С 1 сентября будем учиться по новым правилам

Новости

В стране принят Кодекс об образовании, предусматривающий много интересных новшеств

Александр НЕСТЕРОВ
Фото автора и из архива редакции

маскевич!В январе 2011 года главой нашего государства был подписан Кодекс Республики Беларусь об образовании. Уже с 1 сентября десятки тысяч жителей страны — от дошкольников до аспирантов — начнут жить по новым правилам. Какие изменения произошли в законодательстве об образовании? Во что выльются грядущие новшества — в новые проблемы для учащихся и их родственников или во благо и ученикам, и педагогам?

«Шесть в одном»

— Новый Кодекс об образовании — это законодательный акт, обеспечивающий комплексное регулирование общественных отношений в данной сфере, — говорит министр образования Республики Беларусь Сергей МАСКЕВИЧ. — Можно сказать, что в этом вопросе наша страна является первопроходцем, поскольку подобного документа нигде в мире пока что нет. До принятия данного кодекса основу нормативной базы составляли пять законов, а также Декрет Президента РБ «Об отдельных вопросах общего среднего образования». Даже в ключевом Законе — «Об образовании» — многие важные вопросы остались вне сферы регулирования. К примеру, отсутствовало регулирование специальными законами ряда уровней основного и дополнительного образования. Допустим, дошкольного, среднего специального, послевузовского образования; внешкольного воспитания и обучения; повышения квалификации и переподготовки кадров. Были недостаточно прописаны вопросы организации воспитательной работы, системы работы по поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, а также детей, находящихся в социально опасном положении, и др. В новом кодексе сохранено концептуальное содержание объединенных в нем актов. Лишь в отдельных случаях некоторые нормы подверглись переработке.

По словам Сергея Александровича, применять «пожарные» меры в системе образования Беларуси сейчас нет необходимости. В ближайшее время Мин-образования будет концентрировать свое внимание на доработке нормативно-правовой базы в соответствии с кодексом. Данные усилия преследуют цель дебюрократизации системы, упрощения жизни ее участникам, особенно педагогам на всех уровнях, чтобы они могли сосредоточиться на образовательной деятельности, учебно-воспитательном процессе.

Поступил? Подпиши договор!

С вступлением в силу с 1 сентября 2011 года Кодекса об образовании поступающие в профтехучилища, ссузы и вузы будут подписывать договоры на обучение.

— Подписание такого договора существенно дисциплинирует все стороны, — считает Сергей Маскевич. — Данные документы будут подписывать все первокурсники — дневного, заочного, бюджетного и платного отделений. Кстати, и сейчас все студенты, поступающие на платное отделение, а также все студенты-целевики подписывают договоры на обучение. С нового учебного года такая форма правовых взаимоотношений будет применяться и ко всем остальным.

Пребывание в вузе — дорогое удовольствие

Последнее повышение цен на платное обучение в вузах стало поводом для множества вопросов как со стороны студентов, так и со стороны будущих абитуриентов и их родителей. К чему готовиться? Как регулируется взимание платы за обучение Кодексом  об образовании? Увы, перспективы для родительских кошельков малоприятные.

— Платное образование в Беларуси будет становиться более дорогим, это общемировая тенденция, — замечает Сергей Маскевич. — Расходы на эти цели возрастают, и их частично как раз и компенсируют те, кто оплачивает учебу.

Тем не менее, по мнению министра образования, привязка к бюджетным расходам должна быть более жесткой. В настоящее время в стране компенсируется в среднем порядка 70 процентов расходов на образование: если в вузе бюджет на одного студента составляет 10 миллионов рублей, то самая высокая плата за обучение — только 7 миллионов. Остальные деньги поступают из госбюджета. Сергей Александрович считает, что много проблем возникает потому, что до конца в правовом плане этот вопрос не отрегулирован. Что касается последнего повышения стоимости обучения в вузах, то оно связано исключительно с увеличением тарифной ставки первого разряда, оплаты труда работников.

Сергей Маскевич также напоминает, что всем студентам-платникам предоставлена возможность рассрочки платежей. По словам министра, рассрочку можно погашать как помесячно, так и через месяц, через два, то есть в любое удобное для студента время.

Сколько студентов нужно стране?

образование2!!!В связи с активным развитием платной формы обучения у многих возникает вполне закономерный вопрос: а не злоупотребляет ли отечественная система образования возможностью родительских кошельков нынешних и будущих студентов? И сколько вообще нужно стране специалистов с высшим образованием? Выясняется, что это еще надо (и придется) уточнить.

— Среди перспективных задач, которые планируется решить в ближайшее время, значится уточнение контрольных цифр приема в вузы и ссузы, — говорит Сергей Маскевич. — Да, платная форма обучения хорошо себя зарекомендовала, но нужно более глубоко и взвешенно подходить к вопросу подготовки специалистов, особенно платной формы обучения. А также учитывать реальные нужды всех секторов экономики. На мой взгляд, в нашей стране недостаточно четко развиты контакты между вузами и предприятиями. Нужно исправлять ситуацию. В Кодексе об образовании предусмотрено повышение ответственности всех участников образовательного процесса. Иными словами, требования будут усилены ко всем — к педагогам, студентам, учащимся и работодателям.

Права и обязанности

Учитель — профессия важная и почетная, но, к сожалению, сегодня котирующаяся не очень высоко. Причем не только из-за скромных зарплат, но и по причине того, что правовая осведомленность учащихся и их родителей зачастую приобретает уродливые формы. То есть ученик, грубо говоря, нынче имеет возможность «построить» педагога. Создатели нового кодекса постарались немало сделать для повышения социального статуса учителя. Но и о правах их «подопечных» не забыли.

— Педагогические работники имеют право на защиту профессиональной чести и достоинства, творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения, — говорит министр образования РБ. — Обозначено, что они также имеют право на ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определяемых правительством. Учитель фактически становится стержневой фигурой в ведении образовательного процесса. В кодексе впервые законодательно закреплены нормы, запрещающие осуществлять педагогическую деятельность. Ею не могут заниматься лица, имеющие судимость, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными. Кодексом определены и другие случаи, предусмотренные законодательными актами.

По словам Сергея Александровича, установлены также основные права и обязанности обучающихся. Последние, скажем, имеют право получать образование в соответствии с образовательными программами, переводиться в учреждение для получения другой специальности, восстанавливаться, обучаться по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы и др. Обязаны — добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания, заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию, выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях, уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса. Прописана также норма бережного отношения к имуществу учреждения образования или ИП, осуществляющего образовательную деятельность.

Стоит заметить, что государство также гарантирует создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей психофизического развития учащегося, охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса, бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, пользование учебниками и учебными пособиями, обеспечение стипендией и другими денежными выплатами, местом для проживания, возмещение расходов по найму жилья в случае необеспечения местом в общежитии. Законодательно закреплено право на кредит на льготных условиях для оплаты первого высшего образования.

Бывшие аспиранты станут исследователями

С вступлением в силу Кодекса об образовании выпускники аспирантуры будут получать диплом исследователя. Новую квалификацию присвоят тем, кто успешно завершил курс обучения, но по каким-то причинам не смог защитить кандидатскую диссертацию. Квалификация исследователя будет означать, что этот специалист имеет навыки подобной работы, может работать и дальше над проектом диссертации и, вполне возможно, через некоторое время защитит свою тему.

По мнению министра образования РБ, новая квалификация послужит привлечению молодежи в науку и простимулирует участие ученых в научно-исследовательской работе. Обладатели такого диплома смогут занимать более высокие должности — к примеру, не младшего научного сотрудника, а старшего, не ассистента, а старшего преподавателя в вузе.

Между прочим, процент защиты кандидатских диссертаций в срок нынче невелик. Ежегодно из ста человек, завершивших обучение в аспирантуре, кандидатами наук становятся всего около 4,5 процента.

Кто есть кто среди учащихся?

В общей части Кодекса об образовании устранена некоторая путаница в понятиях различных ступеней образования — начального, базового, среднего, неполного (незаконченного) высшего. Сейчас все недоразумения устранены. В кодексе прописано, что образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное.

Основное образование включает: дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование, послевузовское образование, включающее аспирантуру и докторантуру.

Специальное образование получают лица с особенностями психофизического развития.

Дополнительное образование подразделяется на следующие виды: дополнительное образование детей и молодежи и дополнительное образование взрослых.

На смену курсам повышения квалификации и т. п. придут образовательные программы, которые включаются в основное, дополнительное и специальное образование. Такой подход, по мнению разработчиков кодекса, обеспечит реализацию на практике принципа академической мобильности, будет способствовать расширению студенческих обменов в русле принципов Болонского процесса.



Добавить комментарий