Платных парковок в центре Минска станет еще больше

Социум Тема дня

Уровень автомобилизации в Минске уже не первый год сравнивают с московским. А это значит, что надо безотлагательно принимать меры по оптимизации дорожного движения, чтобы город через несколько лет не вставал в пробках в часы пик. Особенно тревожит специалистов центр столицы, через который идут огромные потоки транспорта. Многие автомобилисты, как и десятилетия назад, стараются оставлять машины на самых оживленных улицах — так удобнее. Однако это существенно затрудняет движение и создает трудности местным жителям. Бесплатных парковочных мест на всех не хватает. А скоро станет еще меньше, поскольку городские власти намерены продолжить курс на создание платных парковок. О перспективах работы в данном направлении на днях рассказали специалисты.

Убеждение рублем
Эксперты в области организации дорожного движения констатируют: в Минске наиболее загружены радиальные проспекты в центре и кольцевая автодорога. В течение последних десяти лет власти опробуют различные решения, которые при небольших финансовых затратах меняют ситуацию на дорогах.

К примеру, улучшена пропускная способность проспекта Независимости, изменена схема движения автомобилей на проблемной площади Бангалор. В ряде решений по оптимизации движения значится также введение платы за парковку в центре. Улицы Гикало, Бобруйская, Ленинградская, Кирова, Академическая, Куйбышева, Кульман, Дорошевича, бульвар Мулявина, Михайловский сквер… В декабре в тестовом режиме начала работу новая зона платной парковки по улице Воронянского — по обе стороны от улицы Чкалова до улицы Авакяна. В ближайшей перспективе практику взимания платы с автомобилистов планируется расширить.

— Около 25 тысяч платных парковочных мест появится в Минске до 2020 года, — говорит директор НПЧУП «Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте» (БАЭС) Юрий ВАЖНИК. — Система таких парковок в столице развивается планомерно, предусмотрено ее распространение на территорию в границах второго городского транспортного кольца. Определены этапы развития сети.

По словам специалиста, цель платных парковок — не собрать деньги, а предложить инструмент экономического регулирования. Собранные средства будут расходоваться только на совершенствование транспортной инфраструктуры: создание и благоустройство парковочных мест, строительство велодорожек, повышение безопасности движения возле школ.

— Введение платы за стоянку в лучшую сторону влияет на ее доступность, безопасность, на скорость сообщения, — отмечает Юрий Важник. — Наряду с обустройством машино-мест принимаются меры по защите дворов, чтобы предотвратить заезд на территорию автомобилей, не принадлежащих жильцам.

Новая система контроля пространства
Что касается вышеупомянутой новой платной зоны по улице Воронянского, то здесь тестируют новую систему контроля парковочного пространства в Минске.
— Это пилотный проект, — отмечает директор ГУ «Парковки столицы» Олег ЛЕЩИНСКИЙ. — До конца прошлого года были определены платные парковочные места, установлены видеокамеры, которые позволяют фиксировать факт нахождения автомобилей на парковке при помощи распознавания регистрационных знаков, размещены информационные стенды.

С 26 декабря проводится информирование жильцов прилегающих дворов о том, что в тестовом режиме начинает работу автомобильная парковка. Формируется электронная база данных о владельцах транспортных средств, проживающих на этой территории. Сформировать списки доступа и согласовать их с администрацией района планируется к 29 января. Пока не убедимся, что система работает в нужном ключе и нет сбоев, парковка в полном объеме функционировать не будет.

К слову, новая парковка будет платной только в определенное время — с 08.00 до 20.00. Чтобы предотвратить заезд не принадлежащего жильцам транспорта в прилегающие дворы, там также установлены видеокамеры, которые позволят в случае необходимости привлекать к ответственности за нарушение требований дорожных знаков.

— Похожие подходы применяются на парковке в районе бульвара Мулявина, — уточняет Олег Лещинский. — Только там нарушения фиксирует инспектор, ежемесячно проводится мониторинг с помощью технического оператора. Материалы отправляются в Госавтоинспекцию и суд, которые затем принимают решение о привлечении к ответственности. Кстати, в августе прошлого года был суд, двое автовладельцев были оштрафованы. Подобная мера применяется избирательно, только к тем, кто допускает нарушения неоднократно. Зачастую с автомобилистом проводится просто профилактическая беседа.

Главный критерий — эффективность
В настоящее время в Минске насчитывается 39 платных парковок на 2500 машино-мест. Плата в основном составляет 1 рубль в час. Абонемент на месяц для легкового авто обходится в 35 рублей. Дороже — 5 рублей за час — остановиться на территории Верхнего города в границах площади Свободы — улицы Богдановича — улицы Интернациональной — улицы Торговой. По 2 рубля необходимо заплатить за парковку в районе домов №№ 47 и 49 на проспекте Независимости, а также  на участках улиц Интернациональная, Революционная, Комсомольская, Немига.

— Пока плата взимается в основном в районе Привокзальной площади, Комаровского рынка, ЦУМа, исторического центра, — напоминает Юрий Важник. — В результате примерно на 20 процентов удалось разгрузить участки улично-дорожной сети в районе ЦУМа и вокзала, и сейчас, думаю, любой скажет, что ситуация изменилась. Появились свободные места, повысилась доступность. Раньше водитель мог оставить машину на несколько суток и уехать, к примеру, в Москву. В день в среднем оборачиваемость автомобилей в районе Привокзальной площади составляла около 2000, теперь — 3000, то есть в полтора раза больше.

По словам эксперта, перед тем, как объявить платную парковочную зону, специалисты в обязательном порядке анализируют показатели эффективности. Также в процессе создания новых мест есть и свои подводные камни. Часто от таких решений страдают жильцы близлежащих домов. Этот фактор также учитывается. Чтобы система была устойчивой, в анализ включаются дворовые территории, детские сады, школы и другие объекты, на которые возможно негативное влияние. Внедряются технологические решения, позволяющие защитить жильцов. Набор технологий достаточно обширный — до десятка разных вариантов. В настоящее время применяется шесть базовых способов контроля.

— Большинство автовладельцев с пониманием относятся к требованиям и согласны их соблюдать, — констатирует Юрий Важник. — Достаточно провести профилактическую беседу, напомнить правила парковки. А вот в борьбе с рецидивистами нужны более радикальные меры. Работаем с Госавтоинспекцией, чтобы привлечь к ответственности водителей за несоблюдение требований дорожных знаков.

Прямых запретов пока не ожидается
В процессе оптимизации транспортного движения в Минске специалисты, конечно же, учитывают богатый зарубежный опыт. Во многих европейских городах, к примеру, отдают приоритет общественному транспорту и велосипедам. А, скажем, в Нью-Йорке гораздо дешевле ездить на такси. В ряде районов германской столицы выделены так называемые природоохранные зоны, куда въезд транспорта ограничен. На некоторых улицах стоянка разрешена лишь для местных жителей. В Париже существует двухчасовой лимит парковочного времени, на многих центральных улицах и главных транспортных магистралях стоянка вообще запрещена.

— Мы же пока отдаем одну из ценнейших частей города автомобилю, — констатирует Юрий Важник. — Это неправильно. В успешных городах центр в первую очередь «зарабатывает» на людских коммуникациях, туризме, имидже, то есть ориентирован на пешеходов. Минск структурно похож на Мюнхен, но там центральное ядро имеет протяженность 1,5 км, а у нас — всего 0,5 км. Но если сравнить транспортные развязки, то в Мюнхене  проще свернуть на кольцевую магистраль, а в Минске — ехать прямо, в центр.

Платный въезд в центр Минска вводить пока никто не собирается. Это и технически сложно, и накладно для автомобилистов. Тем не  менее, некоторое время назад звучали предложения сделать платный въезд в город с МКАД в часы пик. Параллельно специалисты внедряют и технические решения — к примеру, начали создавать выделенные полосы для общественного транспорта. Планируется, что в городе их протяженность составит около 80 километров. Есть намерения сделать на первом и втором транспортных кольцах, в зависисости от конкретного места, «карманы» для левого поворота, ввести запреты на маневрирование, сместить разметку. Словом, проблема транспортной перенасыщенности Минска решается не только посредством взимания платы с автовладельцев. И это радует.

До и после II Европейских игр

К началу II Европейских игр, которые пройдут в Минске с 21 по 30 июня 2019 года, белорусская столица получит более совершенную транспортную систему, считает глава Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. По его мнению, минчане должны с пониманием отнестись к тому, что через полтора года они столкнутся с определенными ограничениями: новшества в конечном итоге пойдут и им на пользу.

— После завершения Евроигр Минск должен остаться с усовершенствованной системой движения транспорта, обновленными автобусными и троллейбусными парками, — напоминает Юрий Важник. — Планируется, что транспорт будет оснащен кондиционерами. Система контроля инцидентов также останется в общем распоряжении участников движения. Стоит также упомянуть и целостную систему выделенных полос для общественного транспорта, она значительно ускорит передвижение пассажиров по городу. Кстати, новая система организации платных парковок, вводимая на улице Воронянского и построенная на интернет-технологиях, также станет одним из элементов управления транспортным комплексом в период проведения II Европейских игр.

Напомним, что соревнования II Европейских игр пройдут на крупнейших спортивных сооружениях Минска, включая стадион «Динамо», «Минск-Арену», «Чижовку-Арену». В решение вопросов гостеприимной встречи и комфортного пребывания иностранных болельщиков и участников Игр в полной мере будет вовлечена туристическая отрасль, гостиничная и транспортная инфраструктура белорусской столицы. В этом контексте разрабатывается комплексный план транспортного обслуживания, в котором будут также учтены повседневные потребности города.

Александр НЕСТЕРОВ.



Добавить комментарий