Полис — подушка безопасности на жизненной дороге

Социум Тема дня

С 1 сентября в Беларуси вступит в силу президентский Указ № 175 «О страховании». Он, как уверяют его разработчики, направлен на усиление защиты имущественных интересов граждан и организаций, повышение конкурентоспособности и финансовой устойчивости белорусского страхового рынка. В какой же мере учтены интересы страховщиков и страхователей? На этот и другие вопросы на днях ответили специалисты.

Рынок продолжает рост
Еще пару десятилетий назад многие жители нашей страны напрямую не сталкивались с системой страхования. Однако житейские реалии со временем начали подталкивать к выводу: во многих бытовых ситуациях без оформления полиса не обойтись. Например, если вы приобрели автомобиль. Или являетесь собственником квартиры и не желаете материально страдать, если вода из прорвавшейся трубы затопит соседей снизу. Хозяева дачных участков страхуются от ущерба, нанесенного ворами и вандалами. Беспокоящиеся о своем здоровье желают минимизировать медицинские расходы в случае заболевания. А кто-то и вовсе страхует свою жизнь. Что поделаешь, спокойствие требует определенных затрат.

— Рынок страховых услуг в нашей стране продолжает динамично развиваться, увеличиваются финансовый потенциал страховых организаций, количество заключаемых договоров страхования, — констатирует начальник главного управления страхового надзора Министерства финансов Республики Беларусь Сергей ОСЕНКО. — За четыре месяца нынешнего года мы приросли в объемах на 14 процентов по сравнению с прошлым годом — до 459 миллионов рублей. Примерно 50 процентов этой суммы выплачено страхователям по страховым случаям. В 2018 году страховые взносы составили более 1,2 миллиарда рублей.

На 1 января текущего года на рынке Беларуси страховую деятельность осуществляли 16 организаций (две из них осуществляют добровольное страхование жизни и дополнительной пенсии, одна — исключительно перестрахование) и 28 страховых брокеров. В Минфине рассчитывают, что по мере со-вершенствования правил осущест-вления данной деятельности количество компаний и агентов будет увеличиваться.

Я люблю тебя, жизнь
Страхование жизни в нашей стране с каждым годом становится все более востребованным. Это не значит, что у граждан существенно поубавилось уверенности в завтрашнем дне. Просто они становятся более прагматичными. Кроме того, жизни своих работников страхуют наниматели, и эта практика получает все большее распространение.

— Раньше на страхование жизни приходилось не более 2 процентов всех страховых взносов, теперь — около 7 процентов, а в некоторые периоды и до 9 процентов, — замечает Сергей Осенко. — С сентября для развития добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии страхователям — юридическим лицам будет предоставлено право включать в затраты, учитываемые при налогообложении, страховые взносы по договорам вне зависимости от того, с организацией какой формы собственности они заключены. Ранее такая возможность была только в случае заключения договора с государственной страховой компанией.

Еще одно новшество законодательства — страховые организации смогут наряду со страхованием жизни и дополнительной пенсии проводить страхование от несчастных случаев и медицинских расходов. Сокращен с трех лет до одного года минимальный срок, на который может быть заключен соответствующий договор.

— Страховой рынок долго ждал изменений в законодательстве, и нормы, которые приняты, значительно упростят деятельность страховых компаний, — убеждена генеральный директор Белорусской ассоциации страховщиков Ирина МЕРЗЛЯКОВА. — Рассчитываем, что к этому сегменту проявят интерес иностранные инвесторы.

В числе наиболее значимых для рынка новшеств эксперт на-зывает новые подходы к страхованию жизни и внешнеэкономической деятельности страховых компаний, а также равные права частных и государственных страховщиков в вопросах получения документов из судов, ГАИ, МВД и других органов для принятия решения о выплате страхового возмещения.

Кроме того, расширены возможности страховых организаций по заключению договоров добровольного страхования в электронной форме. Теперь не требуется использование электронной цифровой подписи и личное присутствие при идентификации страхователей. Заключить электронный договор добровольного страхования будет возможно не только через официальный сайт страховой организации, но и через сайты других уполномоченных организаций — например, банков.

Также упорядочена деятельность страховых организаций, страховых брокеров и страховых агентов. Расширен перечень организаций, имеющих право выступать в качестве страховых агентов без включения в реестр страховых агентов. Такими организациями, помимо банков и РУП «Белпочта», будут являться: субъекты туристической деятельности, организации, осуществляющие ввоз, вывоз или торговлю автомобилями, визовые центры, Белорусская железная дорога, авиакомпания «Белавиа».

«Автогражданка» — в электронном виде
Важное для многих автомобилистов новшество ожидается в Беларуси с осени. Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с 1 сентября текущего года можно будет оформить в электронном виде.

— Мы прилагаем усилия, чтобы уйти от бумажной формы заключения договора страхования, — комментирует Сергей Осенко. — Автовладельцам не нужно будет возить с собой бумажную версию документа, поскольку данные о страховании занесут в специальную базу. Сотрудник ГАИ через нее сможет проверить наличие у водителя страховки. Впрочем, подобный вариант заключения договора относится только к рынку внутреннего страхования и не распространяется на договоры страхования «Зеленая карта».

Оформить «автогражданку» можно будет онлайн на сайте страховой компании.
— Сервис будет работать круглосуточно и без выходных, — уточняет заместитель генерального директора Белорусского бюро по транспортному страхованию Сергей РАБЕЦКИЙ. — Заключить договор страхования можно с любого гаджета, имеющего выход в Интернет. На сайте выбранной страховой компании нужно ввести свои данные и оплатить услугу. После подтверждения оплаты на адрес электронной почты автовладельцу направят документ. Проверить наличие заключенного договора можно будет по ссылке.

Означает ли возможность перехода на электронную форму заключения договора, что многие «живые» работники страховых компаний окажутся не нужны? Эксперты успокаивают: работа найдется всем, высвобожденные специалисты будут заниматься другими вопросами. Если рынок активизируется, рабочие руки будут очень нужны.

Что еще нового для автомобилистов? Увеличен лимит страхового возмещения при оформлении ДТП без вызова ГАИ с 400 до 800 евро. Эта новация будет применяться к страховым случаям, наступившим после 31 августа 2019 года. И еще одно новшество: учитывая стремление производителей и потребителей к тотальному переходу на экологичные транспортные средства, в Беларуси с сентября будут снижены страховые взносы по договорам внутреннего страхования для электромобилей (с 43,1 евро до 23,9 евро на год) и гибридных автомобилей (с 59,7 евро до 33,2 евро).

Нельзя экономить на безопасности
Важное нововведение касается ремонта автомобилей по страховке после совершения ДТП. Сейчас ведь как бывает? И автомастерская, и автовладелец не прочь поставить бывшие в употреблении детали, поскольку они существенно дешевле новых. С вступлением в силу Указа № 175 не будет необходимости мелочиться — по крайней мере, по ряду ассортиментных позиций СТО.

— Расчет стоимости восстановительного ремонта будет осуществляться без учета износа при замене поврежденных деталей рулевого управления, тормозной системы, систем активной безопасности, — отмечает Сергей Рабецкий. — Сейчас, если собственник авто меняет запчасти на новые, ему оплачивают только часть их стоимости. По новому законодательству процент износа начисляться не будет. Это станет стимулом для владельцев использовать качест-венные запчасти, а не бывшие в употреблении в целях экономии.

Перечень деталей будет утвержден Белорусским бюро по транспортному страхованию. Сейчас специалисты при формировании списка согласовывают его с крупнейшими автопроизводителями, чтобы избежать разночтений в названиях. Подобные перечни, кстати, действуют и в других странах.

Также расширен перечень лиц, которым может быть выплачено страховое возмещение. В него включена организация, оказавшая (оказывающая) услуги по восстановлению (ремонту) имущества (за исключением транспортного средства). Это позволит страховщику (Белорусскому бюро по транспортному страхованию) направить денежную сумму не потерпевшему, а непосредственно указанной организации.

Задачи на будущее

Министерство финансов планирует уйти от установления размеров страховых взносов по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и обязательному медицинскому страхованию иностранных граждан, прибывающих в Беларусь, в евро. Это следующий этап дедолларизации, и Минфин над этим уже работает. Здесь считают, что при внесении в законодательство будут максимально учтены интересы страхователей.

Проект нормативного правового акта представят на общест-венное обсуждение. Говоря о сроках, начальник главного управления страхового надзора Минфина Сергей Осенко обращает внимание, что министерство рассчитывает подготовить документы в максимально короткий период, но маловероятно, что они будут утверждены в этом году. Дело в том, что новые изменения не могут вноситься в законодательство в течение года со дня вступления в силу предыдущих нововведений, чтобы те показали эффективность применения на практике.

Представитель Минфина также заметил, что в Беларуси уже ушли от евро в вопросах установления минимальных размеров уставного фонда страховых компаний и брокеров. Теперь они составляют 11 миллионов и 55 тысяч рублей соответственно. При этом страховым организациям, страховым брокерам предоставлено право не пересчитывать иностранную валюту, которая внесена в уставный фонд до вступления в силу Указа № 175, в белорусские рубли.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий