«Пой, Беларус!»-2020. Мечты о сцене, которые сбываются…

Культура Тема дня

Любители самодеятельного творчества работников Минского тракторного 25 февраля вновь стали свидетелями большого финала смотра-конкурса «Пой, Беларус!». Он прошел уже в шестнадцатый раз. Новые правила проведения конкурса, утвержденные в этом году, официально закрепили норму о том, что участвовать заводчане могут теперь лишь в одной сольной номинации (кроме этого допускается участие в составе коллектива), а также оговорили условие, в соответствии с которым три представленных в номинации участника могут разыграть второе и третье места (первое в этом случае не присуждается).

Лидер эстрадной номинации Евгений Бабусенко.

Новшество, безусловно, сократило программу конкурса, которая в этот раз длилась четыре, а не пять часов. В ней были показаны 36 творческих номеров (год назад их было 48), а участие приняли в общей сложности чуть более 60 человек (в предыдущие годы — около 90). Тем не менее, на настроении мероприятия это никак не сказалось, ярких моментов меньше не стало, поводов для гордости у участников и радости у зрителей — тоже. А значит, праздник творчества, к которому так готовились и который с таким нетерпением ожидали, состоялся. О том, как это было, наш рассказ.

Андрей Кандыба. Так же романтичен, так же интересен.

Как и в прошлом году, открыла конкурс номинация «Авторская песня»: двое из четырех заявленных в ней конкурсантов выступали в составе инструментальных ансамблей и, чтобы не тратить время на подготовку музыкального оборудования во время концерта, всю подготовительную работу выполнили до его начала. Первым в концерте выступал дебютант Алексей Иванов с группой «Те самые». Именно он оказался лидером при голосовании жюри. К слову, тройка фаворитов судей — Иванов, Ковбиченко, Вискун, набравшие соответственно 8, 7 и 6 баллов, — определилась сразу.

Дебютант конкурса Иван Лукшо с посвящением заводу.

Но при обсуждении члены жюри отметили, что узнаваемый в своей песне «Птица вольная» Владимир Ковбиченко хоть и уверен, но стандартен, а вот «Музей валуноў» в исполнении Александра Вискуна прозвучал очень органично, искренне и убедительно. Интерактив исполнителя со зрителями, вышимайка вместо стандартного костюма и ясное ощущение, что автор сумел зацепить зал, потому что материал ему близок, — вот те критерии, по которым Виктор Мороз и Анастасия Тиханович ставили Вискуна даже на первое место. В результате же песня «Байкер» от Алексея Иванова и коллектива «Те самые» («круто и сложно») стала первой. «Музей валуноў» вывел Александра Вискуна на второе место, а «Птица вольная» принесла Владимиру Ковбиченко третье место.

В пятый раз лучший в вокально-инструментальном жанре Геннадий Ивановский.

Инструментальную музыку на конкурсе исполнял Александр Карпенко из термического цеха и группа «Колесо фортуны» (это была авторская композиция «Птица Феникс»), дебютант смотра — звукорежиссер Дворца культуры Денис Кирута (это была «Шутка» Баха) и Андрей Кандыба (лирическая «Примавера» Людовико Эйнауди). Дебатов судей эта номинация не вызвала, номинанты набрали 13, 15 и 26 баллов соответственно. Как мне показалось, технические ошибки были у всех исполнителей, а по факту были отмечены те, кто смотрелся новее и меньше ошибся.

Разудалый перепляс с Мариной Забавской.

«Самой музыкально сделанной» песней в номинации «Народный вокал» жюри в один голос назвало произведение «Приснилось матери» в исполнении «Заводчан». Олег Елисеенков подчеркнул, что природная музыкальность руководителя коллектива Октябрины Сулим здесь проявилась блестяще. Семь членов жюри из восьми сразу отдали заводчанам первое место. Вокалисты «ДЖИП-стайла» в этом году выбрали песню «Рушнікі» из репертуара «Песняров», а артисты «Задоринки» исполняли «Центр Европы», написанный для ансамбля «Сябры». «ДЖИП-стайл» больше понравился не только судьям, но и представителям «Белой Руси», которые присудили специальный приз объединения именно этому коллективу.

