Прошел финал смотра-конкурса МТЗ «Пой, Беларус!»

Культура Наша марка Тема дня

Хор «Задоринка». Дирижер -- Вадим Матлаш.

Главным событием прошлой недели для многих заводчан стал, конечно же, финал смотра-конкурса художественной самодеятельности среди работников Минского тракторного «Пой, Беларус!». 17 февраля он прошел уже в двенадцатый раз.

Анатолий Марук

Стоит сказать, что на протяжении последних трех лет работу жюри конкурса возглавляет Заслуженный артист Республики Бе-ларусь, композитор и исполнитель, доцент кафедры искусства эстрады Белорусского государственного университета культуры Олег Елисеенков. Кроме того, среди постоянных членов судейской бригады — главный специалист по культуре Федерации проф-союзов Беларуси, член комиссии по вопросам народ-ного художественного твор-чества государств — участников СНГ Анатолий Суша, замдиректора Государственного учреждения «Минскконцерт» по работе с коллективами народного творчества и культурно-просветительским учреждениям Ирина Галузо и главный редактор газеты «Беларус-МТЗ обозрение» Алиция Пинюта. Несколько лет подряд они имеют возможность наблюдать за творческим ростом заводчан, видеть и сравнивать их выступления разных лет, а значит, и в своей оценке быть более точными и объективными.

Анна Ляшук.

В этом году в составе жюри конкурса были также режиссер, старший преподаватель Белорусской государственной академии искусств Виктор Мороз, начальник бюро идеологической работы ОАО «МТЗ» Тамара Лелигда и Светлана Купцова, председатель Партизанского районного города Минска объединения организаций профсоюзов, входящих в Федерацию профсоюзов Беларуси.

Дмитрий Сенюков

Около трех часов длился финальный концерт, сразу по окончании которого жюри удалилось для обсуждения. По мнению судей, состав участников конкурса нынешнего года был интересен, но оказался несколько слабее, нежели в прошлом году. Было принято решение участника, который становился лидером сразу в нескольких категориях, отмечать только в одной, давая возможность другим конкурсантам претендовать на награды смотра.

Наталья Рашевская

С самого начала судьи определили победителей в номинации «Эстрадный вокал» — как наиболее многочисленной и одной из самых сложных, представители которой выступали последними. Порядок работы был установлен такой: председатель предлагает свой вариант тройки лидеров в номинации, ее обсуждают, добавляют свои кандидатуры и обязательно аргументируют, почему «за» или «против».

Во время концерта

Прежде всего были названы имена очевидных лидеров — Дмитрий Сенюков («Я не люблю вас и люблю…») и Наталья Ромашевская («Кукушка»), и с этим согласились все члены жюри. Тот факт, что Ромашевская до этой номинации превосходно заявила о себе в категории «Народный вокал» (она пела и сольно, и в составе ансамбля), в какой-то мере предопределил высокую оценку, которую судьи поставили ей. Песня Виктора Цоя была исполнена чисто, и задуманный под видеоряд из фильма «Битва за Севастополь» образ получился. Третье место практически без обсуждений было отдано Светлане Белевич и ее нежно-романтичному вальсу «Осенние листья» (тот, что исполняла Алла Пугачева в проекте «Старые песни о главном»). В тройке лидеров также обсуждалась и кандидатура Анны Ляшук. Ее дебют в эстрадном жанре с песней из «Бриллиантовой руки» «Помоги мне» оказался очень удачным. Яркий, запоминающийся номер… Анна сделала его со вкусом и необходимым чувством самоиронии, нигде не переступив черту, отделяющую «знойность» от пошлости. Забегая вперед, скажем, что поэтому, наверное, она стала обладательницей приза зритель-ских симпатий. Третье место было решено присудить также Юрию Лежневичу (в прошлом году он удивлял нас веселым «Колодцем» из репертуара Ярослава Евдокимова, а в этом — лиричной «Самая красивая моя») и пропустившей несколько «сезонов» конкурса Людмиле Кунице (Пазименко). Она выступала с песней Джессики Симпсон «When you told me you loved me» («Когда ты говорил, что любишь меня»).

На сцене «Заводчане».

Третьим среди ансамблей единогласно был назван недавно созданный коллектив «Возрождение», а вот по поводу выступлений хора «Задоринка» и ансамбля «Заводчане» у жюри развернулся настоящий спор. Симпатии Олега Елисеенкова были на стороне хора. Самый многочисленный коллектив, мужское и женское многоголосие, работа дирижера, оркестровая группа — аспекты, на которые нельзя не обратить внимание, оценивая номера в этой номинации. Выступление «Заводчан», использовавших «минусовую» фонограмму, в этом смысле уступало «Задоринке». С «минусом», отметил Елисеенков, работать гораздо легче. Петь живьем на порядок сложнее. Технические проблемы, которые были во время выступления «Задоринки» (хотя это вопрос к звукооператорам), негативно сказались на восприятии номера, хотя он и был сильнее.

Лучшие в разговорном жанре -- юмористические миниатюры

Однако председатель жюри оказался в меньшинстве и большинством голосов было принято решение поставить на первое место «Заводчан» — с профессионально поставленными голосами солисток, красивым поэтическим номером.

Геннадий Ивановский.

В сольном выступлении первое место безоговорочно присудили Октябрине Сулим с песней «Ой, вяцёр вее». Проникновенное исполнение а капелла песни «Вьюн над водой» принесло второе место Анне Ляшук. На второе место жюри ставило также Наталью Рашевскую, но одержавшую победу в другой номинации, здесь ее решили не отмечать. Также решено было не присуждать первого места в номинации.

Анна Писаник.

Среди вокалистов-инструменталистов третьим стал Сергей Михальчевский с любимой многими песней «Есть» («А девчонка та проказница…). Диплом второй степени жюри отдало Андрею Ленкову с песней «Облака». Первое — единогласно присудили дебютанту конкурса Геннадию Ивановскому. В его исполнении не осталось ничего от известной песни группы «Уматурман» «Проститься», но именно свое, душевное, прочтение этой истории было высоко оценено жюри.

Людмила Куница.

В обсуждении номинантов разговорного жанра основополагающей была оценка режиссера Юрия Мороза. По его мнению, для стихотворения Марины Сержан «Два абсолютно разных человека» неверно выбрана музыка. А вот то, что музыкальное сопровождение, так удачно создававшее настроение в начале выступ-ления Анатолия Марука, сошло потом на нет — было, скорее, недостатком. Не остались незамеченными некоторые огрехи в прочтении, которые, и жюри это также оценило, исполнитель умело исправил, не испортив общего впечатления от номера. Судьи отметили также узнаваемость образа и его повторяемость, что работает, скорее, в минус исполнителю. А вот то, что номер «Як я з паляўнічага зрабіўся пчаляром» был единственным в номинации на белорусском языке, судьи отметили и выразили пожелание слышать больше произведений на родном языке. Второе место присудили Елене Суше за проникновенное прочтение тютчевского «О, как убийственно мы любим…». Победа в номинации большинством голосов была отдана трио Сальников — Цытик — Кузьмич. Единственное «но», прозвучавшее в момент обсуждения — несколько острых шуток, которые позволили себе КВН-щики. К слову, их выступление оказалось самым ярким и запоминающимся, как и песня про МТЗ, прозвучавшая в номинации «Авторская песня». Жюри посчитало, что этот рэп логичнее было бы отнести к разговорному жанру, а потому два этих номера рассматривали как нечто единое.

Иван Матейко.

В номинации «Инструментальная музыка» третье место присудили авторской композиции Александра Карпенко «Я счастлив тобой». Его соло на гитаре при поддержке других музыкальных инструментов звучало очень интересно. А игру исполнителя на многоствольной флейте, невольно добавившей в номер чуточку латиноамериканского колорита, Елисеенков посчитал главным украшением выступления. Серьезный спор развернулся по поводу игры двух гитаристов — Ивана Матейко и Петра Марченко. По словам председателя жюри, Матейко в профессиональном плане на голову выше Марченко. В выступлении Петра больше красивых, эмоциональных моментов, но, если оценивать инструментальную составляющую, Петр проигрывает Ивану.

Владимир Ковбиченко.

А потому в своей ведомости Елисеенков однозначно поставил высший бал Матейко. Но пятью голосами против двух победу жюри отдали Петру. Что касается четвертого участника номинации, Андрея Кандыбы, то его выступление показалось судьям слабее прошлогоднего. Заявленное произведение было сыграно не совсем чисто, тем не менее исполнитель стал обладателем приза за креативность.

Светлана Белевич.

Обсуждая авторскую песню, жюри отметило Александра Вискуна, выступавшего в нынешнем году и в этой, и в вокально-инструментальной номинациях. Его песня «Два буслы» смотрелась гораздо выгоднее «Ветки сирени» и понравилась членам жюри. Судьи посчитали выступление Александра душевным, но не очень уверенным. Основные вопросы ко многим участникам этой номинации касались манеры исполнения, умения держаться на сцене, некоторой статичности и потому однообразности восприятия номера. В итоге третье место у гитариста Евгения Гойло и его «Зимней дороги», второе — у Сергея Устиновича и его «Танца любви», написанного также для гитары. Первое место жюри отдало клавишнику Владимиру Ковбиченко. Он исполнял песню «Ты любовь моя».

