Сила коллектива тракторостроителей — в сплоченности и профессионализме

Наша марка Тема дня

65 лет назад, 14 октября 1953 года, с конвейера Минского тракторного завода сошел  колесный трактор собственной конструкции МТЗ-2.

Во многом благодаря именно силе коллектива тракторостроителей 65 лет назад с конвейера нашего предприятия сошел первый колесный трактор собственной конструкции, положивший начало школе белорусского тракторостроения, которая признана сегодня во всем мире.

Первенец семьи «Беларусов», МТЗ-2 «Беларусь», был передан в колхоз «Большевик» Копыльского района, где проработал 18 лет, ни разу не подведя своих хозяев. Ни одного капитального ремонта. И это при том, что трактор работал  и  зимой, и ле-том везде, где он был необходим.  Накануне юбилея Минского тракторного завода было решено разыскать МТЗ-2 и вернуть на предприятие. Делегация в составе директора завода Н. Слюнькова, заместителя секретаря партком, Т. Кищенко, председателя завкома профсоюза Г. Чухнакова, начальника бюро эксплуатации ОГК В. Касперовича, начальника ЦСТ И. Осовского и ветерана предприятия, собиравшего первый трактор,
В. Молчана прибыла в колхоз «Большевик».

А 16 апреля  МТЗ-2 в последний раз вышел в поле, чтобы проложить первую борозду на посевной. В мае 1971 года, накануне 25-летнего юбилея МТЗ, первенец завода был установлен на постамент. Не один десяток лет встречал он у проходной  тракторостроителей, спешащих на смену, и провожал домой после трудового дня. А они, поколение за поколением, с гордостью смотрели на «старичка», как по-свойски называли  одну из своих легенд. Здесь назначали встречи, фотографировались, просто общались, с гордостью показывали детям. МТЗ-2 у проходной стал ее неотъемлемой частью. И когда однажды «заводчанина № 2» не оказалось на привычном месте, в редакции начали раздаваться взволнованные звонки: «Куда пропал? Что случилось?» А «случилась» очень хорошая инициатива — накануне 70-летия Минского тракторного завода отреставрировать МТЗ-2 и установить на постаменте в центре нового сквера.

Сейчас первенец тракторостроителей — одно  из главных действующих лиц в композиции сквера «70 лет МТЗ». Здесь вручают награды лучшим тракторостроителям, проводится протокольная съемка делегаций, посещающих предприятие, проходят торжественные мероприятия.

И это дань памяти первым поколениям тракторозаводцев, это укрепление корпоративной культуры и продолжение добрых традиций. Ведь сила коллектива — в сплоченности и развитии лучшего, что было и есть в истории Минского тракторного завода.

Пишу этот материал и с благодарностью вспоминаю первых корреспондентов газеты «Трактор», которые стали очевидцами и в некоторой степени соавторами выпуска первого колесного трактора собственной конструкции. Как сводки читались короткие  заметки из цехов завода о том, как идет разработка и подготовка к производству первенца. Звучали слова гордости за тех, кто отличился на трудовой вахте, и осуждение в адрес тех, кто работал с прохладцей, мешая выполнению плановых заданий по выпуску нового трактора.

«Все силы на выполнение плана производства колесных тракторов!»,  «Социалистические обязательства  выполним!», «Не выгораживать, а наказывать бракоделов», «Для сельского хозяйства», «Поучительная история», «Краснов не торопится», «Устранить помехи»,  «Наши трактора ждут на полях», «Конвейер на полный ход». Это маленькая толика заголовков, под которыми выступали  и руководители участков, и начальники цехов, и рабочие, и специалисты. «Мы должны в ближайшие дни выпустить первую партию колесных тракторов. Значит, усилия всех участников соревнования должны быть направлены на полное обеспечение бесперебойного производства колесных тракторов «Беларусь». Практически  в каждой публикации, будь то аналитическая корреспонденция, информационная заметка, репортаж, интервью, письма, лейтмотивом звучали эти слова.

И вот торжественный день настал. Цитируем газету «Трактор» № 81 за 17 октября 1953 года.
«С конвейера сошли первые колесные тракторы. 14 октября в конце рабочего дня у главного конвейера тракторосборочного цеха № 2 собрались рабочие, инженеры, техники и служащие всех цехов и служб завода. Они пришли сюда, чтобы отметить знаменательное событие в жизни завода — начало выпуска колесных тракторов.
Медленно движется конвейер. Все с нетерпением ждут, когда сойдет с него первый трактор. Раздался рокот мотора. Трактор двинулся с места. За его рулем лучший тракторист экспериментального цеха тов. Величкин. Трактор обошел вокруг корпуса и остановился у импровизированной трибуны.

Начался митинг. Его открывает вступительной речью секретарь партийного комитета завода тов. Никоноров.
— Сегодня, — говорит он, — мы отмечаем знаменательную дату в истории нашего завода —день выпуска первого колесного трактора «Беларусь». Это крупная техническая победа нашего коллектива. Новый колесный трактор «Беларусь» окажет большую помощь труженикам социалистических полей в деле решения задач подъема сельского хозяйства, определенных решениями сентябрьского Пленума ЦК КПСС.

Новый трактор «Беларусь» —первый вклад нашего коллектива в дело дальнейшего повышения технического прогресса и культуры социалистического земледелия.
Выполнение почетной и ответственной задачи, поставленной сентябрьским Пленумом ЦК КПСС, требует от нас величайшего напряжения, организованности, инициативы и высокой политической сознательности. Мы должны обеспечить непрерывный выпуск машин по суточному графику с нарастающими темпами, полностью выполнить план производства тракторов.

На трибуне стахановец слесарь-сборщик тракторосборочного цеха № 2 тов. Маркевич.
— Сегодня мы вместе со всей страной, — говорит он, — пере-живаем радостное событие. Со-шел с конвейера наш первенец — пропашной трактор «Беларусь». Трактор «Беларусь» — это детище многотысячного коллектива нашего завода, это результат совместного труда конструкторов, технологов и нас, рабочих.

Трактор «Беларусь» — это наш рабочий подарок колхозному сельскому хозяйству. Пойдет наш «Беларусь» по полям страны, и колхозники Белоруссии, Украины и далекой Сибири помянут добрым словом его создателей — коллектив нашего завода.

Товарищи, перед нами стоит боевая задача — как можно быстрее наладить серийный выпуск тракторов. Каждый рабочий, технолог, конструктор должен сделать все, от него зависящее, чтобы быстрее освоить новое производство.

Выступает главный инженер главтракторопрома Министерства машиностроения СССР тов. Фомин.

Он поздравляет коллектив тракторозаводцев с одержанными успехами.

Тов. Фомин выражает уверенность, что вслед за первой машиной на колхозные поля пойдут сотни, тысячи новых тракторов с маркой МТЗ. Он призывает инженерно-технических ра-ботников завода постоянно работать над усовершенствованием конструкции машины, улучшением технологической обработки и качества трактора.
Слово предоставляется начальнику первого отделения тракторного цеха № 2 тов. Саенко. Он говорит:
— Коллектив первого отделения тракторного цеха № 2 принял на себя в предоктябрьском соревновании высокие обязательства по обеспечению сборки необходимыми деталями. Весь коллектив борется за успешное выполнение обязательств. Пример в этом показывают стахановцы — токарь Антоненко, зуборезы Смелов и Федосенев, шлифовщик Куриленко, расточник Зайцев и многие другие, выполняющие по две-три нормы.

Секретарь Сталинского райкома партии тов. Трунов в своем выступлении отметил, что сейчас перед коллективом стоит почетная задача — наверстать упущенное и во что бы то ни стало добиться выполнения государственного плана 1953 года.
— В предоктябрьском социалистическом соревновании, — сказал председатель завкома тов. Бессмертный, — мы должны добиться успешного выполнения всеми цехами своих обязательств, ритмичной работы по графику.

Слово предоставляется директору завода тов. Тарасову. Он сказал:
— Сегодня с конвейера сошел первый трактор. Это большое событие для нашего коллектива. Но мы не должны забывать, что выпуск машин мы начинаем с опозданием. Сейчас надо с каждым днем увеличивать выпуск тракторов. Чтобы успешно справиться с этой задачей, рабочие, инженеры и техники должны отдать всю свою энергию, знания и опыт.

Задача состоит в том, чтобы постоянно улучшать технологию производства, качество машин. Инженерно-технические работники обязаны создать все условия для нормальной работы станочникам. Среди рабочих надо широко развернуть соревнование за овладение проектными нормами. Важным условием выполнения всех задач будет широкое техническое обучение наших кадров.

В заключение тов. Тарасов призвал весь коллектив завода приложить все усилия к выполнению производственного плана выпуска колесных тракторов.
Участники митинга приняли обращение ко всему коллективу тракторозаводцев».

Каждый из нас, а уж журна-листы  — так точно, хоть однажды произносят эту ставшую свое-образным штампом фразу:
«Мне повезло…». Я произношу ее часто, потому что мне действительно повезло на встречи с интересными людьми. Расскажу о трех из них, людях очень разных, но связанных одним именем — «Беларусь». Оно дорого и многим поколениям тракторозаводцев, потому что его носит их первенец. Такой же стоит на постаменте в сквере
«70 лет МТЗ».

Встреча первая
Однажды мне, молодому корреспонденту районной газеты, довелось писать о династии трактористов. Глава династии работал на МТЗ-2, его сын на МТЗ-50, внук — на новеньком, еще пахнущем заводской краской МТЗ-82. Вот тогда  впервые и услышала о первенце белорусских тракторостроителей от Ивана, самого старшего в роду:
— Если бы мои отец или дед увидели МТЗ-2, то позавидовали бы по-хорошему. Не лопатой землю копаю,  не на волах  пашу. И производительность больше, и устаешь меньше. Они бы мне сказали, что я шестерку лошадей запряг в плуг и как паночек сижу.

Простые его слова врезались в память. Продолжение этой фразы услышала через два десятка лет, с удовольствием узнав, что и правнук не изменил семейной традиции и работает на тракторе «Беларус-1221»:
—  Если бы мой прадед Иван  увидел, как мощно работает мой трактор, он бы точно сказал, что я на самолете или ракете тружусь. Дед Василий рассказывал, что когда его батя увидел МТЗ-50, то, причмокнув языком, удивился: «Удобно, как в легковушке!». А  мне, пацану, отцовская «восьмидесятка» казалась самым лучшим в мире «агрегатом».  Все соседи просили: Иван, помоги картошку выкопать, поле вспахать, дрова привезти. В деревне всегда много работы и хлопот. А у меня о-го-го какой табун лошадей под капотом! Вот собираюсь побывать в Минске и сходить на экскурсию на завод, чтобы своими глазами все увидеть. Может, что и подскажу из практики эксплуатации.

И звучала в словах Василия гордость за своих родных и благодарность заводчанам, которые  создают такую необходимую технику, причем теперь  не только сельчанам.

Встреча вторая
В один из выездных семинаров для студентов четвертого курса факультета журналистики мы отправились на экскурсию в музей МТЗ. По дороге  разговаривали о Минском тракторном заводе и его продукции, о людях, которые трудятся на знаменитом предприятии. И вдруг, когда мы шли через сквер «70 лет МТЗ» к первенцу тракторостроителей, одна из студенток попросила остановиться. Приложив палец к губам, она прервала мой рассказ и кивнула головой в сторону постамента, на котором  стоял МТЗ-2.   Возле него шел трогательный до слез диалог. Взволнованный мужчина объяснял малышу, почему ему так дорог этот трактор:
—  Мой отец и его брат собирали первые такие тракторы на нашем заводе. Как они гордились, что им доверили ответственную работу! И не было, наверное, тогда на МТЗ ни одного человека, который не радовался и не переживал за своего первенца! А уж как на селе ждали такие машины, не пересказать! Батя всегда говорил, что и до этого завод выпускал продукцию — моторы, гусеничные тракторы, но именно с колесного трактора начинал свой путь к мировой славе наш знаменитый завод.

Не уверена, что все из сказанного понял маленький «почемучка», но студенты почувствовали особенную теплоту момента и гордость говорившего. Для них история оказалась совсем рядом — на постаменте и в живом рассказе. Может, оттого и оценка прозвучала однозначная:
—  Молодцы заводчане! Сила коллектива —  в солидарности и сохранении традиций.

Встреча третья
Однажды мы разоткровенничались с Михаилом Коренчуком, который потом не единожды в наших разговорах высказывал дополнение к оценке студентов журфака. Юный командир танка в годы Великой Отечественной войны и один из первых тракторозаводцев,  интеллигентный, активный и очень небезразличный человек, Михаил Иванович рассказал поучительную историю из далекого прошлого:
—  Вы не поверите, но первый трактор с конвейера не сошел. Его метра два толкали заводчане. Собрался митинг, приехали высокие гости. Момент волнительный и ответственный, его все ждали и приближали. Тракторист, которому доверили сесть за руль первенца, так волновался, что не мог завести  машину. И тогда люди плотно прижались к ее корпусу и медленно пошли, таким образом подталкивая трактор. Кто-то ловко и незаметно дал подзатыльник сидевшему за рулем, тот взял себя в руки — и трактор заурчал, зафыркал и поехал на круг почета метров сто. Вот что такое сила коллектива. Она — в солидарности и сплоченности и, конечно, в профессионализме.

Коллектив МТЗ всегда умел справиться с задачами, которые перед ним ставило руководство страны.

Надо отметить, что это умение — одна из лучших фундаментальных традиций многотысячного коллектива всех поколений Минского тракторного завода, и жить ей всегда, потому что на смену золотому кадровому составу приходит высокопрофессиональная молодежь, которая, в свою очередь, станет таким же золотым кадровым составом.

Трактор-ветеран
Он гордо встал на пьедестале,
Завода славный ветеран.
Не из гранита, а из стали
Трудом рабочих изваян.

Был трактор хлеборобу
другом,
С расстветом выезжал в поля.
И под его могучим плугом
Искрилась чистая земля.

Сейчас ему, наверно, снится
Трель жаворонка в небесах,
Густая спелая пшеница,
Туманы белые в полях.

Он видит, как поток народа
Спешит к местам рабочим встать,
И как выходит за ворота
Стальная тракторная рать.

Как добрый друг, стоит он
рядом.
За ним шумит родной завод.
Спеша на смену, теплым
взглядом
Его приветствует народ.

Алиция ПИНЮТА.
Фото из архива редакции.



Добавить комментарий