Представители Министерства промышленности рассказали о перспективных направлениях развития отрасли

Социум Тема дня

В канун Дня машиностроителя представители Министерства промышленности и научных организаций немало рассказали в СМИ о перспективных направлениях развития отрасли, новейших отечественных разработках и достижениях предприятий и организаций. «МТЗ-ХОЛДИНГ» также регулярно приятно удивляет своими новыми разработками. Достаточно вспомнить хотя бы получивший широкий резонанс показ в полевых условиях самого мощного на данный момент трактора, выпущенного ОАО «МТЗ», — «BELARUS-4522». Из самых свежих новостей: МТЗ будет изготавливать технику для катков и снежных трасс, готовится к открытию сборочного производства гусеничной и садовой техники в Узбекистане, возобновляет либо наращивает сотрудничество с рядом стран… Впрочем, поводы для гордости есть и у других предприятий и объединений отечественного машиностроения.

С новыми премьерами!
Белорусское машиностроение обеспечивает качественную работу таких отраслей экономики, как индустрия, энергетика, строительство, транспорт, агропромышленный комплекс. По итогам работы за январь — август 2018 года по Министерству промышленности индекс физического объема равен 114,1 процента. Среднемесячный объем производства на 264 миллиона рублей больше, чем в 2017-м.

— За восемь месяцев мы получили от экспорта более трех миллиардов долларов, — рассказал на недавней пресс-конференции первый заместитель министра промышленности Республики Беларусь Геннадий СВИДЕРСКИЙ. — Это 119,7 процента экспорта, что нас, в общем-то, радует. Некоторые экспортеры — например, БМЗ — в нынешнем году уже получили миллиард долларов. Что касается географии поставок, то в 2018-м она примерно повторяет предыдущий год: основным по машиностроительной продукции остается рынок Российской Федерации. Есть поставки в страны Евросоюза, в государства дальней дуги.

В январе — июле 2018 года продукция предприятий Мин-прома экспортировалась в 109 стран мира (в аналогичном периоде 2017-го — в 94). Кроме того, осуществлены поставки в 22 страны, куда экспорт отсутствовал. Министерством ведется постоянная работа по сокращению запасов готовой продукции. На 1 августа соотношение запасов и среднемесячного объема производства составило 96,9 процента. И еще несколько фактов. Выполнение показателя по рентабельности продаж  в промышленности по организациям с долей государства 50 процентов и более за январь — июль составило 9,6 процента, в целом за 2018 год ожидается  не ниже
8 процентов. Сумма чистой прибыли в целом по Минпрому за январь — июль 2018-го достигла 183,5 миллиона рублей.

— Организации системы Минпрома ведут активную работу по освоению новой конкурентоспособной продукции, — напоминает Геннадий Свидерский. — Так, в 2018-м ОАО «МТЗ» и ОАО «МИСОМ ОП» разработаны и изготовлены опытные образцы специальной зимней техники — ратрак, снегоуплотнительная машина, льдозаливочная машина, снегогенератор. ОАО «Гомсельмаш» изготовило экспериментальный образец перспективного зерноуборочного комбайна на газовом топливе и опытный образец зерноуборочного комбайна с роторной схемой обмолота и сепарации. СП «Зумлион-МАЗ» запустило в серийное производство автокран рекордной грузоподъемности 60 тонн, ОАО «Амкодор» изготовлены опытные образцы новых видов погрузчиков, форвардеров, мульчирователей. ОАО «МАЗ» с целью расширения гаммы автомобилей-самосвалов для эксплуатации в тяжелых дорожных условиях изготовлены опытные образцы и проведены испытания новых видов самосвалов, седельных тягачей, бортовых автомобилей, автобусов. В ОАО «БЕЛАЗ» завершили сборку карьерного самосвала нового класса грузоподъемности — 290 тонн, с выпуском которого техника предприятия будет представлена во всех классах грузоподъемности мировой линейки карьерной техники подобного класса.

Что еще нового? В настоящее время в Национальном аэропорту «Минск» проходит испытания аэродромный тягач «БЕЛАЗ» для буксировки самолетов взлетным весом 600 тонн.

В ОАО «Могилевлифтмаш» изготовлен опытный образец и проведены испытания лифта пассажирского без машинного отделения с уменьшенным размером шахты. В ОАО «Витязь» начата разработка стационарной электрозарядной станции для электромобилей с быстрой зарядкой…

Первый заместитель министра промышленности Беларуси Геннадий СВИДЕРСКИЙ верит в перспективы отечественного легкового автопрома.

Легковушек «Geely» станет больше
Внимание многих белорусов в последнее время приковано к СЗАО «БЕЛДЖИ» — предприятию по выпуску легковой техники в кооперации с китайской стороной. Это совместное предприятие белорусского холдинга «БЕЛАЗ» и китайской «Geely». Первый экземпляр техники с конвейера нового предприятия сошел в 2017 году.
— Завод был запланирован на производство трех моделей, — напоминает Геннадий Свидер-ский. — Первая — «Geely Atlas (NL3)» — презентована в ноябре 2017 года и поставлена на серийное производство. В этом году завершили испытания еще двух моделей: кроссовера «Geely Еmgrand X7 (NL4)» и седана «Geely Еmgrand 7 (FE3)». Если «Atlas» — это классический кроссовер, скажем, для обеспеченных людей, то «Еmgrand X7» в большей степени семейный автомобиль. Седан «Еmgrand 7» более компактный, оптимальный для движения в городе и имеет более низкий расход топлива.

С ценами на автомобили можно ознакомиться на сайте предприятия. Кроссовер официально выведен на белорусский рынок 14 сентября, седан будет доступен 7 ноября. Таким образом, в четвертом квартале планируем продавать все три модели.

По словам специалиста, с начала года предприятием произведено 5000 автомобилей, из которых 3000 проданы в России, 1800 — в Беларуси. На заводе намерены наращивать производство, потому что спрос превышает имеющиеся производственные возможности. В настоящее время за одну смену выпускается 50 единиц техники, или 1000 в месяц. До конца года планируется выйти на серийное производство 1400 машин ежемесячно, для чего необходимо выпускать 70 авто в смену. Уже набрано дополнительное количество работников, сейчас идет их обучение. Завод вышел на уровень 50-процентной локализации производства, прежде всего за счет того, что рядом с «БЕЛДЖИ» появились новые предприятия — по производству силовых агрегатов, радиаторов, сидений. Белшина поставляет шины. Аккумуляторы — белорусского и российского производства. Из Китая в Беларусь идет половина комплектующих, в том числе металлические заготовки, из которых затем свариваются кузова. Прорабатывается вопрос локализации других компонентов.

— Проведены переговоры с Ханчжоу по созданию производств автокомпонентов рядом с нашим заводом, — подчеркивает Геннадий Свидерский. — Принципы таковы, что надо создавать производство, которое могло бы продавать часть компонентов на весь рынок Евразийского экономического союза. Китайские партнеры уже выразили соответствующее намерение. Наше законодательство стабильно защищает интересы инвесторов. Надеюсь, в 2018—2019 годах сможем получать практиче-ский результат от этих проектов.

Будущее — за автоматизацией и цифровизацией
БЕЛАЗ по итогам 2018 года планирует увеличить производство до 800 самосвалов, что на 30 процентов больше, чем в 2017-м.

— В прошлом году был зафиксирован резкий скачок всех финансово-экономических показателей предприятия, — отмечает генеральный директор ОАО «БЕЛАЗ» — управляющей компании холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» Петр ПАРХОМЧИК. — Было произведено 615 карьерных самосвалов, продано 646. В первом полугодии 2018-го уже выпущено 407 самосвалов, по итогам года цифра будет близка к 800 единицам данной техники.

В стенах холдинга также планируют внедрить гибкие производственные системы.

— Это практически «безлюдная» технология с использованием роботов, — поясняет Петр Пархомчик. — Подразумевается полностью управляемое производство, цифровые технологии. Сейчас идет конкурс, в котором участвуют семь мировых компаний. Речь идет о сумме в пределах 50—70 миллионов долларов. Что касается перспектив оптимизации численности работников в связи с внедрением новой технологии, то это будет новое направление, дополнительное к тому, что сегодня делаем. И еще: сегодня на БЕЛАЗе нет свободных вакансий. Если они и открываются, то для конструкторов, технологов. А средняя заработная плата по предприятию составляет 1600—1700 рублей.

Генеральный директор также не исключает создания в будущем самосвала грузоподъемностью 550 тонн.

— Производство 450-тонника стало бы базой для повышения класса грузоподъемности выпускаемых самосвалов, — отмечает Петр Пархомчик. — Расти сможем после того, как появится шина, которая выдержит большую нагрузку. Разработкой новой шины занимается япон-ская компания. По нашей информации, новинка должна появиться в ближайшие 2—2,5 года. Возможно, еще год понадобится на испытания шины. После этого компания будет готова нам ее предложить. В результате появится 550—560-тонник.

***
В Минпроме в преддверии Дня машиностроителя готовы говорить и о будущем отечественного станкостроения. Например, Геннадий Свидерский надеется, что эта отрасль будет постепенно «выздоравливать».

— Слухи о ее кончине слишком преувеличены, — полагает он. — В качестве положительного примера можно привести оршанский станкозавод «Красный борец», который специализируется на выпуске и продаже шлифовального и фрезерного оборудования. Компания провела модернизацию, наращивает объемы производства, имеет заказы и в России, и в странах дальнего зарубежья. Другие предприятия также в состоянии выпускать уникальные станки. Главное — решить вопросы с финансированием, которые возникли еще во время экономического кризиса.

Самые тесные связи у наших машиностроителей — с Россией

В рамках сотрудничества предприятий машиностроительной отрасли на рынке Евразийского экономического союза большая часть проектов осуществляется именно между Россией и Беларусью.
— Среди стран ЕАЭС машиностроение сосредоточено в основном в России и Беларуси, — поясняет первый заместитель министра промышленности Геннадий Свидерский. — Поэтому многие проекты в основном реализуются в развернутой производственной кооперации между нашими странами. В продукции белорусского машиностроения активно используются российские компоненты. Например, мы можем сказать, что ярославские моторостроители работают на Минский автомобильный завод. Можем вспомнить Оренбургский завод радиаторов, а также, что карьерные самосвалы «БЕЛАЗ» имеют преобразователи, поставляемые из России. Сейчас завершаются испытания мотора российской компании «Группы Синара». Их планируют использовать на наших карьерных самосвалах. Немаловажными в списке совместных проектов остаются разработки в рамках союзных программ.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий