Школьные программы становятся понятнее

Тема дня

Не за горами новый учебный год. Специалисты в сфере образования начали готовиться к нему задолго до лета: напомним, к 1 сентября руководством страны перед ними была поставлена задача найти новые, более современные и актуальные подходы к содержанию школьных учебников. Некоторые из них должны измениться уже к 1 сентября. Цели при этом преследуются благие: сократить нагрузку на учащихся, упростив программы, изложить материал доступно и при этом не потерять в качестве. Параллельно требуется внедрить в школьный процесс современные информационные технологии. Что уже удалось сделать? Об этом в ходе прошедшего на днях в пресс-центре БелТА «круглого стола» рассказали специалисты. Сегодня мы знакомим наших читателей с главными итогами кропотливой и нужной работы.

Разобщенные процессы свяжут в единое целое
За несколько недель до начала школьного сезона ясно: эксперты тщательно проработали грядущие изменения в учебных программах. Так что никакого аврала в процессе их внедрения, по идее, быть не должно.

— Еще в 2015 году нашим министерством были разработаны новые учебные программы по всем школьным предметам, которые поэтапно внедрялись в образовательный процесс, — напоминает заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования Республики Беларусь Ирина КАРЖОВА. — А в этом году мы поставили точку в вопросе обновления их содержания. В настоящее время учебные программы по всем предметам утверждены и размещены на национальном образовательном портале. В 2017 году были созданы рабочие группы, в их состав вошли преподаватели учреждений высшего образования, ученые, учителя-практики, которые еще раз проанализировали все учебные программы по всем предметам. По результатам анализа проведена корректировка программ. Специалисты в первую очередь учли межпредметные связи. Некоторые темы были вынесены и перераспределены из одного класса в другой с учетом возрастных особенностей учащихся, возможностей восприятия материала именно на этом уровне обучения.

По словам специалиста, учебные программы также были пересмотрены с учетом относительной завершенности второй ступени общего среднего образования (5—9-е классы), полноты и последовательности изучаемого материала. А программы для базового и повышенного уровня на третьей ступени общего среднего образования (10—11-е классы) изменены и перераспределены с учетом изучения того или иного материала на базовом и повышенном уровнях. С учетом этих особенностей программы и были доработаны.

— До 2015 года действовали учебные программы, утвержденные в 2008-м, когда срок получения общего среднего образования был переведен с 12 лет на 11, — замечает Ирина Каржова. — Использование тех программ показало, что они перегружены материалом, в отдельных темах не были учтены межпредметные связи. К примеру, некоторые темы по физике изучались раньше, чем по математике. Отдельные темы не соответствовали возрастным особенностям школьников.

В программах также не было времени для отработки материала, что вызывало трудности у учителей для качественного преподавания, а у учащихся — для усвоения материала.

В Минобразования в то же время констатируют: нельзя упрощать учебные программы бесконечно, потому что можно потерять то качество образования, которым мы гордимся. Это никому не нужно.

Заместитель начальника управления общего среднего образования Минобразования Беларуси Ирина КАРЖОВА отмечает: любые изменения в школьных программах вводятся только после тщательной проработки.

Источники оптимизации
Итак, более совершенные учебные программы должны облегчить жизнь школьников, но в то же время обеспечить получение ими необходимого объема знаний. За счет чего это будет достигнуто?

— Чтобы избавить школьников от излишней нагрузки, разработчики учебных программ предприняли следующее, — рассказывает заместитель директора Национального института образования по научно-исследовательской работе Ольга ЗЕЛЕНКО. — Во-первых, конкретно прописаны требования к результатам учебной деятельности по каждому разделу программы по всем предметам, чтобы педагог контролировал знания и умения учащихся по заданным критериям и показателям. Во-вторых, изучение отдельных сложных для восприятия тем перенесено в старшие классы либо переведено с базового уровня изучения на повышенный. Например, в курсе биологии теперь только на повышенном уровне изучаются такие разделы, как «Поведение как результат эволюции», «Структурная организация и регуляция функций живых организмов». В курсе математики только на повышенном уровне теперь будет изучаться тема «Производная».

По словам специалиста, избежать перегрузки школьников позволит и сокращение избыточной терминологии по отдельным учебным предметам. Так, ряд тем будет изучаться на уровне общего представления. Можно привести пример из предмета «Беларуская мова». Раньше изучались виды односоставных предложений, проводился контроль по этой теме. Теперь от учащихся требуется иметь только общее представление об односоставном предложении и отличать его от двусоставного, но они не обязаны отличать определенно-личное предложение от неопределенно-личного, потому что это знание не имеет ярко выраженной практической направленности.

Кроме того, отдельные темы переведены с теоретического на практический уровень освоения. То есть школьник не обязан заучивать формулировки правил по определенным темам: он будет изучать этот материал на конкретных примерах. В частности, в курсе белорусского языка на уровень практического применения переведена тема «Сэнсава-стылістычная роля і тэкстаўтваральныя магчымасці слоў розных часцін мовы». С этой темой педагоги будут знакомить учащихся при работе с текстами различных стилей, типов и жанров речи.

Еще один важный момент: специалистами проведена работа по согласованию содержания отдельных учебных предметов, чтобы исключить дублирование близких тем в рамках предметов одной образовательной области.

Больше свободного времени!
Школьные реалии таковы: наряду с получением знаний во время уроков детям дается весьма обширный «пакет заданий» для выполнения на дому в свободное от учебы время. Это перегружает неокрепший организм. Между тем подходы к образовательному процессу постепенно меняются, и сегодня многие эксперты полагают, что основной учебный материал в школах должен усваиваться на уроке.

— Одним из условий снижения учебной нагрузки является нормирование домашних заданий, — убеждена заместитель директора Национального института образования по научно-методической работе Валентина ГИНЧУК. — Поэтому в инструктивно-методических письмах мы ориентируем педагогов на то, что основной учебный материал должен усваиваться именно на уроке. Цель домашних заданий заключается в том, чтобы повторить и закрепить изученное. Новый материал, который не усвоен на уроке, не должен задаваться в качестве домашнего задания.

Кроме того, специалист отмечает, что существует строго нормированное документом Министерства здравоохранения время на подготовку домашних заданий. Оно определено для всех учебных предметов в учебный день, поэтому педагоги должны помнить, что ученику нужно готовить задание не только по их предмету.

— Каждый учитель, наверное, считает, что его предмет самый главный, но при определении домашнего задания важно учитывать, что ученик кроме физики, например, будет выполнять домашнее задание по истории, русскому языку, литературе, — замечает Валентина Гинчук. — К новому учебному году будет издано и размещено в свободном доступе на национальном образовательном портале календарно-тематическое планирование по всем предметам для всех классов. В этом планировании определены объемы домашнего задания к каждому уроку. Это ориентир для учителя, что необходимо задавать ученику на следующий урок.

Ненужные стрессы  под запретом
Еще один важный момент — проверка знаний. В частности, контрольные работы. Это стресс для ребенка, и к проведению подобных проверок нужно подходить взвешенно, чтобы не навредить образовательному процессу и здоровью школьника.

— В классе не должно проводиться больше одной контрольной работы в день, — констатирует Ирина Каржова. — Хочу напомнить, что количество контрольных по каждому предмету в каждом классе регламентировано и определено Министерством образования. Учителя знают, сколько контрольных работ по каждому учебному предмету нужно провести в год. В соответствии с нормативными документами, в частности, санитарными нормами и правилами, перегружать «рабочий день» школьника не позволяется.

Кроме того, по словам специалиста, контрольная работа не может выполняться на первом и последнем уроке. Об этом должна позаботиться администрация школы. В сентябре составляется график контрольных работ на четверть, на полугодие, который утверждается администрацией учебного заведения. В Минобразования, к слову, прекрасно понимают, что есть предметы, которые в расписании стоят первыми, в то время как контрольную работу нельзя проводить первым уроком. Посему «спорный» вопрос должна решить администрация школы: нужно в соответствии с графиком провести корректировку расписания на день, на который запланирована контрольная, чтобы этот предмет не стоял первым.

Ирина Каржова также напоминает, что администрация школы должна отслеживать, чтобы учителя не давали детям проверочные работы на 45 минут на каждом уроке. Если нужно провести тестовый контроль, то на 15 минут, а дальше класс продолжает работу в обычном режиме.

Представитель Минобразования отметила: в этом году в инструктивных письмах для педагогов подчеркивается, что нужно нормировать объем домашнего задания. Обращается также внимание учителей на то, что задания со звездочкой должны задаваться детям только по их желанию и не влиять на оценку в сторону ее снижения. Посмотрим, как данные требования будут выполняться на практике.

Педагогов тоже подготовят

Белорусские педагоги к 1 сентября должны быть подготовлены к работе в условиях обновленных учебных программ. С этой целью 15—16 августа на базе Академии последипломного образования пройдет двухдневный семинар-совещание по вопросам организации образовательного процесса в 2017/2018 учебном году, на котором будет предоставлена полная информация по обновленному содержанию школьных программ к новому учебному году. На мероприятие приглашены методисты областных институтов развития образования и Минского городского, а также методисты районных учебно-методических кабинетов. После этого они разъедутся по областям, где начнется работа с учителями-практиками.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий