Продвижение в юго-восточной Азии: уникальный белорусский трактор для работы на затопленных водой рисовых чеках

Наша марка

«BELARUS-451», предназначенный для эксплуатации на залитых водой рисовых чеках, в ближайшей перспективе выйдет на рынок стран экваториальной зоны. Уже сегодня эксперты высоко оценивают шансы новой сельхозмашины белорусского производителя тракторов.

Несколько лет назад, взяв курс на диверсификацию экспорта, МТЗ сделал акцент на создании техники для конкретных рынков сбыта. В том числе была начата разработка тракторов, в конструкции и технических характеристиках которых учтены все нюансы, касающиеся особенностей почвенно-климатических условий упомянутого региона. На старте нового направления заводские конструкторы совместно с учеными Объединенного института машиностроения НАН Беларуси приступили к реализации новой тогда программы, предполагающей  разработку и освоение в производстве тракторов мощностью 42—60 лошадиных сил для стран Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки. В 2017-м  уже были изготовлены первые образцы техники, в том числе «BELARUS-451» для Вьетнама. В одной связке с учеными проводились специальные исследования, чтобы полностью учесть требования региона и в дальнейшем продвигать уникальную новинку.

Машина должна трудиться в тяжелых условиях, ведь рисовое поле до 15-20 сантиметров залито водой. Почва совсем другая: то очень влажная и раскисшая на глубину до 45 см, то пересохшая, в результате чего  работать на ней становится невероятно тяжело. Нужно было одновременно увеличивать и проходимость машины, и прочность деталей, а также, помимо особенностей климата, учитывать и специфику применяемых в каждой стране агротехнологий. И если созданный на базе той же 422-й модели и также предназначенный для работы на залитых водой полях «BELARUS-421» еще тогда успешно прошел испытания в Индонезии и был включен в реестр тракторов, которые могут участвовать в тендере по программам госзакупок, то машина 451-й модели потребовала модернизации, что было обусловлено применяемой во Вьетнаме специфической, интенсивной, технологией возделывания риса, позволяющей снимать три урожая в год.

Испытания нового трактора в реальных условиях эксплуатации в настоящее время полностью завершены. О полученных результатах, проделанной работе и  о том, когда машина будет запущена в производство, нашей газете рассказал начальник бюро малогабаритной техники управления конструкторско-экспериментальных работ № 1 Алексей ЖУК.

Специалист уточняет: полевые испытания  «BELARUS-451»  во Вьетнаме проводились с партнером МТЗ в этой стране компанией «Меконг Машинери» в период 2017—2018 годов и длились  12 месяцев. Трактор был задействован в трех посевных кампаниях и, соответственно, прошел столько же испытательных этапов. В основном машина использовалась для культивации (фрезерования) пожнивных остатков риса и подготовки рисовых чеков к посеву.

— На основании результатов, полученных после первого этапа испытаний, дообработке подвергся вал отбора мощности — под более энергоэффективный режим 750 оборотов в минуту. Наличие усовершенствованного ВОМ позволило трактору работать с фрезой в режиме максимального крутящего момента и, как результат, увеличить скорость обработки почвы примерно на 20 процентов, обеспечивая при этом высокое качество выполняемой операции, — отмечает Алексей Жук.

Далее была изменена конструкция гидронавесной системы. Этого потребовала необходимость быстрого монтажа уширителей или металлических колес. Конструктор конкретизирует: основной регион выращивания риса во Вьетнаме — дельта реки Меконг. Место уникальное. В районе устья наблюдаются приливы и отливы. Ночная температура воздуха редко опускается ниже плюс 28 градусов. Эти особенности местного климата и создают лучшие природные условия для выращивания риса.

Для работы на залитом водой поле трактору требуются специального типа шины (R 2), а в случае их отсутствия на колеса устанавливаются так называемые уширители, которые представляют собой своеобразные металлические весла. Так как трактор доставляется на поле на лодке, в целях обеспечения быстрого монтажа этих уширителей  и была изменена конструкция гидронавесной системы. В частности, внедрена функция принудительного опускания, которая позволяет проводить упомянутый монтаж  в полевых условиях — без домкрата. Также ряд доработок касался органов управления трактором и был направлен на повышение уровня комфорта оператора.

К слову, многие местные фермеры вместо уширителей используют металлические колеса, которые позволяют имитировать полугусеничный ход. На «BELARUS-451» изначально были установлены шины типа R 1.

— Ни в Беларуси в частности, ни в Европе в целом необходимых шин, подходящих трактору, возделывающему рисовые чеки, к сожалению, нет, — уточняет Алексей Жук.

При этом применение упомянутых металлических колес создает дополнительную, чрезмерную  нагрузку на бортовую передачу — внутри них может скапливаться до одной тонны глины. Решение проблемы —  установка шин типа R 2. Полевые испытания и отсутствие отказов во время них подтвердили верность теоретического расчета заводских конструкторов.

—  Для обеспечения чистоты эксперимента компания «Меконг Машинери» закупила и установила на трактор шины нужного типа, что позволило получить более высокие эксплуатационные параметры техники, — рассказывает начальник конструкторского бюро.

Специалист также уточняет, по  результатам проведенных испытаний подписан ряд двусторонних протоколов и в итоговом документе, в частности,  отмечено: «Трактор «BELARUS-451» при эксплуатации на рисовых чеках схож с тракторами производства компаний John Deere и New Holland».

Сегодня конструкторская документация на новую машину полностью доработана и выдана для согласования технологическим службам Минского тракторного завода и Бобруйского завода тракторных деталей и агрегатов. Начата подготовка производства. При этом «BELARUS-451» уже сейчас доступен к предварительному заказу. В данной модели заинтересованы не только во Вьетнаме, но и других странах Азии, а также Африки и Латинской Америки, отмечает Алексей Жук.

В настоящее время на МТЗ изготовлена опытная партия тракторов «BELARUS-451» и «BELARUS-651». В ближайшей перспективе планируются их демонстрация и испытания в экваториальных странах, что позволит собрать необходимую информацию относительно востребованности новых тракторов и адаптировать эти модели под каждый рынок.

Наталья КОВАЛЕВА.



Добавить комментарий