Систему обучения в школах ждут очередные перемены

Социум Тема дня

Совсем скоро начнется новый учебный год. 10 июля в стране началась широкомасштабная продажа товаров школьного ассортимента. А педагоги в самый разгар лета оттачивают новшества образовательного процесса. Да-да, несмотря на то, что чиновники обещали «мораторий» на глобальные изменения в учебных программах, определенные изменения в сезоне 2016—2017 все же грядут. Да и в дальнейшем процесс передачи знаний в учреждениях среднего образования будет совершенствоваться — как с точки зрения технологий XXI века, так и путем оттачивания учебного плана. О тенденциях в системе школьного образования на днях рассказали эксперты.

Учатся как дети, так и педагоги
По мнению специалистов системы Минобразования, качество передачи знаний в школах зависит от профессионализма учителя. Если оно есть, то и гаджеты — в помощь, и несовершенные учебники — не самая страшная беда. Именно на квалификацию педагогов намерены делать ставку те, кто разрабатывает стратегию развития образования в Беларуси.

— Основная задача, традиционно стоящая перед системой образования, — обеспечение качества данного процесса, — напоминает заместитель министра образования Республики Беларусь Раиса СИДОРЕНКО. — Она многоаспектная и требует участия в ее реализации и научных работников, и методистов, и учителей-практиков. Она включает в себя качественные научные разработки в сфере образования, отбор содержания, создание учебных программ, оптимально сочетающих в себе научный подход, доступность и практикоориентированность. А также подготовку учебных пособий, методически грамотных, доступных, понятных ученику, методическое и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и профессиональную компетентность педагога.

Эксперт считает, что развитие всех этих направлений должно происходить комплексно, ведь все составляющие тесно взаимосвязаны. Поэтому учатся сегодня не только школьники, но и педагоги.

— В условиях изменяющейся образовательной среды создаются новые модели повышения квалификации педагогов, — отмечает Раиса Сидоренко. — К примеру, в прошлом году Академия последипломного образования инициировала создание центров в школах, которые продвинуты по какому-то конкретному направлению. Например, у меня направление мультипрофильного обучения. Я готова этим поделиться, приглашаю учителей, руководителей школ из районов и на конкретных материалах этому учу. У нас таких 22 учреждения. То есть кроме классической модели повышения квалификации мы используем такие мобильные схемы.

Кстати, в Байнете, на Национальном образовательном портале, в настоящее время работает дистанционный всеобуч для педагогов. Он дает возможность учителям, не выходя из дома, повышать свою квалификацию и учиться у методистов. На протяжении года прошло несколько таких сессий, проводились крупные сетевые проекты с участием учителей из Украины и России.

Учебники электронные и бумажные
В последние месяцы в Беларуси много говорят об «учебниках нового поколения». Первые экземпляры таких «помощников» появятся в школах уже в сентябре. Что это такое и в чем плюсы подобных учебников?

— Уже разработаны учебные программы по всем предметам, разработана и модель базового учебника, — говорит Раиса Сидоренко. — Такой учебник будет содержать необходимый набор знаний, которыми должен владеть каждый ученик. Наряду с традиционными функциями он станет выполнять навигационную функцию, то есть ориентировать учащихся и педагогов в учебных и учебно-методических изданиях, электронных образовательных ресурсах, которые разработаны по учебному предмету. Приложения к базовому учебнику, печатные и электронные, позволят удовлетворить образовательные запросы высокомотивированных учащихся.

Между тем большинство учителей выступает за совмещение электронных учебников с бумажными, утверждает заместитель директора по научно-методической работе Национального института образования Валентина ГИНЧУК.

— Так считают почти 70 процентов педагогов, — говорит она. — А около 30 процентов учителей думают, что наиболее оптимальным и эффективным будет использование бумажных учебников, так как с печатного источника информация усваивается лучше. И только 4 процента выбирают электронный учебник.

Специалист констатирует: чтобы оценить пригодность и эффективность новых учебников, существует опытная проверка. Она заключается в учебной работе педагога. Предполагается определить тех, кто прорабатывает с учениками параграфы и пишет свои замечания постранично. После — провести анкетирование учащихся, родителей и учителей. В итоге пишется экспертное заключение. И при переиздании учебного пособия учитываются все замечания и предложения. Возможно, количество переизданий — один из факторов, который на протяжении многих лет определял качество той или иной книги. Кстати, Министерство образования не ставит задачу отказаться от бумажных учебников — речь идет только о сочетании печатного и электронного компонентов.

— Задача электронной составляющей — в первую очередь внести интерактив, расширить представления учащихся, — поясняет заместитель директора образовательного центра Парка высоких технологий Ирина ВАСИЛЬЕВА. — Она не может дать исчерпывающую информацию. Но не стоит также забывать, что все бумажные учебники, которые сейчас получают дети, размещены в PDF-формате на Национальном образовательном портале. И это не электронное издание, а всего лишь электронная версия бумажного.

Что касается электронных учебников-навигаторов, то такой помощник уже разработан по химии для десятого класса. Он также размещен на Национальном образовательном портале. Этот учебник позволяет активно использовать в образовательном процессе иные компоненты учебно-методических комплексов, имеет анимационные ролики, оснащен интерактивными заданиями. Минобразования планирует уже в этом учебном году выпустить электронный учебник-навигатор по физике для десятого класса, а в ближайшей перспективе — по таким предметам, как «Человек и мир», «Искусство. Отечественная и мировая художественная культура».

Заместитель министра образования Беларуси Раиса СИДОРЕНКО считает, что педагоги должны активнее помогать школьникам с выбором профиля обучения.

Образовательные программы подлежат замене
Теперь о предстоящих «глобальных» изменениях. Планируется, что полностью обновленный цикл школьных программ будет введен в Беларуси в 2021—2022 учебном году. Разработанные новые программы по всем учебным предметам с 1 по 11 класс будут вводиться поэтапно.

— В целом изменения претерпели 233 учебные программы, — отмечает директор Национального института образования Сергей ВАЖНИК. — Во вновь разработанных уменьшен объем теоретического материала, он адаптирован с учетом возрастных особенностей учащихся, а также исключена сложная терминология. Также в связи с тем, что ученик, закончивший 9 классов, должен знать основное содержание того или иного предмета, сформирована относительная завершенность содержания программ 5 и 9 классов. Программы пересматриваются с точки зрения преемственности и впервые с точки зрения межпредметных связей, усилено практико-ориентированное содержание программ, при сохранении его фундаментальности и системности.

Специалист подчеркивает: очень важно, чтобы ученик не просто получал знания, но и учился сам их добывать и применять на практике в разных жизненных ситуациях. При этом школьники должны овладевать практическими умениями и навыками, которые так необходимы в повседневной жизни.

По новым программам в следующем году будут работать 1 и 2, 5 и 6, 10 и 11 классы.

Одними из наиболее практико-ориентированных программ станут программы по трудовому обучению.

— По направлению «Технический труд» введен такой раздел, как ремонтные работы в быту, — объясняет методист высшей категории по трудовому обучению и черчению отдела естественно-математических и технических дисциплин Минского городского института развития образования Валентина ШАРАПОВА. — Учащиеся смогут не только ремонтировать мебель, столярную фурнитуру, пользоваться ручными инструментами, но и заниматься ремонтом электрического оборудования. Особое внимание при этом уделяется технике безопасности при выполнении этих работ. По направлению «Обслуживающий труд» учтены пожелания преподавателей и родителей. При изготовлении швейных изделий у учителя появится возможность с учетом дифференцированного подхода выбрать, что могут сделать ученики. У последних же появляется возможность изготавливать изделия для себя. Девочек будут учить приготовлению пищи, основам домохозяйства. Они учатся сервировать стол, правильно подавать блюда, принимать гостей.

Эксперты в сфере образования убеждены в том, что вариативность программы позволяет учителю выбрать тот материал, который интересен ученику, и проводить работы с учетом имеющегося в кабинете оборудования.

***
По традиции новый учебный год начинается в каждом регионе с августовской конференции педагогических работников. Подобные мероприятия — это одновременно подведение итогов прошлого учебного года и планирование работы на ближайший учебный год. Новый 2016—2017 учебный год особенный — старт ему даст в конце августа Республиканский педагогический совет. В Минобразования заявляют, что предстоящий форум — это логическое завершение довольно длительного периода активного обсуждения многочисленных предложений, выработки решений по развитию и совершенствованию системы образования страны. Кстати, направлять свои предложения и пожелания можно на электронный адрес jvanina@minedu.unibel.by. Все письма будут рассмотрены при подготовке и обобщении материалов к Республиканскому педагогическому совету.

Одно из новшеств — факультатив по информатике

С нового учебного года в белорусских школах появится факультатив по информатике. Он будет проводиться со второго полугодия второго класса. Например, ребенок в третьем классе будет готовить на основе программного материала других учебных предметов с помощью среды Scratch мини-тренажер для детей первого-второго классов — это компьютерные мини-игры, которые будут способствовать закреплению алфавита, формированию навыков устного счета. В учебной программе представлены все предметы, в том числе «Человек и мир», «Мая Радзіма — Беларусь», «Литературное чтение», «Математика», русский и белорусский языки. Позже, в пятом-шестом классе, возможно проектирование игровых сюжетов, где ребенок выступает и в роли режиссера, сценариста.

Основная цель факультативных занятий по информатике — формирование пользовательских умений учащихся, отработка элементарных ситуаций, которые помогут использовать компьютер в быту. Кроме всего прочего, авторы идеи делают ставку на развитие творческих способностей учащихся с использованием для этого специальной объектно-ориентированной среды, которая будет способствовать более глубокому закреплению учебного материала.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий