Сергей Клишанец: «Жизнь удалась!»

Тракторозаводцы

Машинист экскаватора транспортного цеха Сергей Клишанец говорит, что не заметил, как пролетели тридцать три года его работы на Минском тракторном. Они были настолько насыщенными и интересными, что кажутся одним большим днем жизни в дружной семье тракторостроителей.

Возможно, жизнь эта такой безоблачной Сергею Константиновичу не казалась бы, если бы перед ней он не прошел такую суровую, как он теперь шутит, «практику».
—  А была она сразу же после окончания Борисовского сельского профессионально-технического училища № 25, — вспоминает мой собеседник. — Окончил я его с отличием, рассчитывал на хорошее место работы, но призвали в армию: «учебка», афганский Баграм и рота, в которой ошибаются только один раз. Судьба была благосклонной ко мне. Я выжил и твердо усвоил, что все трудности мирной жизни — это радость, возможность ощущать ее каждый день.

Вернулся домой и, не колеблясь, решил заняться любимым делом, к которому готовился в училище. По совету соседа пришел на тракторный завод. Как же здесь было интересно! Взяли меня в колонну спецмашин.

В 1983 году была такая колонна специальной техники для строительных работ. Сразу не оказалось места, и я подменял отпускников либо заболевших машинистов. Работал то на экскаваторе, то на бульдозере. Мы обслуживали завод, жилищно-коммунальный отдел предприятия со всеми его общежитиями. Был в те времена на МТЗ и свой строительный участок. Наша колонна участвовала в возведении жилых домов для заводчан на Запорожской и Ангарской улицах, строила ферму в Обчаке. Позже, когда МТЗ передали «Гайну», отправлялись туда в командировки для строительства животноводческих комплексов. Этим в большей степени занимался мой старший товарищ, напарник, с которым мы вместе работали около тридцати лет, Александр Журик. Техника была разная: и экскаваторы, и бульдозеры, и краны. Каждый член нашей веселой и дружной бригады — Анатолий Макаренко, Евгений Фитько, Николай Лутунович — безупречно владел этими машинами, имел допуск для работы на них. Изумительный был человек и профессионал наш тогдашний начальник колонны, Михаил Сологуб. Мы жили одной сплоченной семьей, никогда не противопоставляя свое «я» общим интересам.

Надо ночью выйти на аварийные работы — выходим. Надо остаться после смены — остаемся. Надо потрудиться в выходные — без вопросов! Я очень любил выполнять заказы по услугам населению, особенно копать водоемы. Через какое-то время едешь, а они уже заполнены, над ними склоняются ивы, в воде плавают утки… Красота! Я, правда, свой прудик березками обсадил. Необычно. Но очень красиво…

Теперь объем работ у нашего цеха несоизмеримо меньше. Моя задача — обеспечить доступ для аварийных работ на всех коммуникациях завода, расположенных в земле. Чаще всего приходится трудиться в тесной связке со службами теплосилового цеха, где хорошие специалисты и очень человечные люди.

К слову сказать, Сергей Константинович именно в этом цехе нашел свою единственную. Зоя Андреевна — машинист-оператор ТСЦ. По словам супруга, она очень добрая, работящая, старательная и внимательная, одним словом, классная жена. Супруги вырастили достойных продолжателей семейных традиций — сына и дочь. Денис — гордость отца. После  окончания машиностроительного колледжа и Белорусского национального технического университета он тоже трудится на МТЗ — оператором станков с программным управлением в цехе малых серий. Людмила — «отличный друг и изумительный человек», получила высшее образование, подарила родителям внука, который также, как и дед, любит машины и разную другую технику.

Полное понимание в семье Зои Андреевны и Сергея Константиновича обеспечено тем, что никто из них никогда не делил работу, каждый старается для семьи, делает все, что может. Например, Сергей Константинович признается, что для него не составляет никаких проблем «что угодно» приготовить, убраться в доме. Сейчас, когда не стало родителей, они живут на три дома: в деревне Колодница Крупского района, родовом гнезде Сергея, в деревне Клюковичи Новогрудского района, где в родитель-
ском доме живет брат Зои Андреевны, который нуждается в помощи, ну, и в своей минской квартире.

— Тяжеловато летом, — говорит Сергей Константинович, — приусадебные участки нужно обработать, за домами и садами ухаживать, рыбалка спать не дает, леса грибным запахом из дому выманивают. Только картошки на Новогрудчине по одиннадцать стометровых рядов каждый год сажаем, другие овощные культуры, всякую пряную зелень. Хватает работы и мне, и моей жене. Но мы все делаем с большим удовольствием. Друзья нередко помогают.