Елена Суша

Представителю управления конструкторско-экспериментальных работ № 2 Валерию Киселю, который участвовал в конкурсе и в составе хора «Задоринка», и в номинации «Авторская песня», и как эстрадный исполнитель, в этом году присужден приз за стремление к победе.

Петр Марченко и Андрей Кандыба.

Номинация «Эстрадный танец» в этот раз была представлена фламенко, танго и бурлеском. Члены жюри посетовали на то, что в конкурсе в разные годы в этой номинации можно было увидеть что угодно — и драматичные истории, и разные эстрадные зарисовки, модные восточные и нестареющие бальные танцы, а вот белорусских, национальных, или «Цыганочки» и «Яблочка» почему-то не было. И совершенно напрасно. Смотрятся они ничуть не хуже, и публикой воспринимаются всегда на ура. С танцем фламенко Галина Сведченко стала в этом году третьей. А вот по поводу бурлеска Анны Писаник и танго Александра Бризинского мнения судей разделились. Музыку и костюм для номера Анны жюри оценило лучше, чем сам танец, посчитав, что до настоящего бурлеска он немного недотянул. Акробатические элементы, выполненные чуть тяжелее, чем хотелось бы, номер несомненно украсили. Однако симпатии к танцу были привлечены за счет яркой музыки, а не движений, которые должны быть основой хореографического номера. Поэтическое вступление и эффектный финал с розой добавили очков номеру Александра Бризинского. А сдержанный образ танцора, некоторая его непроницаемость и легкая надменность во взгляде, которую усмотрело жюри и посчитало сначала излишними, позже расценили как достоинство самого страстного, но и самого сдержанного танца европейской программы. Поэтому танго решено было поставить на первое место, бурлеск — на второе. А его исполнительница Анна Писаник стала обладательницей приза как самая юная участница смотра-конкурса.

Галина Сведченко.

В своем финальном слове Олег Елисеенков отметил, как растет с годами сценическая культура заводчан. Серьезный подход многих конкурсантов к своему внешнему виду — настоящий пример для тех, кто пока не осознает всей значимости грамотно подобранного концертного костюма и обуви для восприятия номера. По мнению председателя члена жюри, внешний вид и образ исполнителя вполне могли бы стать поводом для учреждения еще одной номинации конкурса.

Первая подпись в протоколе решения жюри.

Обращаясь к участникам, зрителям и организаторам конкурса «Пой, Беларус!», Олег Николаевич поблагодарил их за интерес к творчеству, который, несмотря ни на какие трудности, на Минском тракторном заводе есть и всячески поддерживается руководством.

Судьи объявляют результаты конкурса.

Победители смотра-конкурса «Пой, Беларус!» 2016 года

Народный вокал, коллективы
1 место. Вокальный ансамбль «Заводчане».
2 место. Хор «Задоринка».
3 место. Вокальный ансамбль «Возрождение».

Народный вокал, солисты
1 место. Октябрина Сулим (ОЦ-2).
2 место. Анна Ляшук (МСЦ-3).

Вокально-инструментальное исполнение
1 место. Геннадий Ивановский (УГТ).
2 место. Андрей Ленков (МЦ-5).
3 место. Сергей Михальчевский (МСЦ-3).

Разговорный жанр
1 место. Евгений Сальников (УГТ), Алексей Цытик (УГМех), Андрей Кузьмич (ЦМС).
2 место. Елена Суша (ЛЦ-2).
3 место. Анатолий Марук (ПДУ).

Инструментальная музыка
1 место. Петр Марченко (газета «Беларус-МТЗ обозрение»).
2 место. Иван Матейко (УГМех).
4 место. Александр Карпенко (термический цех).

Авторская песня
1 место. Владимир Ковбиченко (МСЦ-3).
2 место. Сергей Устинович (КЦ).
3 место. Евгений Гойло (ОПП УГТ).

Современный танец
1 место. Александр Бризинский (ОАТ УГТ).
2 место. Анна Писаник (ОАТ УГТ).
3 место. Галина Сведченко (медицинский центр МТЗ).

Эстрадный вокал
1 место. Наталья Рашевская (СЛЦ).
2 место. Дмитрий Сенюков (УКЭР-1).
4 место. Светлана Белевич (ЖКО), Юрий Лежневич (УГТ), Людмила Куница (УКЭР-1).

Александр Бризинский с партнершей.

Анна КОРЯКОВА.
Фото автора.



Добавить комментарий