Сергей Болбас: руководить – значит вести вперед

Партизанский р-н

Глава семьи Сергей Миронович Болбас был учителем математики, руководил сельской школой, а потому уважение к профессии педагога в каждом из четырех его детей было чем-то само собой разумеющимся. Неудивительно, что трое выбрали педагогическую стезю. Об одном из них, Александре Сергеевиче Болбасе, которого мы сегодня знаем как директора Минского государственного профессионального лицея № 3 машиностроения (до августа 2003 года — Минского профессионально-технического училища № 133 машиностроения) и пойдет сегодня разговор. Поводом к нему стал юбилей Александра Сергеевича, который 17 мая отпраздновал свое 60-летие.

Для самого же директора, человека, как мне показалось, весьма компетентного и скромного, юбилей стал поводом вновь рассказать о вверенном ему учебном заведении, его успехах, проблемах и обо всем том, что для Александра Сергеевича на протяжении вот уже трех десятков лет стало значительно большим, чем просто работа…

Мечта о профессии педагога, крепкие знания по всем точным наукам – одно, а конкурс «политеха» в шесть с половиной человека на место – совсем другое. Однако это первое в жизни серьезнейшее испытание он выдержал с честью и стал студентом. По окончании института свободных мест в столице для новоиспеченного преподавателя машиностроительных дисциплин не оказалось, зато молодого специалиста охотно брали мастером производственного обучения в 8-е училище в Минске, и он согласился. Говоря о том времени, Александр Сергеевич признается, что несмотря на серьезную практику в 94-м столичном училище и Витебском техникуме, он гораздо увереннее чувствовал бы себя в качестве преподавателя, нежели мастера групп слесарных профессий. Вспоминает одно из первых своих занятий по теме «Разметка»: «все объяснил, рассказал о необходимом инструменте, изложил порядок работы, дал «отмашку», а учащиеся – стоят. Выяснилось, что не показал ребятам приемы работы и то, как пользоваться инструментом.

Весь день молодой мастер был занят: утром – в училище, вечером – в библиотеке. Обложившись учебниками, он готовился к занятиям. Общий курс слесарного дела, слесарно-ремонтного, слесарно-инструментального, пресловутый сопромат, основы конструирования и основы проектирования деталей машин…

7 предметов в 21 группе! Зато с тех самых пор он точно знает, что мелочей в работе мастера не бывает, а когда станет руководителем, поймет, каким ценным был опыт работы с учащимися в мастерской.

Тогда же он впервые принял участие в конкурсе профмастерства среди мастеров слесарей и среди 20 участников занял второе место в городе! Через два года после начала трудовой деятельности он уже стал старшим мастером. А это означало — учиться руководить производственным обучением и в мастерских, и на предприятии. Было ли сложно? Говорит, что не без этого, но всегда с радостью брался за возможность развиваться в разных направлениях. Одно время он совмещал и эту работу, и обязанности инструктора райкома партии.

Усилия и успехи молодого специалиста не остались незамеченными, и в ноябре 1986-го он стал заместителем директора по учебно-производственной работе ПТУ № 133. Спустя какое-то время коллектив на общем собрании большинством голосов проголосовал за избрание директором училища Александра Сергеевича. Так что директор в этом учебном заведении оказался демократически избранным, а не назначенным. Хотя с решением «на месте» вышестоящее начальство было полностью согласно. О том, что останется здесь надолго, совсем не думал. За время работы были предложения о работе и в 8-м училище, и в автомеханиче-ском колледже, но судьба распорядилась иначе, о чем теперь мой собеседник ничуть не жалеет.

Первое, чем пришлось серьезно заняться в училище, вспоминает Александр Болбас, – дисциплина. А без жестких мер в этом вопросе было никак. Но большинство членов коллектива приняли взгляд нового директора, многие работают в лицее и сегодня. Среди них преподаватели русского языка и литературы Людмила Дедион, Галина Лисицына. Преподаватель спецдисциплин, автор восьми учебных пособий Виктор Мычко, мастера производственного обучения Любовь Романеня и Владимир Лебедев, который, к слову, в конце мая отпраздновал свой 70-летний юбилей. Более 15 лет работают в лицее преподаватели Алла Володько, Наталья Шломан, Валентина Черепанова, Наталья Покотило, Ольга Пасютина, секретарь Валентина Тивунчик. Многие из сотрудников лицея являются обладателями премий и грантов Мингорисполкома, успешно представляют лицей на педагогических форумах профмастерства, а учащиеся лицея показывают весьма высокие результаты на предметных олимпиадах и республиканских конкурсах профмастерства по профессии «Токарь» и «Фрезеровщик».

В 1992 году Александр Сергеевич стал одним из инициаторов эксперимента по совершенствованию работы классных руководителей, когда за группами закреплялись не мастера производственного обучения, а преподаватели. Он же предложил штатно-окладную систему оплаты труда. Учитывая, что почти всегда преподаватель кроме своих часов, выполняет еще и много других обязанностей – организаторских, кураторских, воспитательных, – здесь все эти дополнительные функции оплачивались отдельно, и по факту зар-плата была процентов на 30 выше, нежели в других учебных заведениях. Мастера и преподаватели на работу в училище шли охотно. Сегодня система иная, но Александр Сергеевич уверен: к той, хорошо зарекомендовавшей себя, системе учреждения образования рано или поздно обязательно вернутся.

С 2006 года в училище обучают вождению трамвая и троллейбуса. Выпущены уже 6 групп водителей трамвая и 38 групп водителей троллейбуса.

В ближайших планах – обучение профессии электросварщика на автоматических и полуавтоматических машинах, а уже через год лицей планирует набор водителей-кузовщиков.

Одним из самых важных достижений на посту руководителя учебного заведения Александр Сергеевич считает создание весьма достойной материальной базы, соответствующей всем требованиям сегодняшнего дня.

В 2013 году училище было объединено с 1-м лицеем машиностроения. После этого здесь удалось создать две новые мастер-ские – для обучения будущих электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования и для учащихся, осваивающих новую профессию – сварщик ручной сварки. Сейчас в лицее работают над созданием еще одной мастерской – по сборке бытовой техники.

Изначально создававшееся как учебное заведение, готовящее кадры для Минского моторного завода, с 2001 года училище, а теперь и лицей тесно сотрудничает с Минским тракторным заводом. Сегодня наибольшее число выпускников лицея приходит на работу именно на МТЗ. В течение последних четырех лет специалисты завода оказывают неоценимую помощь в ремонте. Только в минувшем году в течение месяца они помогли лицею реконструировать токарные и фрезерные мастерские, укомплектовали их необходимым оборудованием. В свое время завод помогал и с транспортом, который предоставляли лучшим учащимся, поощряемым за успехи в учебе экскурсионными поездками.

В этой связи Александр Сергеевич выразил нашему предприятию огромную благодарность и поздравил со знаменательной датой, которую завод отметил 29 мая. Пожелал дальнейших успехов в работе, новых рынков сбыта, достойных партнеров и благополучия всем заводчанам.

Наш разговор проходил в рабочем кабинете директора лицея, и хотя тот официально находился в отпуске, нашел несколько часов для встречи с журналистом. Он очень много говорил о своих коллегах и их успехах, об активных учащихся выпусков десятилетней давности, фамилии которых помнит и сейчас, и почти ничего о себе.

А между тем Александр Сергеевич – автор четырех учебных пособий по черчению, еще над одним он работает сейчас. Нам удалось узнать, что в юности он всерьез увлекался фотографией, а сегодня это увлечение «подхватил» сын Андрей. Дочь Оксана, как отец и дед, получила педагогическую профессию, работает сегодня в лингвогуманитарном колледже при МГЛУ. Мой собеседник – дважды дедушка, который кроме всего прочего очень любит водить машину, играет на баяне и своими руками построил дачу. Свободное время с семьей он с удовольствием проводит на даче, его «настоящие» поездки в отпуск можно по пальцам пересчитать. Главным подарком к своему недавнему юбилею он считает то немалое количество людей, которые пришли его поздравить, – сотрудники, чиновники, коллеги по системе образования, – их искреннее участие, тепло и внимание. А главным слоганом своей жизни, не раздумывая, называет слова: «Не жди и не проси»!
Мы также присоединяемся ко всем поздравлениям в адрес юбиляра и желаем ему здоровья, бодрости, работоспособности и реальных возможностей, с помощью которых можно воплощать в жизнь полезные и нужные идеи!

Анна КОРЯКОВА.



Добавить комментарий