Снег с асфальта уберут в соответствии с «рангом» автотрассы

Новости

Александр НЕСТЕРОВ

Прошлая зима, выдавшаяся для Беларуси на редкость снежной и морозной, под занавес «отметилась» печально известным циклоном «Хавьер», остановившим движение на автотрассах и доставившим массу неудобств жителям страны. Поэтому никого не удивляет, что нынешней зимой готовность дорожных служб к работе в холодное время года вызывает повышенный интерес в обществе. О том, готовы ли специалисты профильных служб противостоять капризам погоды, рассказали представители Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси и ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома».

Техника готова, дело за погодой

Первый снегопад пришел в Беларусь вместе с циклоном «Ксавьер» в начале декабря. Хорошо, что мрачные прогнозы синоптиков не сбылись: таких снегопадов, как в марте 2013 года, нынче не случилось. Как справились с первыми трудностями дорожники?

— Первые снегопады показали, что дорожники работают нормально, перерывов в движении не было, — говорит консультант главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Анатолий АДАМЦЕВИЧ. — Для нас самым главным является обеспечение круглосуточного бесперебойного и безопасного проезда.

По словам специалиста, в преддверии зимы на предприятиях республиканских автомобильных дорог были подготовлены инженерные проработки по содержанию сети в холодный период года. Составлены планы-графики, которыми предусмотрено закрепление за участками дорог машин, механизмов, водительского состава и рабочих. Проведены ремонт и подготовка снегоочистительной и пескораспределительной техники.

— Для обработки покрытия дорог противогололедными материалами и очистки от снега имеется 728 пескосолераспределителей и 987 единиц снегоочистительной техники, — отмечает Анатолий Францевич. — Для борьбы с зимней скользкостью дорожными организациями заготовлено 440 тысяч тонн песчано-соляной смеси и 60 тысяч тонн технической соли для россыпи в чистом виде.

Представитель Минтранса добавил, что профильными предприятиями уточнены места расположения производственно-технологических площадок, составлены схемы зимнего содержания автомобильных дорог. Сегодня есть 216 производственно-технологических площадок для складирования песчано-соляной смеси и 70 крытых складов для хранения соли в чистом виде.

— В дорожно-эксплуатационных организациях на зимний период организовано круглосуточное дежурство для оперативного реагирования при изменении погодных условий, — отмечает Анатолий Адамцевич. — Для оперативного управления и контроля за ходом работ по зимнему содержанию дорог обеспечена устойчивая связь со всеми линейными дорожными дистанциями и технологическим транспортом.

Кстати, в Беларуси действует единый короткий телефонный номер диспетчерских служб организаций республиканского дорожного хозяйства — 125. Позвонив по нему, любой может оставить информацию о сложной обстановке на том или ином участке трассы. Используя эти сведения, специалисты оперативно реагируют на ситуацию и тем самым обеспечивают безопасные условия движения транспорта.

Как должна производиться уборка?

На 1 января 2013 года в Беларуси сеть автомобильных дорог общего пользования составляла 86648 километров. В непосредственном управлении Минтранса находятся республиканские автодороги, протяженность которых 15757 км.

— Зимнее содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями Технического кодекса установившейся практики ТКП 100-2007 «Порядок организации и проведения работ по зимнему содержанию автомобильных дорог» и СТБ 1291-2007 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности движения», — напоминает Анатолий Адамцевич. — Следует отметить, что зимняя скользкость образуется практически одновременно на значительном протяжении проезжей части, а ее устранение связано с затратами времени, технических и людских ресурсов на выполнение большого объема работ в сложных условиях зимы. Учитывая временной фактор, вся сеть автомобильных дорог разделена на пять уровней требований по содержанию. Для каждого уровня установлены директивные сроки времени на обработку покрытия противогололедными материалами и очистку покрытия и обочин от снега при обычных и экстремальных погодных условиях.

Анатолий Францевич привел такой пример. Дороги, соединяющие столицу с областными центрами, обслуживаются по первому уровню требований. Они должны быть полностью обработаны противогололедными материалами в течение трех часов, а проезжая часть — очищена от снега не позднее четырех часов с момента окончания снегопада или метели. Если, условно, снегопад идет сутки или двое, работа по очистке продолжается все время. Как только снегопад закончился, наступает директивное время, за которое дороги полностью должны быть очищены.

В ответ на жалобы водителей, проезжающих по республиканским платным трассам, Анатолий Адамцевич комментирует следующее:

— Все платные участки содержатся по самому высокому уровню, им уделяется первостепенное внимание.

В Минске при сильном снегопаде будут вводить план «Пурга»

В белорусской столице дорожными службами разработан оперативный план «Пурга», который планируется вводить при обильных снегопадах и резких понижениях температур. Это ноу-хау действует с нынешнего зимнего сезона.

— Такой план необходим для оперативного реагирования в случае наступления зимних климатических аномалий, — поясняет главный инженер ГПО «Горрем-автодор Мингорисполкома» Александр ЯРОШИК. По сравнению с прошлыми наработками в этой более четко прописано, кому что делать, где нужно появиться и в каких местах находиться. В документе, в частности, предусматривается взаимодействие с ГАИ, вплоть до разрешения движения по встречной полосе.

В первый декабрьский снегопад план «Пурга» в Минске не применялся. По словам специалиста, ликвидация последствий неблагоприятных погодных явлений прошла в обычной, хотя и тяжелой, обстановке.

Александр Ярошик констатирует печальный факт: столичные водители не стремятся оказать помощь дорожникам.

— В марте, когда в стране свирепствовал циклон «Хавьер», мы вместе с другими автомобилистами стояли в пробках, — отмечает Александр Петрович. — В Европе наоборот: как только снегопад, все водители стараются съехать с дороги. У нас же сразу все начали куда-то торопиться.

Спецтранспорт «всухую» выигрывает у лопат

ГПО «Горремавтодор Мингор-исполкома» за последние два года закупило рекордное число машин для обслуживания дорог.

— Обновлен автопарк — приобретено около 330 единиц техники, — говорит Александр Ярошик. — Это примерно столько же, сколько мы купили ранее за четыре года. В дальнейшем темпы обновления парка будут зависеть от ряда факторов, в том числе от финансирования. С учетом нынешней ситуации парк требуется обновлять, приобретая 100–150 специальных машин в год. В настоящее время износ техники Горремавтодора для обслуживания дорог превышает 60 процентов.

По словам специалиста, в связи с передачей МКАД в коммунальную собственность Минска у столичных дорожников площадь для обслуживания и обработки увеличилась на 1,747 миллиона квадратных метров.

— Под это потребовались новые резервы, — отмечает Александр Ярошик. — Базы производственные коллеги нам отдали, технику отдали, но поскольку требования к городским улицам жестче, нам пришлось докупить конкретно на кольцевую около 40 единиц техники.

Одна из насущных проблем столичных дорожников — нехватка уборщиков территорий.

— В связи с непрестижностью профессии и низким уровнем заработной платы данной категории работников вряд ли все вакансии заполнятся, — считает главный инженер ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома». — Отчасти поэтому мы намерены чаще пользоваться услугами малогабаритной техники. Она может, к примеру, обслуживать пешеходные связи, остановки общественного транспорта и другие участки, где ранее были задействованы уборщики.

Сколько денег «укатают в асфальт»?

Расходы на дорожное хозяйство в Беларуси в 2014 году планируется увеличить в 1,4 раза по сравнению с годом нынешним — до 4,8 триллиона рублей. Об этом на днях сообщил министр финансов Республики Беларусь Андрей ХАРКОВЕЦ.

При общем уменьшении возможностей финансирования бюджетных инвестиций рост расходов на дорожное хозяйство планируется обеспечить прежде всего за счет ввода госпошлины на выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Дополнительные поступления от ее введения составят 1,6 триллиона рублей. Их предлагается распределять между республиканским и местными бюджетами в соотношении 50/50 и направлять целевым порядком на ремонт, реконструкцию и строительство республиканских и местных автомобильных дорог, а также улиц, которые являются их продолжением.

Платных трасс станет больше

Сеть платных дорог Беларуси планируется расширить 1 января и 1 июля 2014 года. По словам начальника главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций РБ Евгения РОКАЛО, с 1 января вводится плата с водителей, которые будут перемещаться по трассе М4 «Минск — Могилев» на всем ее протяжении, в то время как сейчас сборы взимаются на этой автотрассе только на участке от Минска до 74-го километра. Позднее будет уточнено, какие отрезки автомагистралей станут платными с 1 июля. В перспективе то же ожидает дорогу М5 «Минск — Гомель» и те трассы к областным центрам, где будет проведена реконструкция с доведением их до параметров первой категории.

К основным особенностям дороги первой категории относится наличие как минимум четырех полос движения — по две в каждом направлении. Встречные потоки должны быть разделены, к примеру, барьерным ограждением.



Добавить комментарий