Рыбалкой Сергей Клишанец «страдает» с самых юных лет. Выросший на Селяве, он не понимает, как можно, будь то зима или лето, жить без свежепойманной рыбы. Самый крупный его улов (и это не рыбацкие байки, а истинная правда!) — сом длиной в 1 метр 85 сантиметров. Как-то, когда еще запрет на ловлю щуки был с 1 апреля, на 8 Марта принес супруге подарок из 12 щук. А садоводством занялся уже в зрелом возрасте, когда пришлось продолжить увлечение отца. Посадил за свою жизнь не менее ста яблонь, груш, вишен, слив, сам прищепил их. Часть этих саженцев радует глаз тракторозаводцев своим цветением возле центральной насосной станции.

Мой герой признается, что очень любит собирать чернику. Грибов, к примеру, боровиков, в 2013 году собрал столько, что в сушеном виде их оказалось полтора мешка!

— Это не так и много. За год и использовали их: сами ели, угощали родственников, друзей, «братьев»», — рассказывает Сергей Константинович, называя «братьями» тех своих друзей, которые воевали в Афганистане, и еще раз подтверждая, что у мужчин нет дружбы крепче, чем фронтовая. — На заводе я хорошо знаю более тридцати бывших воинов-интернационалистов, но двое из них, Владимир Нехайчик из корпуса сборки тракторов и Леонид Красуцкий из цеха специнструмента и техоснастки, — мои лучшие по жизни друзья. Мы созваниваемся с ними практически каждый день, вместе выезжаем на рыбалку, помогаем друг другу в домашних делах, знаем все радостные и горестные новости, помогаем своим боевым товарищам, чье здоровье отняла афганская война, и семьям тех, кто с нее не вернулся.

«Помогать» — это слово для Сергея Константиновича имеет какой-то сакральный смысл. На вопрос, что он считает самым важным в жизни, не задумываясь, ответил:
— Быть здоровым, чтобы помогать своим детям, друзьям, всем, кому может понадобиться моя поддержка. Важно, чтобы тебя понимали близкие, друзья, коллеги. Очень важно, когда понятливые руководители. Транспортному цеху, я считаю, всегда везло на начальников, так и теперь наш Геннадий Брониславович Глушин — человек с настоящим мужским характером, требовательный и внимательный к людям. Новый председатель цехового профсоюзного комитета Петр Кузнецов заботится о людях.

Старается сделать для нас побольше доброго: этой зимой и я участвовал в соревнованиях по рыбной ловле, в шахматных и шашечных турнирах, готовлюсь к состязаниям по стрельбе.

Вообще, я считаю, что жизнь моя удалась. Мне очень нравится то, что я член большого и славного коллектива тракторозаводцев, где трудятся прямые, порядочные, достойные люди, хорошие специалисты, у которых можно и нужно ежедневно учиться. А это дорогого стоит!

Обладатель медали «За боевые заслуги» больше всего заботится о том, чтобы его близкие, дети и внуки жили под мирным небом.

— Мой отец и четыре его родных брата воевали на фронтах Великой Отечественной, — говорит Сергей Клишанец. — Мне, двоим троюродным братьям и двоюродному племяннику — детям мирного времени, довелось пережить нечеловеческие испытания афганских сражений, терять товарищей и видеть трагедии афганских семей. Не дай Бог никому пройти через то, через что прошли мы, никому из наших близких! Поэтому я готов делать все, что в моих силах, чтобы на нашей земле царил мир, в обществе — согласие,  в трудовых коллективах — желание работать и стремление к успеху, а во всех семьях — счастье и благополучие!

Геннадий ГЛУШИН, начальник транспортного цеха:
— Я знаю Сергея Клишанца еще со времен службы в армии. Это человек, который никогда никого не подводил, всегда с достоинством выполняет все поставленные перед ним задачи, служит примером для молодежи в плане понимания корпоративной чести, от-
ветственности и уважения традиций цеха. Очень внимательный товарищ, готовый понять, поддержать, посочувствовать, посоветовать, бескорыстно помочь.

Анатолий ЮРГУЛЬСКИЙ, ведущий инженер по безопасности движения:
— Сергей Константинович — специалист, который хорошо знает и бережно относится к вверенной ему технике, обеспечивая хорошее состояние своего транспортного средства. Он очень собранный и пунктуальный работник, исключительно доброжелательный и душевно щедрый человек. Его уважает весь коллектив, и мы все искренне радовались, когда увидели его портрет на заводской Аллее почета. Вот уж поистине честь по труду!

Наталия ХЛЕБУС.
Фото автора.



Добавить комментарий