Сандра Зыликова: Женщина, которая поет…

Культура Партизанский р-н

Сандра Зыликова (Валькович) — педагог вокальной студии «Музыкальный нюанс» Центра дополнительного образования детей и молодежи «Виктория» Партизанского района столицы. Но это — во вторую очередь, а в первую, Сандра — певица. Я могла бы долго рассказывать о своих впечатлениях от ее голоса, но в данном случае, чем сто раз увидеть, лучше действительно один раз УСЛЫШАТЬ! Помню, когда познакомилась с ней на сцене, настолько прониклась невероятной энергетикой, мощным вокалом и открытостью, что показалось — она умеет творить чудеса. Уверена, с этим на сто процентов согласны ее ученики и их родители, которые в свое время отдали свое чадо в обучение к Сандре Дмитриевне, а сегодня видят результаты, о которых изначально, наверное, даже не мечтали.

Разговор с творческим человеком — это всегда интересно, но непросто. А моя собеседница располагает к себе с первых же минут. Начало сентября.

В студии «Музыкальный нюанс» идут прослушивания ребят, которые мечтают научиться петь и стать частью команды. У Зыликовой обычный рабочий день, а она — в строгом, но эффектном платье, с прической, на высоком каблуке. Отношение к работе видно сразу. А по-тому вопрос о том, кто она больше — певица или педагог, возникает сам собой…

Сандра — не псевдоним, как может показаться на первый взгляд, а настоящее имя. «Ярко и необычно, — смеется Сандра Дмитриевна, — это про нас.

У меня мама — Лиана, сестра — Зарина. А у нее уже подрастают Эмилия и Эрика, у меня — дочь Камилла. Мама воспитывала нас свободными, но ответственными за свои поступки людьми. Никогда не навязывала своего мнения, не пыталась переломить наше, если мы чего-то хотели, не отговаривала, а одобряла: «Пробуйте!».

Мама включала своим маленьким дочерям классику, и Сандра, только научившись вставать на ножки, уже покачивалась в кроватке от удовольствия. Незаурядные вокальные способности у девочки проявились сразу. Своему первому педагогу — руководителю вокальной студии «Успех» ДК железнодорожников Эльвире Лариной — она благодарна до сих пор. Вспоминает, что за время занятий в студии не пропустила ни одной репетиции. Потом у нее был опыт «народницы» в ансамбле музыки и танца «Вязанка» в ДК МТЗ, но эстрада оказалась ближе. Она много пела, училась, участвовала в конкурсах и всегда очень остро чувствовала свою ответственность перед сценой, перед коллективом, который ни при каких обстоятельствах нельзя подвести…

Ей было 12, когда перед самым конкурсным испытанием — а она готовила и сольную песню, и в составе коллектива — тяжело заболела. Ларингит, высокая температура, но о снятии своей кандидатуры и слышать не хочет. Сандра Валькович выходит на сцену и… становится лауреатом второй степени. Через год ее приглашают на большой международный фестиваль вокального творчества «Песни на бис» в Днепропетровск. Прослушивания соискателей длятся три дня — так много участников претендуют на победу, а гран-при достается нашей Сандре! Ее начинают узнавать, приглашают на другие конкурсы, предлагают выступить.

Казалось бы, с выбором профессии вопросов у девушки нет. Но очевидное для всех решение — не для нее. Сандра всерьез собиралась учиться на офтальмолога! И только в последний момент забрала документы и отнесла их в университет культуры. На прослушивание пришла совсем не подготовленной (жуткая авантюра, как сейчас понимает), но без проблем стала студенткой эстрадного отделения БГУКИ. С особой теплотой вспоминает она замечательных преподавателей, которые многому ее научили в профессиональном плане, — педагога по вокалу Татьяну Дробышеву и специалиста по сценической речи Дину Тытюк.

В 2008 году Сандра прошла отборочный тур на конкурс молодых исполнителей на фестивале «Славянский базар в Витебске» и стала второй после Виталия Гордея. В том же году она стала лауреатом второй степени на молодежных Дельфийских играх государств-участников СНГ в Минске. Тогда же познакомилась с Михаилом Финбергом и на последних курсах стала петь в его оркестре. По распределению Валькович попала в Барановичский государственный музыкальный колледж. Но этот поворот после такого блестящего, многообещающего старта неудачей в своей жизни никогда не считала. Отработав в Барановичах положенные два года, не уехала домой: у нее были ученики, за которых она чувствовала ответственность и не оставила до самого выпуска. Когда вернулась в Минск, взяла группу учеников, с которыми занималась в ДК МТЗ, а потом талантливого педагога в прямом смысле слова переманили в Центр дополнительного образования детей и молодежи Партизан-ского района «Виктория».

Адрес «Уральская, 41» сегодня — ее второй дом. Здесь она просто живет уже более восьми лет. Успехи студии «Музыкальный нюанс» в рекламе не нуждаются, а имена ее воспитанников — Виктории и Ксении Волковых, Ангелины Трипуто, Алины Кавкель, Леры Пинчук, Владислава Волчека, Анастасии Протас, Вани Здонюка и многих других — часто звучат на музыкальных конкурсах в Беларуси и за ее пределами.

— Говоря о том, что мне ближе — петь самой или обучать этому других, — рассуждает Сандра Дмитриевна, — скажу, что сегодня я — действующий педагог. Рада, что могу не просто научить, но и показать, поделиться своей энергетикой. При этом не перестаю петь. 10 ноября приглашаю всех во Дворец культуры железнодорожников на свой концерт, который будет называться «Ипостась». 18 ноября у меня пройдет концерт в Хабаровске, 20-го — во Владивостоке. Кроме того, я организовываю мастер-классы, около десяти лет работаю в жюри различных вокальных конкурсов, являюсь директором международного форума детско-юношеского творчества «Star show», который проходит в Минске.

Сегодня в студии «Музыкальный нюанс» с юными вокалистами вместе с Сандрой Дмитриевной занимаются педагог по актерскому мастерству Ульяна Антонюженко, хореограф-постановщик Карина Самцова, педагог по сольфеджио Рената Тиханович и волонтер Валерия Пинчук.

Заниматься с детьми, уверена Зыликова, очень интересно. Ее главная задача — научить, а значит, привить интерес к обучающему процессу. И хотя «нюансики» в различных конкурсах участвуют очень часто — посещают до пяти форумов в месяц, цели «взять приз» она не ставит. Любой вокальный форум — это еще и возможность услышать и увидеть работу других конкурсантов, оценить, проанализировать, сравнить. На занятиях в студии ребятам рассказывают о стилях и направлениях в музыке, знакомят с яркими именами в искусстве, много внимания уделяют сценической речи: проработка текстов, скороговорки, упражнения на артикуляцию — обязательная часть занятий.

— У нас здесь, скорее, школа вокала, а не кружок, — говорит моя собеседница. — Перед тем, как прийти к нам, я всегда прошу посмотреть вы-ступления студийцев в Интернете, увидеть, чем мы занимаемся. Если ребенка за руку приводит мама и ясно, что она хочет, чтобы тот пел, а сам ребенок — нет, будет очень сложно. Когда дети воспринимают то, что говорит педагог, и работают — результат будет.

Репертуар своим воспитанникам Зыликова не навязывает. Просит самим принести на занятия десять понравившихся белорусских песен, десять английских и столько же любых, которые, по их мнению, подходят им по возрасту. Некоторым приходится искать по нескольку раз, но это, уверена Сандра Дмитриевна, способствует развитию у ребенка музыкального вкуса, юный вокалист учится слушать и выбирать. Помня свое желание в детстве петь «взрослые» и драматические песни, никогда не ругает за это своих подопечных, но мягко и настойчиво подводит к мысли, что всему свое время и излишняя взрослость участников детских вокальных конкурсов никогда не идет на пользу.
В плей-листе моей собеседницы — самая разная музыка. Ей очень нравится творчество Аллы Пугачевой, Тины Тернер, Селин Дион, Николая Носкова, хора Турецкого, а также песни Григория Лепса и Лолиты, не известные широкому слушателю. Она охотно знакомится с творчеством начинающих исполнителей, близким по духу называет Петра Елфимова. Сандра Дмитриевна сторонница песен на русском языке: «зацепить» сердце слушателя материалом, который будет ему понятен, гораздо сложнее, а от того и ценнее, чем просто петь на иностранном. Ведь текст песни, слова, его поэтическая основа — самое главное.

Настоящая гордость студии — полуторачасовые концерты ее воспитанников, нечто вроде «отчетников» (хотя сама Сандра Зыликова не очень любит это название), которые проходят на большой сцене, например, Театра эстрады. Во время выступлений никого из взрослых за кулисами нет. Ребята все научились делать самостоятельно, даже переодеваться к номерам за 17 секунд. А педагоги и родители могут оценить результат их работы, как и положено, из зрительного зала!

— Я очень люблю своих ребят, — признается Сандра Дмитриевна. — Мне хочется думать, что они в лучшую сторону отличаются от своих сверстников. Иногда мне кажется, что знаю о них больше, чем родители, мне приятно, что наши музыкальные вкусы во многом совпадают. И очень надеюсь, что мы с ребятами, несмотря ни на что, друзья.

«Несмотря ни на что» — это как раз про яркие проявления творческой натуры. Коллеги с улыбкой отмечают, что Зыликова — это всегда буря эмоций и фейерверк почти испанских страстей, если что-то идет не так. Но при этом она отходчивая, открытая и искренняя, а ее невероятная улыбка способна покорить любого.

Своих ребят Зыликова учит уверенности в себе, настырности в лучшем значении этого слова, но считает, что сверхсамо-уверенности, что называется, понтов профессиональная сцена не любит.

— Мы вместе работаем над репертуаром, — говорит моя собеседница. — Наряду с хорошо известными есть в нем песня «Что скажут дети», которую специально для «Музыкального нюанса» написала исполнительница из Владивостока Алана, и «Лепесток» Ольги Рыжиковой и Леонида Ширина. Ребенку должно нравиться то, что он исполняет. Он должен купаться в песне, поэтому в ней не должно быть темных красок.

Я учу ребят наслаждаться творчеством и нести за него ответственность. Выходя на сцену, они должны знать, с какой целью идут к зрителю. Я учу их раскрывать свой внутренний мир и щедро делиться этим со всеми!

Анна КОРЯКОВА.
Фото из архива
Сандры ЗЫЛИКОВОЙ.



Добавить комментарий