Придорожный сервис в Беларуси: где бы тормознуть, чтобы отдохнуть?

Социум Тема дня

Для Беларуси, нацеленной на развитие въездного туризма, придорожный сервис — своеобразное лицо страны: зарубежные автомобилисты и автобусные тургруппы оценивают не только пейзажи за окном, но и то, как и где хозяева готовы обслужить приехавших гостей. Да и для становящихся все более мобильными белорусов хорошая заправка, вкусный обед в придорожном кафе, возможность принять душ после долгой дороги или заночевать в гостинице у обочины тоже очень важны. Прошедшие недавно II Европейские игры стали для сферы гостеприимства своеобразной проверкой на прочность. Экзамен, по большому счету, сдан удачно. Что дальше? Об этом на днях рассказали специалисты.

Желание клиента — закон
Чтобы рассуждать о развитии придорожного сервиса в будущем, нужно сперва понять, что от него ожидают и в правильном ли направлении он развивается сейчас, насколько соответствует запросам целевой аудитории. Сравнительно недавно ООО «ИПМ-Консалт инвест» по заказу РУП «Минскавтодор-Центр» провело исследование рынка на предмет развития придорожного сервиса в Беларуси. Были изучены степень удовлетворенности пользователей придорожных объектов оказываемыми услугами, а также интерес частного бизнеса по инвестированию подобных объектов.

Выяснилось, например, что среди клиентов придорожного сервиса в Беларуси 91,9 процента опрошенных посещают АЗС, 51,9 процента — кафе, 31,1 процента — площадки для отдыха, 30,3 процента — магазины и 4,1 процента — гостиницы. В почти 92 процентах случаев целью посещения является заправка топливом, в 69,5 процента — посещение туалета, в 67,4 процента случаев — визит в кафе. 39,7 процента респондентов пользуются площадками для отдыха, 35,6 процента осуществляют техническое обслуживание автомобиля, 17,4 процента — принимают душ, 5,2 процента — пользуются услугами гостиницы… Казалось бы, все ясно: раз есть услуги, пользующиеся повышенным спросом, значит, их и надо развивать. А что же бизнес? У частников наиболее востребованы к инвестированию кафе, рестораны и прочие пункты питания (58,5 процента опрошенных), у 11,5 процента — гостиничные объекты, у 10 процентов кемпинги с площадками для отдыха, также у 10 процентов крупные объекты с неопределенными функциями, у 5,4 процента — магазины и у 2,3 процента — АЗС. А 28,9 процента опрошенных и вовсе не определились с предпочтениями. Словом, однозначного пути развития пока не выбрано.

Между тем, по данным Минтранса, на начало 2019 года на республиканских дорогах функционировало 414 автозаправочных станций, 159 газозаправочных пунктов, 72 гостиницы, 45 автомоек, 101 охраняемая стоянка, 586 пунктов общественного питания, 74 пункта технической помощи и СТО.

— И на магистральных, и на республиканских дорогах выполняются рекомендуемые расстояния для объектов сервиса одного вида, — констатирует начальник управления развития автомобильных дорог главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Сергей ЛЕОН-ЧИК. — К примеру, сегодня для АЗС это 42 км, для объектов общепита — 30 км. Мы видим, что дальнейшее развитие объектов придорожного сервиса будет ориентировано на комплексные объекты. Чтобы человек мог остановиться в дороге, заправить автомобиль, отдохнуть, поесть.

По словам начальника управления развития автомобильных дорог главного управления автомобильных дорог Минтранса Беларуси Сергея ЛЕОНЧИКА, общий объем инвестиций в придорожный сервис назвать сложно. Но для строительства объекта, включающего небольшую АЗС, объекты торговли
и питания, необходимо около 1 миллиона рублей.

Приятного аппетита!
Не топливом единым жив автомобилист и турист. Еще какой-нибудь десяток-полтора лет назад в придорожных заведениях общепита главным блюдом был шашлык. Со временем солидных заведений для автопутешественников становилось все больше, расширялся и ассортимент. Конечно, большинство бизнесменов предпочитает открывать придорожные кафе и рестораны вблизи крупных населенных пунктов — в этом случае получается привлечь как транзитных гостей, так и местных жителей. Впрочем, открываются заведения и в других местах. Насколько интенсивно идет этот процесс? Оказывается, он примерно одинаков как для городов, так и для автодорог.

— По оперативным данным торгового реестра, в Беларуси в настоящее время функционируют более 20 тысяч объектов общественного питания на 883 тысячи мест, — отмечает консультант отдела методологии управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Анастасия ЕРАХОВЕЦ. — За шесть месяцев 2019 года открыто более 1000 объектов общепита. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года это больше примерно на 5 процентов.

Такой рост мы связываем в том числе с недавно прошедшими II Европейскими играми. Впрочем, наблюдается постоянная динамика: наряду с открытием одних объектов другие закрываются.

Очевидно, что пик развития придорожного сервиса в нашей стране пришелся на 2010—2014 годы. Сейчас продолжается процесс постепенного развития ранее начатого бизнеса.

— Сегодня не идет речь о строительстве новых объектов, — утверждает Сергей Леончик. — Ими наши дороги достаточно насыщены. В Беларуси, как в высокоразвитых странах, на первый план выходит конкуренция. Есть, конечно, участки, которые продаются, — приходи, строй, содержи. Но рыночные механизмы уже работают в этой сфере вовсю. Посетитель, выбирая объекты, голосует рублем. Он заезжает в то место, где ему комфортно и удобно, недорого и вкусно.

Минтранса напоминает: развитие придорожного сервиса начиналось с таких обязательных требований, как санитарные сооружения, пункты питания и стоянка для авто.

— Предприниматели смогли их обеспечить, — говорит Сергей Леончик. — Теперь хотим, чтобы на объектах был бесплатный Wi-Fi, скидочные программы, карты лояльности. Чтобы играла музыка в туалете, а сан-узел был не один, а несколько. Чтобы были обеспечены условия для отдыха детей в помещении и на улице, сервис для домашних животных — как в Германии, где стоят поилочки. Если есть туристический потенциал — значит, нужны путеводители, сувенирная продукция.

Что будет в новой схеме?
В настоящее время в Беларуси действует схема развития придорожного сервиса до 2020 года. В Минтрансе готовятся к разработке программы на более отдаленную перспективу.

— Мы будем разрабатывать генеральную схему развития придорожного сервиса до 2025 года, — говорит Сергей Леончик. — Уже собрали все пред-ложения инвесторов, облисполкомов. Думаю, к концу 2019-го — началу 2020 года мы ее сделаем, разошлем областям на согласование, после чего будет утверждаться соответствующее постановление Минтранса.

Генеральная схема содержит как существующие и строящиеся объекты, так и проектируемые, а также предлагаемые инвесторам для нового строительства. В ней предусмотрено три уровня придорожных точек притяжения. К объектам первого уровня относятся площадки для отдыха с благоустроенным санитарным сооружением, ко второму уровню — те же площадки отдыха, но уже с пунктом питания. Объекты третьего уровня, кроме всего этого, подразумевают наличие автозаправочной станции. При этом министерство не ограничивает список — каждый владелец объекта может расширять его, добавляя, к примеру, гостиничные услуги, тех-обслуживание. В Минтрансе считают, что таких объектов должно становиться больше. Помогает в расстановке приоритетов и упомянутый выше социологический опрос клиентов и потенциальных инвесторов.

— Как мы поняли, основное требование к объектам — наличие автозаправки, — перечисляет Сергей Леончик. — Далее следуют санитарные услуги, питание и площадки для отдыха, парковки для авто. Кроме того, автотуристы нуждаются в сопутствующих услугах. Проведенное исследование объектов будет соотноситься с госпрограммой, посвященной развитию автодорог до 2025 года, над которой мы уже работаем. В концепции прописаны общие подходы, указано существующее состояние объектов, даются рекомендации и советы, указываются недостатки и недочеты, рассказывается о том, к чему мы стремимся в будущем.

К слову, за последний год приоритеты Минтранса в вопросах развития придорожного сервиса существенных изменений не претерпели. Летом 2018-го начальник главного управления автомобильных дорог министерства Александр Головнев рассказывал, что придорожный сервис в Беларуси ориентируют на организацию многофункциональных объектов. При этом речь шла не обязательно о гостиницах, а, допустим, о размещении душевых кабин. Эта услуга особенно востребована среди дальнобойщиков. Акцент ставился также на стилистической индивидуальности объектов, качестве обслуживания и т. д. Это естественный процесс, который исходит из реальной оценки собственных потребностей и с учетом международного опыта.

А уже в качестве следующего этапа развития транспортной инфраструктуры Минтранс рассматривал оптимизацию мест размещения. У специалистов появилось понимание того, что если между объектами сервиса 30 км, то создавать еще один через 15 км и приводить тем самым к нездоровой конкуренции, которая подрывает бизнес, нецелесообразно. Проблема оптимизации, кстати, остается актуальной и по сей день.

Качество автотрасс тоже важно

Министерство транспорта и коммуникаций своим постановлением № 232 от 17 июня 2019 года утвердило новую редакцию инструкции о порядке диагностики автомобильных дорог общего пользования. В соответствии с документом автодороги диагностируются путем обследования конструктивных элементов самих дорог и дорожных сооружений, а также путем сбора и анализа информации о параметрах и состоянии конструктивных элементов автодорог и дорожных сооружений, характеристиках транспортных потоков и прочей информации.
Диагностика автодорог производится поэтапно и включает в себя планирование и организацию ее выполнения, подготовительные работы, сбор исходной информации, полевые работы, деятельность по обработке результатов полевых работ, их анализ с оценкой транспортно-эксплуатационного состояния, обоснованием и назначением ремонтных мероприятий; формирование (обновление) баз данных о транспортно-эксплуатационном состоянии автомобильных дорог и дорожных сооружений.

На владельцев автомобильных дорог, в частности, возложены обязанности по ежегодному планированию и организации выполнения диагностики трасс в соответствии с установленной периодичностью проведения оценки параметров при диагностике.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий