальном аэропорту пока не принято. Предварительно планируется приступить к возведению объекта после проведения в Минске в 2019 году II Европейских игр, а завершить реализацию проекта предполагается к чемпионату мира по хоккею 2021 года, который также пройдет в белорусской столице. Новый терминал будет представлять единый комплекс с действующим. Он будет проектироваться в соответствии с самыми современными международными требованиями, что обеспечит комфортное пребывание пассажиров в аэропорту.

«Белавиа» сможет продавать дешевые билеты
Многие белорусские авиапассажиры не особенно жалуют авиакомпанию «Белавиа» из-за того, что билеты на ее рейсы не очень-то дешевы. Понятно, у нашего перевозчика свои интересы, экономические расчеты, но ведь можно было бы снизить цену на перелет хотя бы за счет введения более широкой тарифной сетки, полагают критикующие. Например, летит человек и сдает при этом часть вещей в багаж — одна цена, а если отправляется в полет налегке, с портфелем или рюкзаком, — другая, более низкая.

Самое интересное, что в «Белавиа» не отказываются от подобных градаций и не первый год предлагают внести в отечественное законодательство изменения, в соответствии с которыми можно предлагать билеты по безбагажным тарифам. Для тех, кто не знает: авиабилеты без багажа стоят намного дешевле, чем с багажом. Они, в частности, подходят тем, кому нужен перелет на близкие расстояния. Чаще всего такие билеты продают авиакомпании-лоукостеры. Так вот, что касается Беларуси: ситуация с возможностью предложения безбагажных тарифов может измениться уже в ближайшие месяцы.

— Билеты по таким тарифам у авиакомпании «Белавиа» могут появиться в течение полугода, — полагает Анатолий Сивак. — Конкретных сроков назвать не могу, но думаю, что для этого понадобится не больше полугода. Ведь внести изменения в закон — это не изменить, к примеру, постановление Минтранса, которое можно принять в течение двух недель. Министерство транспорта и коммуникаций инициирует внесение изменений. В правительстве есть общее согласие о введении безбагажных билетов. Мы планируем, что на каждом рейсе в продаже будут билеты по, скажем так, «смешной цене».

Впрочем, сторонникам дешевых билетов следует знать, что сумма оплаты багажа по отдельности с билетом (такое бывает — необходимость взять с собой лишний груз порой возникает внезапно) в ряде случаев может быть сопоставима с ценой авиабилета безбагажного тарифа. Недопонимание часто случается и потому, что пассажиры предварительно не ознакомились с правилами авиакомпании и не обратили внимания на информацию о багаже.

Лоукостеров приглашают в регионы
Споры о целесообразности допуска в Беларусь лоукостеров — бюджетных авиакомпаний для тех, кто любит экономить на проезде, — ведутся не первый год. Такие перевозчики предлагают крайне низкую плату за проезд в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг. В соседней России начало таким авиаперелетам было положено в 2007 году, когда первый рейс под флагом компании SkyExpress был осуществлен на направлении «Москва — Сочи». В Литве первые пассажиры смогли летать по дешевым билетам и того раньше — с 2005-го. В Национальном аэропорту Минск лоукостеры не ждут — в конце концов, дешевизна перелета вызвана еще и тем, что приземляются самолеты лоукостеров в провинциальных аэропортах. Вот и у нас несколько месяцев назад было объявлено о том, что идут переговоры по вопросу прихода европейских лоукост-компаний в один из областных аэропортов. Конкретики пока нет, но в любом случае ясно одно: наше государство не собирается предоставлять лоукостерам каких-то особых, супервыгодных условий.

— Относительно необходимости прихода лоукостеров в Беларусь есть разные точки зрения, в том числе имеются определенные поручения в адрес Минтранса, — отмечает Анатолий Сивак. — Но, как министр, я не вижу аргументов, чтобы дотировать такие перевозки. Правда, в июне этого года на уровне министерства была принята программа развития региональных аэропортов, в которой прописано, что гродненский аэропорт обязан принять меры, чтобы туда полетела лоукост-компания. Речь о каких-либо дотациях в этом случае не идет. По имеющейся у меня информации, губернатор региона провел несколько встреч с представителями лоукостеров, недавно состоялась такая встреча в правительстве с участием Минтранса.

Вместе с тем, считает министр, решение вопроса о приходе в Беларусь лоукостеров зависит не только от нашей страны: у компаний существуют определенные требования, которые не всегда можно выполнить.

В частности, речь идет о заполняемости рейсов и регулярности полетов. А пассажиропоток из региональных аэропортов у нас пока невелик…

Дорога в облака

Министерство транспорта и коммуникаций выступает с предложением предусмотреть на автотрассе, которую в перспективе планируется построить в направлении Национального аэропорта Минск через Белорусско-китайский индустриальный парк «Великий камень», путь для скоростного трамвая. Речь идет о строительстве дороги в продолжение улицы Ваупшасова.

— Пока это даже не предпроектная проработка, — охлаждает пыл нетерпеливых белорусов глава Минтранса Анатолий Сивак. — Идет обсуждение в целом конструкции данной дороги. Мы, например, выступаем с предложением, чтобы путь для скоростного трамвая был предусмотрен, например, на разделительной полосе. И еще один важный момент: пока данного объекта нет в программе «Дороги Беларуси». Только обсуждается вопрос о включении его в данный документ. Неизвестно также, кто будет выступать заказчиком. Потому и о сроках реализации этого проекта говорить пока преждевременно.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий