По закону и по совести

Новости

Юлия ПОПКО

Яркие вывески магазинов, многочисленные билборды, городские рекламные тумбы с афишами — настолько обычное явление, что часто мы не акцентируем на нем свое внимание. А между тем реклама подстерегает нас повсюду

Вы стоите на остановке и видите сообщения «Сдам квартиру», «Куплю автомобиль», «Требуется сотрудник» и так далее. В общественном транспорте замечаете рекламу обувных магазинов, объявления о гипермаркетах. В метро вы сможете увидеть ролики о предстоящих развлекательных мероприятиях и, конечно, наткнетесь на сообщения о предлагаемых услугах различных фитнес-клубов, парикмахерских, соляриев. А при выходе из него вам дадут листовки вроде «Заполните анкету», «Участвуйте в акции» и т. п.

Реклама во всех ее видах уже вошла в привычку горожан. Но вряд ли кто-то задумывается, какой вред часто наносит ее количество и «качество», и почему реклама на городских улицах постоянно контролируется специальными службами.

Самый старый и привычный способ рекламировать что-то — это черно-белые, цветные, написанные шариковой ручкой или напечатанные на принтере объявления. Ими пестрит каждая остановка или жилой подъезд. Утром, направляясь рано на работу, можно видеть, как дворники срывают такие нелегальные рекламные листки…

Бороться с «уличными писарями» сложно, но можно и нужно. Тем более что по Указу Президента «Об усилении ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании земель, правил благоустройства и содержания населенных пунктов» предусмотрено «наложение штрафа на физических лиц в размере от пяти до двадцати пяти базовых величин, на индивидуальных предпринимателей — от десяти до пятидесяти базовых величин, на юридических лиц — от двадцати до ста базовых величин».

По словам заместителя начальника управления профилактики Главного управления охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности МВД Республики Беларусь Сергея Красуцкого, расклеенные где попало частные объявления постоянно отслеживаются, составляются протоколы, нарушители штрафуются. Есть надежда, что такие меры подействуют и расклеивать объявления будут только в специально отведенных для этого местах, на щитах и тумбах.

А теперь о ярких вывесках, растяжках, билбордах, афишах и плакатах. Горожане обращают внимание на информацию о предстоящих скидках, на ярко украшенные витрины магазинов с названиями брендов одежды, обуви или другой продукции, читают на дверях салонов сведения об оказываемых услугах. И вряд ли кто-то задумывается, что эта реклама тоже тщательно отслеживается службами и контролерами.

К примеру, обычный рабочий день сотрудника коммунального производственного унитарного предприятия «Минскреклама» начинается с обхода закрепленного за ним района. Это несколько часов пешей «прогулки», когда нужно обойти городские улицы, чтобы обнаружить нарушения, которых, увы, очень много. Часто владельцы парикмахерских салонов или модных бутиков не знают, что на любой вид рекламы, даже на вывеску о предстоящих скидках и акциях, нужна паспортизация. Для этого надо обязательно собрать пакет документов, с которым впоследствии обратиться для законной паспортизации рекламного объекта. На сайте предприятия «Минскреклама» прописано, что именно нужно сделать для разрешения размещения, переоформления или продления средств наружной рекламы и рекламы на транспортных средствах.

В противном случае работник предприятия, увидев, что реклама размещена незаконно или портит эстетичный вид здания или улицы, вынужден будет составить письмо примерно следующего содержания: «КПУП «Минскреклама» на основании 3.1, 3.3 решения Мингорисполкома от 06.12.2007 г. № 2835      «О размещении наружной рекламы и рекламы на транспортных средствах на территории г. Минска» в рамках осуществления функций по учету средств наружной рекламы на территории г. Минска информирует о том, что ваша наружная реклама (плакатница) по адресу (…) размещена с нарушением законодательства Республики Беларусь о рекламе — без паспорта средства наружной рекламы».

После получения такого письма необходимо в десятидневный срок обратиться за оформлением нужного паспорта, а для этого — ознакомиться с перечнем требуемых документов, что довольно просто, стоит всего лишь зайти на сайт КПУП «Минскреклама». Тем, кто проигнорирует такое письменное сообщение, следует понимать: информация о нарушении будет передана в Минский горисполком для принятия мер административного взыскания в соответствии со статьей 12.15 Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» от 21.04.2003 г.  № 194-3.

Городские службы борются с нелегальной рекламой, но даже законная, которую мы видим по телевизору или на билбордах, может оказывать негативное психологическое влияние. Возьмем самый яркий пример — рассчитанную в общем-то на детей, яркую, красочную рекламу жвачек, конфет, чипсов и батончиков. Малышам очень сложно объяснить, особенно после просмотра захватывающих и веселых роликов, что такими продуктами злоупотреблять не стоит, так как это вредно для здоровья…

Чтобы понять, как с такой ситуацией справляются городские детские учебные заведения, я обратилась в столичную гимназию № 1 имени Ф. Скорины. Заместитель директора по воспитательной работе Ирина Драгуленко рассказала, что в гимназии учащиеся не могут приобрести ни шоколадные батончики, ни жвачки, а в буфете продается только здоровая и полезная для ребят пища. Так поступают и другие школы и детские сады.

Да, реклама помогает нам с выбором, позволяет принять решение, экономит наше время. Но, с другой стороны, осуществлять жесткий контроль за средствами рекламы обязательно стоит — чтобы избежать грубых нарушений и не причинить вреда как городу, так и его населению.



Добавить комментарий