Скоро сказка сказывается, да не так скоро шоссе реконструируются

Социум Тема дня

Не прекращающееся развитие автомобилизации в Беларуси, а также повышение роли внутриреспубликанских и международных транспортных потоков в экономической жизни страны вынуждают руководство транспортной сферой республики искать пути повышения пропускной способности автомагистралей. А также совершенствовать дорожную сферу и ее инфраструктуру.

О том, какие задачи стоят перед дорожной отраслью в настоящее время и как специалисты планируют их решать, на днях рассказал первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Алексей АВРАМЕНКО.

Самые амбициозные проекты
Амбициозный проект белорусских властей по реконструкции ведущих автомобильных дорог страны в соответствии с требованиями, предъявляемыми к автомагистралям, продолжает оставаться актуальным. Напомним, в ближайшие годы шоссе от столицы до всех областных центров должны стать высокоскоростными, максимально удобными и насыщенными современными объектами сервиса. Но нельзя упускать из виду и другие проекты — менее заметные, но не менее значимые.

— На строительство и реконструкцию республиканских автомобильных дорог в 2016 году планируется направить 10,2 триллиона рублей, — говорит Алексей Авраменко. — Основными источниками финансирования являются средства республиканского бюджета, а также кредитные ресурсы Банка развития, Всемирного банка и Эксимбанка Китая. Так, крупнейшими объектами в этом году будут рекон-струкция автодорог М5 «Минск — Гомель», М6 «Минск — Гродно», Р23 «Минск — Микашевичи» с 74 по 100 км, а также возведение второй кольцевой автодороги вокруг Минска.

В частности, стоит напомнить, что реконструкция первого участка трассы М5 от Жлобина до Гомеля была завершена в прошлом году, а ввод второго, Бобруйск — Жлобин, планируется в июле 2016 года. В результате в Минтрансе планируют получить хороший транспортный коридор 1-й категории, соединяющий Минск и Гомель.

К слову, за удобство придется платить, и вскоре «гомельская» трасса на всем своем протяжении превратится для большинства автомобилистов-профессионалов в платную трассу. Но к этому уже все привыкли: количество таких трасс в Беларуси с каждым годом только увеличивается.

Еще один долгожданный проект, о реализации которого в стране говорят не первый год, — реконструкция шоссе М6 «Минск — Гродно». Заметим: откладывать работы никак нельзя: трасса М6 нынче — одна из самых загруженных в республике. А некоторые ее участки стали головной болью и для автомобилистов, и для Госавтоинспекции. На шоссе есть несколько «мертвых» мест, где часто происходят ДТП с тяжкими последствиями. Реконструкция шоссе позволит существенно снизить риск подобных происшествий.

«Южный коридор» нужен многим
Международные финансовые организации готовы ускорить процесс реконструкции отдельных трасс — и в интересах белорусов, и с учетом потребностей международных перевозчиков. Так, в первой половине мая Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) объявил, что рассмотрит возможность финан-сирования реконструкции авто-дороги М10 (между Брестом и Гомелем — Прим. авт.). ЕБРР предоставит Беларуси всестороннюю поддержку в подготовке проекта в рамках своего Фонда подготовки инфраструктурных проектов для реконструкции участка международного транспортного коридора — трассы М10. В проекте примут участие представители частного сектора по концессионной схеме государственно-частного партнерства — первой в своем роде в Беларуси. Банк также рассмотрит вопрос о самостоятельном финансировании проекта после того, как по результатам тендера будет определен предпочтительный претендент.

Проект реконструкции автодороги станет первым в Беларуси, реализуемым по концессионному принципу. При этом концессионер осуществит проектирование, строительство, эксплуатацию и обслуживание участка автотрассы и взамен получит плату за эксплуатационную готовность от белорусских властей. Тендер, как ожидается, состоится в первой половине 2017 года.

Напомним: проект предусматривает реконструкцию и модернизацию 85 км участка дороги М10, являющейся международным транспортным коридором и альтернативным маршрутом между ЕС, Беларусью, Россией и Китаем. В результате проведения работ, как ожидается, будет удвоена пропускная способность, увеличена максимальная нагрузка на ось для соответствия стандартам ЕС, а также сокращено время поездки.

Первый заместитель главы Минтранса Беларуси Алексей АВРАМЕНКО полагает, что реализация наиболее значимых «дорожных» проектов благодаря усиленному контролю со стороны государства будет осуществляться достаточно высокими темпами.

МКАД-2 построят в срок?
Строительство второй кольцевой автомобильной дороги вокруг Минска (МКАД-2) предполагается завершить до 1 января 2017 года, уверяют в Минтрансе.

— Дорожно-строительные тресты активно работают на второй кольцевой, и мы надеемся, что к концу года завершим строительство и введем объект в эксплуатацию, — говорит Алексей Авраменко. — Напомню, что в прошлом году был открыт для движения первый участок МКАД-2 от дороги М3 «Минск — Витебск» до М6 «Минск — Гродно». Сейчас идут работы на участке от дороги М6 «Минск — Гродно» до М1/Е30 «Брест — Минск — граница Российской Федерации».

— Стоимость второго этапа строительства дороги составляет 2,3 триллиона рублей. С начала реализации проекта у нас получается 5,4 триллиона, — уточняет Алексей Николаевич. — Для ввода средств недостаточно, и сегодня мы совместно с Министерством финансов и Банком развития прорабатываем вопрос о дополнительном финансировании в целях безусловного ввода данной дороги к ранее озвученной дате —1 января 2017 года. Кстати, финансирование строительства дороги изначально было запланировано не в полном объеме с тем условием, чтобы где-то к лету вернуться к этому вопросу.

Решение о возведении второй МКАД принято еще в 2010 году, но к активной работе по ее строительству приступили в 2014-м. Цель проекта — разгрузить столицу от транзитного потока автомобилей, улучшить экологиче-скую обстановку в городе. Как сообщалось ранее, общая протяженность новой кольцевой автодороги вокруг Минска составит около 159 км, в том числе новое строительство — около 90 км. МКАД-2 строится с использованием цементобетонного покрытия.

Многие проблемы нужно решать на местах
Если с крупными автомагистралями все более-менее ясно — они у многих на виду, а потому к ним приковано самое пристальное внимание, — то, к примеру, к качеству асфальтового покрытия больших и малых населенных пунктов у белорусов всегда было куда больше претензий. К примеру, в Минске ремонт и реконструкция дорожного покрытия на улицах выполняются в первые весенние месяцы. Это традиция, обусловленная, в частности, и особенностями эксплуатации транспортной сети. Однако, к примеру, после другого традиционного мероприятия — парада в День Независимости — тяжелая военная техника приводит часть улиц в куда менее приемлемое
для эксплуатации состояние. Кто отвечает за своевременное восстановление асфальта после подобных мероприятий в столице?

— У нас есть Министерство транспорта и коммуникаций, которое отвечает за республикан-ские автомобильные дороги, — рассказывает об особенностях работы отрасли представитель Минтранса. — У нас нет предприятий республиканской формы собственности, которые отвечают за городские дороги. У нас общая нормативно-правовая база, но есть четкое разделение на республиканскую и коммунальную собственность.

По словам Алексея Авраменко, в ведении Минтранса находятся свыше 15,8 тысячи километров республиканских автомагистралей. За городские же улицы ответственность несут городские коммунальные предприятия, а вот областные и местные автодороги находятся в ведении территориальных органов власти.

— Надо же еще и представлять, что и как чинить, — замечает эксперт. — Есть определенные технологии. Вопрос в том, что кто-то может не всегда выполнять определенную технологию. Но существует процедура приемки работ. Надо ставить вопрос производителю работы и за счет гарантийных сроков: если некачественно сделано, заставлять его устранять.

Придорожный сервис будет развиваться по новой Генсхеме
Под занавес — немного о придорожном сервисе. С целью дальнейшего развития данного направления на республиканских автомобильных дорогах принято постановление Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси от 24 марта 2016 года № 13 «Об установлении генеральной схемы развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2020 года».

В Минтрансе отмечают, что в Генеральной схеме отражены существующие объекты придорожного сервиса (АЗС, площадки отдыха, газозаправочные станции, пункты питания, гостиницы, СТО, мойки) на дорогах республиканского значения с нумерацией «М» и «Р». Приводится перечень строящихся и проектируемых объектов сервиса. Также для потенциальных инвесторов указаны предлагаемые для размещения объекты вдоль автодорог.

Согласно текущему состоянию по Генеральной схеме в настоящее время в стадии строительства находится 90 различных видов объектов сервиса, еще 224 проектируется. Для перспективного расширения и строительства новых сервисных комплексов предлагаются 475 объектов.

Наша справка: дорожное хозяйство Беларуси

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» функции управления республиканскими дорогами осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций. В составе министерства функционирует Главное управление автомобильных дорог (ГУАД).

ГУАД организовывает и контролирует деятельность организаций государственного дорожного хозяйства, подчиненных Минтрансу.

Республиканские автомобильные дороги закреплены на праве хозяйственного ведения за 6 унитарными предприятиями (автодорами): РУП «Минскавтодор-Центр», РУП «Бреставтодор», РУП «Витебскавтодор», РУП «Гомельавтодор», РУП «Гродноавтодор», РУП «Могилевавтодор».

Независимый технический надзор за работами на республиканской сети дорог осуществляет РУП «Белдорцентр».

Подрядные организации выполняют работы по капитальному ремонту, возведению и реконструкции дорог и сооружений на них в соответствии с договорами строительного подряда. Подрядные организации дорожного хозяйства, промышленные предприятия, а также ОАО «Белдортранс» входят в состав холдинга «Белавтодор» и представляют собой производственную структуру, способную выполнить полный комплекс дорожных и мостовых работ любой сложности.

Кроме того, в системе дорожного хозяйства функционируют предприятия науки, проектирования, связи, обучения и платных дорог.

Местные автомобильные дороги находятся в ведении областных исполнительных комитетов и обслуживаются коммунальными унитарными предприятиями (облдорстроями).

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий