«Пой, BELARUS!». Творчество, которое вдохновляет

Культура Наша марка Тема дня

Приз вручается Александру Карпенко и его группе «Колесо фортуны».

44 концертных номера и восемь творческих номинаций, около 80 участников, восемь членов жюри и несколько сотен болельщиков, 26 победных дипломов и четыре специальных приза, почти четыре часа интересного сценического действа и… незабываемая минута славы для каждого из тех, кто выходил на сцену, — таким был XIII смотр-конкурс художественной самодеятельности работников МТЗ «Пой, Беларус!» 2017 года, который состоялся 21 февраля во Дворце культуры МТЗ. И хотя сегодня это уже история (для кого-то — с неожиданным удачным финалом, для кого-то – обязательно с продолжением, которое еще будет написано), а все в жизни лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, — мы постараемся рассказать вам о самых ярких моментах конкурса, поделиться своими впечатлениями об увиденном, а также приоткрыть дверь в комнату, где проходило судейское обсуждение.

Анатолий Суша отметил, что мероприятие, которое именуется у нас как смотр-конкурс художественной самодеятельности, корректнее было бы называть смотром любительского творчества. Однако, подчеркнула Ирина Галузо, неточность в наименовании нисколько не умаляет заслуг Минского тракторного – едва ли не единственного предприятия в городе, которое так широко развивает творческое движение среди своих работников.

Спорили судьи, и очень горячо, почти по каждой из номинаций. Обсуждение претендентов на первое и второе места среди вокальных коллективов практически повторило прошлогоднюю ситуацию. Председатель жюри высказался за единственный хор. Огромный плюс, по его мнению, то, что в коллектив сумели привлечь мужчин, а это большая редкость и несомненная заслуга руководителя хора. И хотя микрофоны не «вызвучали» всю музыкальную партитуру произведения «Родная хата», Олег Елисеенков был готов отдать «Задоринке» первое место. Однако большинством голосов жюри присудило победу за «Песню аб Радзіме» коллективу «Заводчане». Во время выступления и оглашения результатов автор песни Эдуард Билейчик находился в зрительном зале и разделял с коллективом радость победы.

Дебютант смотра ансамбль «Каляда» показал зрителю настоящую зарисовку «Базар». Яркую, сочную, задорную. В образ колядовщиков заводская молодежь «попала» очень точно: яркие платки, барабан, трещотки и стиральная доска в качестве музыкального инструмента… Однако, по мнению судей, красивая танцевальная составляющая номера явно была сильнее вокальной, и потому у «Каляды» — третье место в конкурсе.

Единогласно, без обсуждений на первое место среди народных солисток жюри поставили Октябрину Сулим с песней «Течет река Волга». Практически без вопросов второе место присудили и Марине Забавской. Поет в народном жанре исполнительница давно: сначала в ансамбле МСЦ-3 «Радуга», теперь в коллективе «Заводчане» и в составе трио «Гармония». А вот сольно в нашем конкурсе она выступила впервые (с песней «Чарівна скріпка»), и так удачно! В числе претенденток на третье место обсуждались имена дебютантки этой номинации Людмилы Германчук из ОМА («Валенки, валенки, прячет моя маменька…») и постоянной участницы смотра Анны Ляшук из МСЦ-3 («Рэха жураўлінае»), однако с перевесом голосов «бронза» номинации досталась Анне.

Не было неожиданностей для судей и в расстановке сил трех гитаристов-исполнителей в вокально-инструментальной номинации. Андрей Ленков из МЦ-5 с песней из репертуара Константина Никольского «Музыкант» стал третьим. Сергей Михальчевский при поддержке группы «Колесо фортуны» Александра Карпенко с песней «Скажи, зачем и почему» оказался вторым. Победу в номинации второй год подряд одерживает сотрудник УГТ Геннадий Ивановский. Его исполнение произведения «Ой, княжна» стало своеобразной данью таланту Владимира Мулявина.

Самый сложный жанр, по мнению председателя жюри, — инструментальная музыка, потому что четко определить критерии оценки конкурсантов очень трудно. За основу судьи решили взять то, насколько художественно выразительны исполнители и насколько они органично смотрятся на сцене. Испанский танец на гитаре в исполнении новичка конкурса Михаила Тумиловича из УКЭР-2 принес ему третье место. Александру Карпенко судьи отдали второе. К слову, свою композицию «Королева юности» Александр написал несколько месяцев назад, а группа, с которой мы видели его на сцене, – старые школьные друзья, с ними когда-то вместе он начинал петь во дворе, заболев, как и многие его ровесники, «битломанией». Олег Елисеенков признался, что именно в этом году открыл для себя творчество Александра. Судьи отметили интерес конкурсанта к инструментальной музыке, разнообразие номеров, с которыми он выступает на протяжении нескольких лет, новые костюмы участников коллектива, музыкальные инструменты, которые во все времена были крайне недешевым удовольствием и позволить себе их могли только самые отчаянные любители.
Первое место судьи отдали Андрею Кандыбе. В прошлом году он получил приз за креативность, в 2015-м стал вторым, и вот сейчас сумел победить в конкурсе. Возможно, благодаря Фабрицио Патерлини и его композиции «Soffia La Notte», возможно, благодаря очаровательной партнерше – Алене Марковец, возможно, благодаря неуловимому настроению, которое объединяло молодых людей, игра в четыре руки на рояле принесла Андрею, а точнее паре, успех.

В ходе обсуждения номеров не раз звучала мысль о том, как важна манера исполнения и внешний вид выходящего на сцену, потому что даже замечательное впечатление от виртуозной игры эти «мелочи» могут свести на нет.

Очень порадовало всех выступление команды КВН «BELARUSы». Здорово, что шутки ребят привязаны к заводской тематике, здорово, что они развиваются, становятся интереснее, «усилились» вокалом, словом, растут. Тем не менее, судьи, которые видели их выступления раньше, посчитали нынешние шутки не самыми сильными, но… победу в номинации все-таки отдали. Далее в числе фаворитов номинации жюри видело Марину Сержан, Елену Сушу и Анатолия Марука. Преданность одному образу, выступления развлекательно-поучительного характера исключительно на родном языке стали своеобразной визитной карточкой Анатолия Парфеновича. За годы существования конкурса он не раз был в числе победителей номинации: третьим (в прошлом году), вторым (в 2015 году) и первым (в 2014-м). В этом году он читал юмореску «Пра радыё» и снова занял второе место. «Живо и креативно» — так были оценены выступление Марины Сержан и ее «Сказка о золотой рыбке» на новый лад. Жюри отметило развитие исполнительницы и с поправкой «учиться держать настроение произведения до конца» присудило третье место. Его Марина разделила с постоянной участницей номинации Еленой Сушей. В исполнении Елены Эдуардовны мы всегда слышим произведения, которые заставляют задуматься: «О, как убийственно мы любим», «По вечеру поссорились соседи». И вот вновь – драматическая история о выборе молодой матери и цене ошибки.

К слову, среди семи номеров номинации были самые разноплановые произведения – и авторское посвящение Санкт-Петербургу от Надежды Бобчёнок (93-й цех МСП), и юмористический монолог «Лектор» от Валерия Киселя (УКЭР-2), и серьезные рассуждения о значимости любых слов и материальности мыслей от Валерия Кипеля (РМЦ).
Александр Вискун тоже несколько лет подряд принимает участие в конкурсе и авторские песни исполняет под гитару. В этом году он использовал фонограмму и предложил нашему вниманию признание родителям – по-своему трогательное и очень искреннее. Песня «Дзякуй» принесла исполнителю третье место. Дебют Сергея Сидоровича
(УГМех) с гитарой и песня «Звезда» позволили ему занять второе место.

Победу в номинации одержал Владимир Ковбиченко из МСЦ-3. Он участвует в «Пой, Беларус!» уже давно и два года подряд становится первым в авторской песне.
Как никогда разнообразной оказалась номинация «Современный танец». Мы увидели бальный, восточный, белорусский танцы, а еще номера с предметом и в стиле техно. Дебютантка конкурса Виктория Чернявская, которая исполняла танец со стулом, была отмечена призом как самая юная участница конкурса. В выступлении Натальи Гриневич, которая готовила восточный танец, по мнению жюри, немного не хватило развития темы и более ярких движений. Александр Бризинский (аргентинское танго) практически повторил свой прошлогодний номер – такое же поэтическое вступление, роза, танго (не аргентинское), – что жюри посчитало неправильным.

Явное настроение и желание украсить свое выступление элементом театрализации привлекли внимание судей к танцу Анны Писаник. Она напомнила зрителям, что 21 февраля – Международный день родного языка, а потому и подарила всем народный танец. Год назад Анна впервые заявила о себе в номинации: исполнила бурлеск и стала второй. В этом году она подтвердила свой результат. Победа в номинации – за Михаилом Тумиловичем и его номером в стиле техно, который, несмотря на продолжительность, смотреть было интересно до самого конца. Судьи увидели в номере зачатки драматургии, а представители завода даже высказались, что танец – готовый номер для праздничной программы к 8 Марта!

13 человек боролись в этом году за победу в самой яркой номинации – «Эстрадный вокал». Симпатии жюри завоевали пять участников, которые и стали в итоге фаворитами номинации. Евгений Бабусенко назван лучшим. Его зажатость, которая была отмечена судьями, в песне «Ты жди» оправдана драматургически, а вот появления на сцене танцующей женщины (совсем не той, которая ждет) многие из них совсем не поняли. К слову, вопросы к хореографической поддержке возникали не раз. Очень интересной была находка с тенями во время песни Павла Кальвинковского («Не умирай»), а вот выход барышень «на свет», как показалось жюри, разрушил всю загадочность идеи.

Хорошие отзывы звучали в адрес Дмитрия Блещика, но его исполнение «В комнате пустой», во многом копирующее Дмитрия Колдуна, оказалось проигрышным. А потому при равном количестве баллов у Блещика и Сенюкова третье место жюри отдало последнему. К слову, Дмитрий Сенюков (песня «Я тебя не отдам») в этом году несколько изменил своему привычному сдержанному образу, показал себя более напористым, дерзким, и, по-моему, очень удачно. Вместе с ним место разделил Михаил Шавлюга. Он исполнил песню «Корабли», которая просто зажгла зал. Новички конкурса – Ольга Астапова и Павел Кальвинковский – на втором месте. Судьи отметили хорошо поставленный номер Павла и его артистичность, а также хорошее звучание голоса Ольги. Она пела «Колыбельную» Полины Гагариной, и присутствие на сцене маленьких ангелочков-облачков-снов усиливало общее впечатление.

Любимец многих заводчан Юрий Лежневич всегда умеет поднять настроение. И в этот раз свой выход на сцену он начал с предложения: «Повеселимся?». Как это получилось в песне «Рябина на снегу» — судить зрителям. Судьи же вручили участнику приз за креативность. Призом «За стремление к победе» отметили Людмилу Германчук, которая пела и в народной, и в эстрадной номинациях. Приз зрительских симпатий вновь завоевала Октябрина Сулим. Зрители выбирали ее в 2014-м и 2015-м, в прошлом году приз взяла Анна Ляшук, и вот в 2017-м вновь отдали исполнительнице свои голоса.

Впервые в качестве судьи на конкурсе присутствовал Андрей Сусленков. В финале конкурса, поздравляя участников с заслуженной победой, он отметил, как взаимосвязаны между собой успехи в творчестве и на производстве, как много значит для заводчанина умение выразиться в песне, танце, музыке, литературном произведении. Зал был полон в этот день, зрители тепло поддерживали своих артистов на сцене – и это очень важно. А еще важно, когда слышишь в полной тишине за своей спиной «Тихо! Сейчас мама будет петь!»… Это значит, что конкурс действительно нужен всем нам. Он ждет новых имен, новых ярких выступлений, новых идей, новых впечатлений.

Победители смотра-конкурса «Пой, Беларус!» 2017 года
Народный вокал, коллективы
1 место. Ансамбль «Заводчане».
2 место. Хор «Задоринка».
3 место. Коллектив «Каляда».
Народный вокал, солисты
1 место. Октябрина Сулим (ОЦ-2).
2 место. Марина Забавская (МСЦ-3).
3 место. Анна Ляшук (МСЦ-3).
Вокально-инструментальное
исполнение
1 место. Геннадий Ивановский (УГТ).
2 место. Сергей Михальчевский (МСЦ-3).
3 место. Андрей Ленков (МЦ-5).
Инструментальная музыка
1 место. Андрей Кандыба (УГТ).
2 место. Александр Карпенко (термический цех).
3 место. Михаил Тумилович (УКЭР-2).
Разговорный жанр
1 место. Команда КВН «BELARUSы».
2 место. Анатолий Марук (ПДУ).
3 место. Марина Сержан (МЦ-1), Елена Суша (ЛЦ-2).
Авторская песня
1 место. Владимир Ковбиченко (МСЦ-3).
2 место. Сергей Сидорович (УГМех).
3 место. Александр Вискун (СЛЦ).
Современный танец
1 место. Михаил Тумилович (УКЭР-2).
2 место. Анна Писаник (ОАТ УГТ).
3 место не присуждалось.
Эстрадный вокал
1 место. Евгений Бабусенко (ОООС).
2 место. Ольга  Астапова (УГМех), Павел Кальвинковский (транспортный цех).
3 место. Михаил Шавлюга (МСЦ-3), Дмитрий Сенюков (УКЭР-1).

Жюри:

Олег Елисеенков – председатель жюри, заслуженный артист Республики Беларусь, композитор и исполнитель, доцент кафедры искусства эстрады БГУКиИ, лауреат премии Федерации профсоюзов Республики Беларусь.
Ирина Галузо – заместитель директора Государственного учреждения «Минскконцерт» по работе с коллективами народного творчества и культурно-просветительскими учреждениями.
Виктор Мороз – режиссер, старший преподаватель Белорусской государственной академии искусств.
Анатолий Суша – главный специалист по культуре Федерации профсоюзов Беларуси, член комиссии по вопросам народного художественного творчества государств – участников СНГ.
Станислав Шиманский – заместитель председателя профкома ОАО «МТЗ» по организационно-массовым вопросам.
Андрей Сусленков – заместитель генерального директора ОАО «МТЗ» по идеологической работе, кадрам и соцразвитию.
Тамара Лелигда – начальник бюро идеологической работы ОАО «МТЗ».
Алиция Пинюта – заслуженный журналист, обладатель звания «Выдатнік друку Беларусі», заведующая филиалом кафедры периодической печати Института журналистики БГУ, главный редактор газеты «Беларус-МТЗ обозрение».

Анна КОРЯКОВА.
Фото Евгении ЕЛИНСКОЙ.



Добавить комментарий