Семья, с которой все началось

Партизанский р-н

Анна КОРЯКОВА

Безимени-1 (копия) копияЗа окном мороз минус 20, а в кабинете, где мы сидим, тепло и почти по-домашнему уютно. Здесь много игрушек, ярких коробок с играми и пособиями, кубики-пуфы на полу, вполне симпатичная игровая зона. О том, что это все-таки школьный класс, говорят ряд компьютерных столов, несколько совсем крошечных парт, книжный шкаф и извечная зеленая доска. На ней вполне дружелюбно отдыхают полупрозрачные бабочки, и выстроились в ряд разноцветные буквы на магнитах. Совершенно очевидно, что учат тут играючи, а играют для того, чтобы научить. Здесь, на пункте коррекционно-педагогической помощи 183-й столичной школы, вот уже более 12 лет работает моя собеседница — учитель-дефектолог Татьяна Селюк. У каждого свой путь в профессию и в профессии, но у Татьяны Леонидовны он действительно замечательный.

То, что старший Николай, средняя Елена и младшенькая Таня станут педагогами, в семье даже не обсуждалось. Да и как могло быть иначе в семье Яковлевых?  Отец, Леонид Константинович — учитель истории и обществоведения, мама, Юлия Андреевна — преподаватель русского языка и литературы многие годы отдали своей профессии в средней школе родной деревни Игрушка Крупского района (уменьшительно-ласкательное от «ігруша», под которой, согласно местной легенде, и взяла свое начало деревня). Мама Юлии Андреевны — Матрена Дормидоновна — заведовала сельскими яслями-садом. А какие они были в первые послевоенные годы? Много хозяйственных проблем, все дети от мала до велика в одной группе, рук на всех не хватает. Вот и приходилось восьмилетней Юле помогать чем только можно, быть и за няньку, и за кухарку, и за психолога, хотя раньше слова такого и не употребляли. И как понятны и важны уже тогда были для нее переживания маленького человечка: расстроился, не выспался, плохо ел, стал мокрым, просто хочет, чтобы пожалели. Педагогика — это было ее.

Юлия Андреевна закончила филфак БГУ и приехала в Игрушку по распределению. Сын и дочери с детства помогали маме изготавливать методический и наглядный материал, видели ее проверяющую по ночам горы тетрадок, везущую учеников в Минск — в цирк, в музеи, в театры, вели с родителями интереснейшие беседы об истории, искусстве, литературе. Супруги Яковлевы собрали богатейшую библиотеку дома. Какими бы тяжелыми ни были времена, на книги денег они не жалели, и любовь к печатному слову привили всем своим детям. Сельскую жизнь и тогда, и сейчас простой не назовешь: сад, огород, какое-никакое хозяйство, необходимость самостоятельно отапливать дом времени отнимали немало, но традиции устраивать совместные чтения по вечерам в этой семье не изменяли никогда!

При всей своей занятости Яковлевы-старшие всегда уделяли много времени детям. Игры, зимние походы на лыжах, экскурсии и путешествия (по Золотому кольцу, например)… А чего стоит первая поездка к Черному морю и почти месяц жизни в немыслимой по тем временам трехместной палатке (!) в поселке Штормовое! Такие важные и нужные в жизни каждого ребенка праздники Яковлевы и родной брат мамы дядя Леша старались устраивать как можно чаще.

Дружности, сплоченности этой семьи можно позавидовать: выросли дети, подрастают внуки, а бережное отношение к таким простым, но незыблемым семейным ценностям для всех них одинаково важно. Татьяна Леонидовна вспоминает, как первый раз отец принес ежика в дом. Лесной гость так пообвыкся в их саду, что сохранилась удивительная фотография, где из одного блюдца лакают молоко домашние котята и порядком разросшаяся  семья того ежика!  Все детство защитница животных Таня тащила в дом  бедных и несчастных котов, собак, опять же ежика и даже погибающего вороненка, который, окрепнув и вымахав во вполне приличную Каркушу, ясное дело, покинул свою благодетельницу. А родители всегда с пониманием относились к этому «клубу защиты живой природы».

И Леонид Константинович, и Юлия Андреевна неоднократно награждались почетными грамотами отдела народного образования Крупского райисполкома. Юлия Яковлева также долгие годы была заместителем директора по учебно-воспитательной работе, помогала создавать школьный этнографический музей, удостоена почетного знака «Отличник народного образования». По словам Татьяны Селюк, родители всегда были больше чем просто примером. В их дом постоянно наведывались друзья, ученики. И сегодня, проходя по деревне, родители слышат со всех сторон уважительное «здрав-ствуйте». Наступает день встречи выпускников, родители знают — бывшие ученики позовут обязательно. Завхозом сегодня в Игрушской средней школе работает бывший ученик Яковлевой, и даже спустя годы иначе как «моей любимой классной» он ее не величает. Юлия Андреевна уже на пенсии, но с большим интересом листает современные учебники языка и литературы, по которым учится внук, отслеживая все изменения «живого великорусского». Свое отношение к тому, как переписывается история, особенно в нынешней Украине, часто высказывает и Леонид Константинович, сетуя на то, что человек совсем не хочет постигать уроки истории: перегибы и в одну, и в другую сторону одинаково плохи!

Безимени-3-1Когда Татьяна Леонидовна училась в школе и русский язык у нее вела мама, требования к такой ученице Юлия Андреевна всегда предъявляла повышенные, а на вопрос «Как это пишется?» отвечала советом заглянуть в словари, совершенно справедливо полагая, что если для получения знаний затратишь усилия, они усвоятся лучше. Прошли годы, прежде чем «недовольные» ученики постигли глубокую педагогическую и житейскую мудрость такого подхода.

Елена больше всех в семье хотела быть учителем, но судьба распорядилась иначе — она стала журналистом и писателем (при подготовке последнего ее аудиоромана для подростков «Куда летят израненные птицы» (2008) психологом-консультантом выступила сестра Татьяна).  Брат Николай, как и отец, стал учителем истории в родной школе, там же работает и его супруга Вера — она филолог. А для Татьяны вопросом было лишь то, в какой области педагогики применить себя. Любовь к живности тянула в биологию, мама хотела передать дочери богатейший опыт учителя словесности, но, когда в деревню приехали столичные студенты педагогического института, девочке стало ясно: учиться она будет на дефектолога.

Педагогический Татьяна Леонидовна окончила в конце 90-х, тогда же прошла курсы переподготовки по специальности «Практическая психология в учреждениях образования». В то время зарплата у учителя была немногим больше 30 долларов, но что-то менять в своей судьбе Татьяна не хотела. Некоторое время она работала в 182-й школе, а теперь занимается с детками 1–4-х классов в 183-й. Она начинает говорить о своих учениках, их достижениях и, пусть маленьких, но все-таки победах, и лицо ее озаряется очень светлой, лучистой улыбкой. Все трудности, говорит она, можно преодолеть своим искренним участием в судьбе ребенка и любовью. Ни сыграть, ни изобразить это нельзя: детская душа сразу чувствует фальшь. Сказкотерапия, рисуночные методики, элементы арт-терапии, психогимнастика и еще много полезных и удачных педагогических приемов с успехом использует на уроках Татьяна Леонидовна. Своим педагогическим кредо она как-то назвала расширение возможностей ребенка и раскрытие перед ним мира.

Кроме всего прочего, вот уже несколько лет подряд Татьяна Селюк возглавляет профсоюзную организацию школы, и говорят, что и с этой нагрузкой она справляется весьма успешно. В школе работают 86 человек, поддерживать хорошие отношение и здоровый климат в коллективе очень важно. Хотя бы раз в год они стараются все вместе куда-нибудь съездить на экскурсию. Поставы, Борисов, Жировичи… Осенью на День учителя коллеги побывали на Нарочи.

Я не могла не задать вопрос о продолжении династии. 16-летний сын Татьяны Леонидовны Андрей учится в машиностроительном колледже, дети брата Николая пока школьники, Сергей, сын сестры Елены, тоже далек от педагогики, но и Андрей, и Сергей вполне серьезно заявляют о том, что второе образование  у них будет историческое, как у дедушки!

Когда говорят о профессиональных достижениях моей героини и ее преданности своему делу, обязательно с восторгом говорят о том, что она — третье поколение в замечательной династии педагогов. В 2010 году на городском фестивале педагогических династий в номинации «О профессии с гордостью» Татьяна Леонидовна была удостоена Диплома «От призвания — к признанию», награждена Грамотой управления образования Партизанского района Минска. И это очень важно. Но мне кажется, что в этой истории хорошее и гордое слово «династия» правильнее было бы заменить на большое, теплое, полное безграничной любви и уважения слово «семья», с которой все и началось.



Добавить комментарий