Сергей Дакимович: «Я с девяти лет знал, что, как отец, буду конструировать тракторы»

Тракторозаводцы

То, что дети многих тракторостроителей тоже хотят работать на МТЗ, не ново, мы знаем сотни трудовых династий нашего предприятия. Однако упорство, с которым шел к своей мечте Сергей Дакимович, заслуживает особого уважения.

— Где буду работать и кем, я знал уже с девяти лет, — рассказывает начальник конструкторского бюро общей компоновки тракторов мощностью более 250 лошадиных сил управления конструкторско-экспериментальных работ № 1. — Знал, что буду учиться в Белорусской государственной политехнической академии, потом пойду работать на МТЗ, в ГСКБ, где всю жизнь трудился мой отец, Василий Дакимович, который начинал инженером-конструктором и закончил свою трудовую деятельность начальником конструкторского бюро шасси.

А затем, уже будучи на заслуженном отдыхе, передавал свой опыт в Учебном центре технического и сервисного обслуживания ОАО «МТЗ», учил механизаторов особенностям эксплуатации и обслуживания наших тракторов. Он всегда очень интересно рассказывал о своей работе, тепло и уважительно говорил о высокообразованных, интеллигентных и целеустремленных коллегах-конструкторах. Поэтому мне кажется, что позитивное отношение к заводу, желание быть участником создания красивых, необходимых людям машин у меня, можно сказать, в крови.

Ключевое слово моего собеседника — «целеустремленность». Сын конструктора и учительницы химии и биологии неизменно держал первенство среди учеников школы по естественным наукам, участвовал и стал одним из победителей олимпиады по физике, которую проводила среди старшеклассников БГПА, поэтому при поступлении физика ему была зачтена с оценкой в пять баллов «автоматом». Блестяще юноша сдал математику, на «хорошо» написал сочинение по белорусскому языку. Учеба в техническом вузе была нелегкой, но успешной. Первая же производственная практика — на заводе своей мечты. Сергей Дакимович с радостью участвовал в процессе сборки тракторов на главном конвейере КСТ. Темой его диплома была муфта сцепления трактора тягового класса 2,0, работающая в масле, с гидроприводом управления. Получив специальность инженера-конструктора тракторов и сельхозмашин, выпускник уже БНТУ по направлению пришел в управление конструкторско-экспериментальных работ № 1 ОАО «МТЗ», в конструкторское бюро общей компоновки тракторов мощностью более 250 лошадиных сил. И вот уже более 20 лет он неизменно отдает свои силы и творческий потенциал этому трудовому коллективу, начальником которого является последние пять лет.

— Когда я пришел в ГСКБ, в нашем бюро был только один компьютер, — вспоминает Сергей Васильевич. — Все конструкторы чертили на кульманах, а этот единственный компьютер начальник бюро Юрий Козловский, который теперь возглавляет управление конструкторско-экспериментальных работ № 1, доверил мне. Хорошо помню первое задание — контрольное прочерчивание компоновки трактора «BELARUS-2522», образец которого весной 1999 года, прямо перед моим приходом на завод, был представлен Президенту страны. Это была очень большая ответственность, поскольку 2522-й — первый на нашем заводе энергонасыщенный трактор тягового класса 5 мощностью 250 лошадиных сил, который создавался в соответствии с Государственной научно-технической программой «Белавтотракторостроение». Уже в 2003 году была собрана и реализована потребителям в нашей стране опытно-промышленная партия из 38 тракторов «BELARUS» 2522В/2822В, на которых был внедрен ряд инновационных разработок: гидромеханическая трансмиссия, обеспечивающая переключение передач без разрыва потока мощности, переднее навесное устройство, гидравлическая навесная система с электромеханическим управлением, комфортабельная кабина, оснащенная кондиционером, возможность сдваивания перед-них и задних колес, выполнение работ как на прямом ходу, так и в реверсном режиме.

Непосредственно Сергеем Дакимовичем и при его активном участии разрабатывались и внедрялись в производство тракторы «BELARUS» серии 3000/3500 с обеспечением установки двигателей различных производителей, разработаны и изготовлены опытные образцы тракторов «BELARUS» 3525/4522/5022.

— Самой интересной за два десятилетия я считаю напряженную работу над новой компоновкой трактора «BELARUS-4522», — отмечает Сергей Дакимович. — Такого класса разработок и такой мощности трактора у нас доселе не было. Интересно было чертить его, потом видеть «в железе», а уж когда он поехал!.. Сейчас нашим бюро ведется разработка новых моделей сверхэнергонасыщенных тракторов, совершенствование компоновок опытных образцов тракторов по результатам сборки и испытаний, работы по поддержанию в актуальном состоянии компоновок и компоновочные работы по модернизации тракторов, находящихся в серийном производстве. Разрабатываются мероприятия, направленные на повышение технического уровня и улучшение качества тракторов, обеспечивается формирование общих конструкторских и функциональных спецификаций тракторов в КИС.

Желание создавать что-то новое — в характере Дакимовичей. А для этого необходимо не только иметь немалый опыт, но и свободно ориентироваться в современных тенденциях тракторостроения. Что касается приобретения опыта, то Сергей Васильевич с теплотой и благодарностью вспоминает своего первого мудрого наставника Георгия Вениаминовича Бахтизина, сегодняшнего начальника УКЭР-1 Юрия Козловского, который с самого начала был всегда рядом и охотно делился своими практическими навыками. Добрые слова Сергей Дакимович адресует и Евгению Лобачу, Надежде Глушковой, Карине Урьевой, своим нынешним коллегам Екатерине Петкевич, Дмитрию Мирону, Максиму Гомалю. Мой собеседник отмечает, что успех его коллектива очень сильно зависит от работы всех двадцати узловых бюро УКЭР-1, поэтому без профессионализма каждого из сотрудников этих бюро общий успех невозможен.

А новые теоретические знания он получает из специализированных журналов, Интернета, на выставках и различных презентациях сельскохозяйственной техники.

Сергей Васильевич признается, что без Минского тракторного завода он просто не представляет свою жизнь. Основными же направлениями в дальнейшей работе считает повышение технического уровня выпускаемых тракторов за счет внедрения современных вспомогательных электронных систем и улучшения условий работы оператора, расширение модельного ряда тракторов в сторону повышения их мощности, производительности и надежности в соответствии с современными тенденциями. В условиях острой конкуренции нашему предприятию он желает продолжать укреплять свои позиции на рынке за счет обеспечения стабильного качества продукции, модернизации серийных и внедрения в производство новых моделей тракторов, соответствующих современным требованиям.

Юрий КОЗЛОВСКИЙ, начальник управления конструкторско-экспериментальных работ № 1:
— Сергей Дакимович обладает высокой компетенцией в своей области, имеет широкий общетехнический кругозор. В работе применяет современные достижения отечественной и зарубежной науки и техники, хорошо ориентируется в современных тенденциях развития конструкции сельскохозяйственных тракторов.

В подчиненном ему бюро Сергей Васильевич поддерживает доброжелательную, дружескую атмосферу. В коллективе УКЭР-1 пользуется заслуженным авторитетом и уважением. Этот исполнительный, дисциплинированный, квалифицированный специалист качественно и в полном объеме выполняет должностные обязанности, ответственно относится к поручениям руководства, постоянно повышает уровень технических знаний.

Наталия ХЛЕБУС.
Фото автора.



Добавить комментарий