Снова — «Заводчане». Снова — лучшие.

Который год единогласны были члены жюри и в обсуждении солисток народного вокала. «То, что Сулим на голову выше других конкурсанток, ясно и без голосования», — отметил Олег Елисеенков. Победу в этом году Октябрине Михайловне принесла украинская песня «Ой, у вишневому саду». Людмила Германчук из ОМА выбрала песню «Даль великая» из кинофильма «Любовь земная», а Марина Забавская из МСЦ-3 порадовала «Разудалым переплясом». Третье место в номинации жюри решило отдать Марине.

Дмитрий Блещик. Зацепила, вдохновила, нарисовал…

Самой душевной, камерной и самой личной, по моим наблюдениям, становится номинация «Вокально-инструментальное исполнение». Может быть, потому, что конкурсанты не в первый раз принимают в ней участие и встречу со зрителями воспринимают как общение с людьми, которые в полной мере смогут разделить их чувства и переживания. Самый интеллектуальный исполнитель, как отозвался о нем председатель жюри, Геннадий Ивановский в этот раз подготовил романс Сергея Чигракова «Глазами и душой» и снова, уже в пятый раз подряд, стал безусловным лидером номинации. Меньше всего баллов набрал у судей Андрей Ленков и его «Есаул».

Валерий Кисель: «А я люблю дорогу…»

Исполнение песни группы ЧАЙФ «Поплачь о нем» от Андрея Лабазова судьям понравилось больше, чем «Someone like you» из репертуара певицы Адель от Романа Комиссарова, поэтому Андрея они вывели на второе место, Романа — на третье.

Вас приветствуют «BELARUSЫ».

Серьезно обсуждали судьи конкурсантов номинации «Разговорный жанр». Марина Сержан из 1-го механического осталась верна предпраздничной восьмимартовской тематике и прочла юмористическое стихотворение «С наступающим 8 Марта». Дебютантка конкурса, представительница УСоцИР Юлия Круковская читала «А знаешь, люди плачут по ночам…» Ирины Самариной. Еще один дебютант Иван Лукшо подарил всем свое посвящение МТЗ, на котором работает более 40 лет, «Горжусь своим родным заводом». Одна из самых опытных участниц конкурса Елена Суша читала «Балладу о прокуренном вагоне» Александра Кочеткова. Анатолий Марук, наиболее запомнившийся нам как исполнитель задорных баек на белорусском языке, удививший в прошлом году своим прочтением «Евгения Онегина», в этот раз снова сменил образ, вернувшись к национальной классике: он читал отрывок из поэмы «Курган» («Паміж пустак, балот беларускай зямлі…»). Свое новое приветствие показали зрителю наши кавээнщики из команды «BELARUSЫ». В числе лучших номеров этой номинации чаще называли выступления Круковской, Лукшо, Суши и Марука. Неожиданно проигрышным — «слабее себя обычных» — назвали судьи выступление кавээнщиков. Они увидели яркие моменты, но, полушутя, заметили, что «в следующий раз с такой подготовкой на сцену пусть не выходят», и все-таки отдали третье место.

Безусловный лидер вокальной номинации — Октябрина Сулим.

Несмотря на ряд несовершенств, в стихотворном материале в том числе, судьи согласились, что энергетика и патриотизм Ивана Лукшо, его искрометный посыл захватили зал больше всех других выступлений. Именно это и принесло дебютанту номинации победу в ней.
Главная же дискуссия развернулась вокруг тройки: Круковская, Суша, Марук.

Денис Кирута и «Шутка» Баха.

Хороший выбор произведения отметили они у Юлии Круковской, но подчеркнули, что она взяла конечный результат развития произведения и начала играть его с самого начала, а потому внимание зала удержать не смогла. Сложно, по мнению судей, пришлось Елене Суше. На произведение, впервые прозвучавшее в фильме «Ирония судьбы…» в исполнении Андрея Мягкова и Валентины Талызиной, так или иначе зритель ориентировался все время. Где-то исполнительница передавливала эмоции, где-то была неточна, но ее жизненный опыт заставлял поверить в искренность переживаемого. По-настоящему цельным вы-глядел номер Анатолия Марука, который действительно органичен был в простой льняной рубахе, повторяя бессмертные купаловские строки, превратив свое выступление в небольшой моноспектакль. В итоге Юлия Круковская разделила третье место с кавээнщиками, а второе место присудили Анатолию Маруку.

Юлия Круковская. Удавшийся дебют.

Три выступления оценивали судьи в номинации «Современный танец». Номер «Магнолия», исполненный в стиле наподобие контемпорари, подготовила дебютировавшая в этой же номинации несколько лет назад сотрудница МЦ-5 Виктория Чернявская. Супруги Олег и Людмила Фомичёвы, танцоры клуба «Мара», исполняли номер «Славянский сувенир» с элементами программы европейских танцев. И снова на сцене мы видели Михаила Тумиловича. И снова с танцем поппинг. Но в этот раз разочарование «Опять?» у многих сменилось уже явным недоумением. Смотреть в исполнении одного участника один и тот же номер несколько лет подряд, прямо скажем, больше не интересно. И если члены жюри могут и не знать этого, постоянные зрители конкурса осведомлены о таких «дежа вю» очень хорошо. Михаил, удивите нас еще чем-нибудь, мы верим в то, что у Вас это обязательно получится!

«Славянский сувенир» от Олега и Людмилы Фомичёвых.

Как ни странно, поппинг судьи поставили на второе место, а «Славянский сувенир» — на третье.

Александр Вискун: «Што ад продкаў засталося, тым і ганаруся!»

Самые жаркие дебаты по традиции всегда касаются эстрадного вокала — самой многочисленной номинации. Начиная дискуссию, Олег Елисеенков отметил, что такой яркой звезды в вокале эстрадном, как Сулим в народном, здесь не было. Буквально за день до финала заболел, потерял голос и не смог принять участие в конкурсе его фаворит Дмитрий Сенюков. Бесспорными же лидерами этого года были названы Анна Ляшук с песней из репертуара Алены Свиридовой «Травушка» и вернувшийся в конкурс после перерыва Евгений Бабусенко с песней «Кораблик беленький». Несмотря на сложность песни Анны и то, что смена образа пошла ей на пользу, Евгений смотрелся очень харизматично, больше контактировал с публикой и однозначно может называться победителем. С небольшой разбежкой в голосах второе место получила Анна Ляшук. Как оригинального исполнителя отметили судьи Павла Кальвинковского (в этом году он выбрал песню Филиппа Киркорова «Жестокая любовь», но «сделал» ее совсем иначе, да так достоверно, что Виктор Мороз поверил: за
пронзительным исполнением вполне может стоять личная драма). Замечательная театрализация сопровождала песню «Сударь».

Андрей Лабазов, «ЧАЙФ» и второе место в номинации.

«История» Ирины Аллегровой, «рассказанная» актерами театра «На Долгом броде» и исполненная Светланой Белевич принесла участнице заслуженный приз за стремление к победе. Ксения Реутская — лауреат конкурса 2019 года как самый молодой участник — сохранила этот титул и в нынешнем году, но вместе с Павлом Кальвинковским разделила третье место. Второе место также завоевал Дмитрий Блещик с песней Яака Йоалы «Я тебя рисую», набравший наибольшее число баллов от судей после Ляшук и Бабусенко.

Анна Ляшук. Новая и неожиданная.

Отдельных слов заслужил и номер постоянного участника конкурса Валерия Киселя. Образ шофера в песне «А я люблю дорогу» оказался на редкость удачным, и едва ли впервые Валерий попал с ним в самую точку. Он также кардинально сменил имидж и, по мнению некоторых членов жюри, перестал быть несколько вызывающим, что только добавило ему органичности. Ему было тяжелее других: он открывал номинацию, но впервые не пытался подать себя, а старался подать песню. И это у него получилось. Его номер зрители приветствовали очень тепло. Поэтому судьи единодушно присудили Валерию Киселю приз за креативность.

На сцене — «Те самые».

Члены жюри

1. Олег Елисеенков — председатель жюри, лауреат премии Союзного государства, лауреат премии Федерации профсоюзов Беларуси, Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, композитор.
2. Василий Браим — Заслуженный артист Республики Беларусь, солист Национального академического народного хора Республики
Беларусь имени Г. И. Цитовича.
3. Виктор Мороз — режиссер, старший преподаватель Белорусской государственной академии искусств.
4. Анастасия Тиханович — певица, автор и продюсер музыкальных проектов на белорусском телевидении.
5. Елена Шилкина — доцент кафедры хореографии Белорусского государственного университета культуры и искусств, член комиссии Министерства культуры Республики Беларусь по присвоению и подтверждению звания «Заслуженный коллектив РБ», член экспертного совета учреждения культуры «Минскконцерт» по хореографии, обладатель Гран-при международного конкурса балетмейстеров «Филантроп».
6. Андрей Сусленков — заместитель генерального директора ОАО «МТЗ» по идеологической работе, кадрам и социальному развитию.
7. Алексей Башмаков — главный специалист по культурно-массовой и спортивной работе Белорусского профсоюза работников отраслей промышленности «БЕЛПРОФМАШ».
8. Алиция Пинюта — заслуженный журналист Белорусского союза журналистов, обладатель знака «Выдатнік друку Беларусі», лауреат премии Федерации профсоюзов Беларуси, главный редактор газеты «Беларус-МТЗ обозрение».
9. Валентина Довгалева — заместитель председателя Партизанской районной города Минска организации РОО «Белая Русь».

Номинация «Авторская песня»
1 место. Алексей Иванов (УКЭР-2).
2 место. Александр Вискун (СЛЦ).
3 место. Владимир Ковбиченко (УГЭ).

Номинация «Инструментальная музыка»
2 место. Андрей Кандыба (УВК).
3 место. Денис Кирута (ДК МТЗ).

Номинация «Народный вокал» (коллективы)
2 место. «Заводчане».
3 место. «ДЖИП-стайл».

Номинация «Народный вокал» (соло)
2 место. Октябрина Сулим (ОЦ-2).
3 место. Марина Забавская (МСЦ-3).

Номинация «Вокально-инструментальное исполнение»
1 место. Геннадий Ивановский (УГТ).
2 место. Андрей Лабазов (МЦ-5).
3 место. Роман Комиссаров (УГЭ).

Номинация «Разговорный жанр»
1 место. Иван Лукшо (МЦ-5).
2 место. Анатолий Марук (ПДУ).
3 место. Юлия Круковская (УСоцИР).
3 место. Команда КВН «BELARUSЫ».

Номинация «Современный танец»
2 место. Михаил Тумилович (УКЭР-2).
3 место. Фомичёв Олег (ЖКО) и Фомичёва Людмила (УГТ ОГС).

Номинация «Эстрадный вокал»
1 место. Евгений Бабусенко (ОООС).
2 место. Анна Ляшук (МСЦ-3).
2 место. Дмитрий Блещик (ЦМС).
3 место. Ксения Реутская (УОТЗиУП).
3 место. Павел Кальвинковский (транспорт-ный цех).

Приз самому молодому участнику — Ксения Реутская (УОТЗиУП).

Приз за стремление к победе — Светлана Белевич (ЖКО).

Приз за креативность — Валерий Кисель (УХБО МСП).

Приз зрительских симпатий — Октябрина Сулим (ОЦ-2).

Анна КОРЯКОВА.
Фото Андрея ДАСАЕВА.



Добавить комментарий