Самолет в Беларуси становится «народным» средством передвижения

Социум Тема дня

Как ни крути, а нынче поездки за пределы Беларуси порой выгоднее осуществлять на самолетах, чем на поездах, автобусах и автомобилях. И дело тут не только в экономии времени — цены на билеты по ряду направлений зачастую сопоставимы. Поэтому неудивительно, что к гражданской авиации страны, работники которой, кстати,
6 ноября отметили свой профессиональный праздник, в Беларуси приковано повышенное внимание. О сегодняшней ситуации в отрасли и планах развития пассажирских воздушных перевозок на днях рассказали специалисты транспортной сферы.

Открытие новых направлений продолжается
Флагман пассажирских перевозок в нашей стране — авиакомпания «Белавиа». Кто-то может печально вздохнуть: мол, до мировых лидеров ей далеко — география полетов не очень широка, не все самолеты «с иголочки», цены — выше среднего, питание на борту далеко от идеала. Ну так и Москва не сразу строилась — перевозчику меньше лет, чем суверенной Беларуси.

Тем не менее, в «Белавиа» стараются как могут — пытаются снижать цены и, конечно же, открывают новые направления.
— Мы планируем в 2017 году открыть рейс в Брюссель, возобновить полеты в Ереван и дважды в неделю летать в Палангу, — говорит генеральный директор ОАО «Авиакомпания «Белавиа» Анатолий ГУСАРОВ. — По Брюсселю мы сейчас прорабатываем вопрос. И, скорее, да, чем нет, что с летнего расписания следующего года мы откроем регулярные полеты на этой линии. Авиакомпания рассматривает открытие рейса в Брюссель в комплексе с остальными рейсами европейской сети маршрутов «Белавиа»: чтобы рейс дополнял имеющиеся маршруты и давал возможность не просто перевозки пассажиров из Брюсселя в Минск и обратно, но и транзита. Полагаем, что рейс будет коммерчески успешным.

Что касается ереванского направления, то оно в свое время функционировало. Однако впоследствии рейс «Минск — Ереван» прикрыли по экономическим соображениям: пассажиров стало меньше.

— Мы надеемся, что спад пассажирских перевозок между Беларусью и Арменией временный, — отмечает Анатолий Гусаров. — В наших планах значится возобновление этого рейса в июне следующего года.

По словам топ-менеджера, «Белавиа» открывает новые рейсы регулярно. Так, за последнее время самыми значимыми стали рейсы в Палангу, Львов и подмосковный аэропорт Жуковский.

— Возобновление сезонного рейса в Палангу запланировано на будущее лето, — отмечает руководитель компании. — Мы хотим в следующем году летать в этот курортный город не менее двух раз в неделю.

К слову, ОАО «Авиакомпания «Белавиа» осуществляет регулярные рейсы в 47 аэропортов 28 стран Европы и Азии. В настоящий момент воздушный флот перевозчика насчитывает три самолета «Boeing 737-800», шесть — «Boeing 737-500», девять — «Boeing 737-300», четыре — «CRJ-100/200 LR», два — «Embraer 195», два — «Embraer 175», три — «Ту-154 М». Причем «Тушки» выводятся из эксплуатации по мере прибытия «свежих» «Боингов» в новой ливрее авиакомпании.

Летать в Москву становится все дешевле
Московское направление для белорусской гражданской авиации — особое. Во-первых, велик пассажиропоток. Во-вторых, самолеты нынче — достойная конкуренция поездам. В-третьих, из Минска в Москву и обратно хочет летать не только «Белавиа». А в нынешнем году в Подмосковье открылся новый аэропорт — Жуковский. И первым перевозчиком, направившим туда свой борт, был именно белорусский.

— В ближайшее время «Белавиа» планирует увеличить количество поездок по некоторым направлениям, в том числе и в аэропорт Жуковский, — констатирует Анатолий Гусаров. — Пока это ежедневные рейсы. Но мы начинаем увеличивать частоту их выполнения. Постепенно будут добавляться дополнительные рейсы, а к началу лета 2017 года предполагается организовать по два полета в день.

Напомним: «Белавиа» совершила первый полет в новый аэропорт Московской области Жуковский 12 сентября. Стоимость билета в одну сторону — от 34 евро, в обе стороны — 63 евро включая таксы и сборы. Это существенно дешевле, чем полеты того же белорусского перевозчика в оживленное Домодедово.

И хотя в новый аэропорт пока летают небольшие самолеты, количество пассажиров, желающих сэкономить на поездке в Москву, постоянно растет. Перевозчик намерен подогреть интерес к этому направлению.

— Стоимость направления на Жуковский и так очень низкая, но во время специальных акций мы доводим ее до 35 евро туда и обратно. Вообще, на этом рейсе мы отрабатываем модель лоукост-перевозок. И понимаем, что это реально, что это нам по силам. Данная практика будет в дальнейшем расширяться.

Для тех, кто до сих пор не знает: международный аэропорт Жуковский (ZIA) расположен на юго-востоке Московской области, в 23 километрах от российской столицы. Время в пути от Казанского вокзала Москвы до аэровокзала — 1 час 15 минут, от станции метро «Котельники» — 20—50 минут.

Генеральный директор ОАО «Авиакомпания «Белавиа» Анатолий ГУСАРОВ заявляет, что взятый ранее курс на снижение стоимости билетов будет продолжен.

Нацаэропорт стал хабом
Несмотря на то, что во всех областных центрах Беларуси есть свои аэропорты, Национальный аэропорт Минск стоит среди них особняком. Это главный пункт прилета и вылета пассажирских самолетов, находится в самом центре страны и является к тому же прекрасным транзитным пунктом. Кстати, недавно Нацаэропорт получил статус хаба.

Хаб в авиации — это узловой аэропорт, достаточно крупный пересадочный и перегрузочный транспортный узел с необходимым набором сервисов, имеющий подходящее географическое положение.

— Минский аэропорт получил статус хаба благодаря транзитным перевозкам между Россией и Украиной, — говорит генеральный директор РУП «Национальный аэропорт Минск» Дмитрий Меликян. — Этого удалось достичь благодаря активной работе вместе с авиакомпанией «Белавиа». Транзит пассажиров, которые летают из Российской Федерации в Украину и обратно, увеличился до той цифры, которая необходима для того, чтобы аэропорт назывался хабом. По итогам 9 месяцев более 33 процентов пассажиров, обслуживаемых Национальным аэропортом Минск, являлись транзитными. В дальнейшем благодаря расширению географии полетов «Белавиа» и наличию современной транзитной зоны данный потенциал может быть увеличен.

К слову, до конца 2016 года аэропорт рассчитывает выйти на показатель в 3,5 миллиона обслуженных пассажиров в год. Мы предварительно рассчитали, что впервые в истории гражданской авиации Беларуси мы 9—10 ноября должны встретить 3-миллионного пассажира с начала года.

Реконструкция аэровокзала продолжается
Проведенная в преддверии хоккейного чемпионата мира 2014 года в Минске реконструкция Нацаэропорта стала отправной точкой для дальнейшей модернизации транспортного узла. В частности, в соответствии с утвержденными планами продолжаются работы по строительству второй взлетно-посадочной полосы. Но и на существующей полосе произведена модернизация светосигнального оборудования. Благодаря этому удалось повысить категорию полосы — теперь здесь можно совершать посадку в любых погодных условиях.

— Кроме того, ныне задействованные в Национальном аэропорту телескопические трапы для сообщения самолета со зданием аэровокзала без промежуточного выхода на улицу будут заменены на новые, а их количество увеличится, — отмечает Дмитрий Меликян. — В настоящее время идет модернизация терминала, которая включает в себя замену эксплуатируемых 30 лет трапов. В этом году планируется замена двух, а в последующих годах предполагается вместо пяти существующих трапов установить семь.
В рамках модернизации аэровокзального комплекса со стороны фасада устанавливаются панорамные лифты. Они предназначены для малоподвижных групп пассажиров, которых лифты будут доставлять сразу в терминал как на вылет, так и на прилет. Данные работы планируется завершить в этом году. А в еще не подвергшейся реконструкции части аэровокзала запланирована замена эскалаторов российского производства на принципиально новые, бесшумные, более высокого качества.

Зарубежные перевозчики присматриваются к Минску
Национальный аэропорт Минск — первый международный аэропорт Беларуси, сертифицированный в соответствии с международными стандартами. Здесь базируются авиакомпания «Белавиа» и грузовые авиаперевозчики. Полеты выполняются более чем по 40 международным направлениям — в Европу, на Ближний Восток, в другие регионы. Казалось бы, развиваться и развиваться. Да вот только не все зависит от белорусской стороны.

В Минтрансе Беларуси в последнее время не получали обращений от зарубежных авиакомпаний по организации полетов в Минск.

— Официальных обращений последнее время не было, — говорит директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Владимир КОСТИН. — Но если они будут, мы об этом обязательно проинформируем.

В свою очередь, гендиректор Национального аэропорта Минск Дмитрий Меликян напоминает, что в 2016 году в белорусскую столицу начали летать самолеты российской компании «ЮТэйр» и израильской «Arkia». Причем израильский перевозчик в нынешнем году выполнял сезонные полеты — до конца октября.

Руководитель Нацаэропорта подчеркивает: специалисты предприятия проводят постоянную работу по привлечению зарубежных перевозчиков к полетам в Минск и через Минск. Так что, возможно, пассажиров в обозримой перспективе ожидает еще немало сюрпризов.

Автомобилистов просят не обижаться
Руководство Национального аэропорта Минск считает период бесплатного пребывания транспортных средств на территории привокзальной площади комплекса приемлемым для автомобилистов.

— Мы выбрали временной интервал бесплатного пребывания на привокзальной площади, предварительно промониторив все близлежащие аэропорты, — рассказывает Дмитрий Меликян. — В результате расчетный период у нас больше, чем у кого бы то ни было. К примеру, в московском Шереметьево это 15 минут, в парижском «Шарль де Голль» — 10 минут. У нас же это 20 минут.

По словам гендиректора, взимание платы за кратковременное пребывание автотранспорта рядом с аэровокзалом было введено не для зарабатывания денег, а чтобы стимулировать водителей к ускорению процесса нахождения на привокзальной площади и создать нормальные условия для лиц, которые пользуются аэровокзальным комплексом.

Заметим: правила пребывания транспортных средств на контролируемой территории привокзальной площади здания аэровокзального комплекса Нацаэропорта были изменены с 26 сентября 2016 года. Так, при первом или втором посещении в течение календарных суток для транспортных средств предоставляется время нетарифицируемого (бесплатного) пребывания — 20 минут с момента въезда. При последующих посещениях в течение календарных суток стоимость услуги по пребыванию транспортного средства тарифицируется (оплачивается) с момента въезда.

В случае превышения времени бесплатного пребывания каждый час нахождения на контролируемой территории оплачивается в размере 10 рублей в автоматических кассах или павильоне пункта выезда. Неполный час пребывания на контролируемой территории округляется до полного.

Когда новоселье у авиаремонтного завода?

Минский завод гражданской авиации № 407, расположенный на территории теперь уже бывшего аэропорта Минск-1, продолжает готовиться к переезду. Частично мощности будут перенесены ближе к Национальному аэропорту еще через 12 месяцев.

— Процесс сдвинулся с мертвой точки — до 2019 года мы должны освободить нынешнюю территорию, — говорит генеральный директор ОАО «Минский завод гражданской авиации № 407» Евгений ВАЙЦЕХОВИЧ. — На данный момент строится первый, основной ангар завода, который позволит ремонтировать технику. Уже в следующем году свой профессиональный праздник мы будем отмечать в этом ангаре.

По словам руководителя предприятия, концепция строительства завода предполагает создание трех основных корпусов: ангара технического обслуживания и ремонта, покрасочного ангара и механического цеха.

Александр НЕСТЕРОВ.
Фото автора.



Добавить комментарий