Петр Елфимов. Играть главные роли и оставаться человеком

Культура

Анна КОРЯКОВА
Фото Андрея ДАСАЕВА

Наше досье 

Елфимов Петр Петрович родился 15 февраля 1980 года в Могилеве. Родители закончили консерваторию по классу «хоровое дирижирование». Мама — руководитель хора в музыкальном училище Могилева, отец — бас в церковном хоре, младший брат — скрипач —работает в Музыкальном театре в Минске. С 6 лет Петр занимался в музыкальной школе по классу трубы. В 1994 году поступил в Могилевскую гимназию-колледж музыки и хореографии, специальность «хоровик-дирижер». Четыре года был солистом студии «Дубль В», которая в 1996-м стала лауреатом телевизионного фестиваля «Зорная ростань». В 1998 году — Елфимов студент вокально-хорового факультета Белорусской государственной академии музыки (БГАМ), специальность «академическое пение». С 2003-го по 2004-й пел в Белорусском государственном ансамбле «Песняры» под управлением Вячеслава Шарапова. В 2004-м Елфимов завоевал Гран-при фестиваля «Витебск-2004», проводимого в рамках «Славянского базара в Витебске». В том же году был одним из бэк-вокалистов дуэта «Александра и Константин», впервые представлявших Беларусь на Евровидении, в Турции.  В 2009-м закончил магистратуру БГАМ. Тогда же представлял нашу страну на Евровидении в Москве, в финал не вышел, стал 13-м. В июле 2010-го на XIV чемпионате исполнительских искусств в США выступал в пяти номинациях и привез домой пять золотых медалей. С 2006 по 2009 год выпустил три диска: «Я хочу», «Колокола», «С новым рождением!».

С первой супругой Натальей вместе учились в консерватории, расстались в начале 2004 года. Сегодня Петр женат на режиссере и продюсере Татьяне Космачевой.

Когда речь заходит о белорусской эстраде, только ленивый не закатит глаза и не скажет: «Где она, эстрада эта?.. Ну, «Сябры», «Песняры», и то 20-летней давности, а дальше что?». Выискивать высокопарные слова в защиту нашей эстрады я не буду. У нее действительно много недостатков, в том числе — совершенно необъяснимое нежелание меняться, к ней масса существенных претензий, но!.. Я никогда не поддержу ставшую хорошим тоном привычку ругать всю отечественную эстраду скопом, хотя бы потому, что привычка эта не позволяет нам рассмотреть и оценить то хорошее и достойное, что  все-таки появляется на нашей сцене. Мой сегодняшний собеседник — Петр Елфимов. Как любой артист, он может вам нравиться, может не нравиться, вы можете хотеть слушать его, а можете — нет, у вас может сложиться о нем свое мнение, но (опять но!) не отдать должное его голосу, не понимать, что это профессиональный певец на нашей сцене, нельзя. Мы разговаривали с Петром и его женой за несколько дней до начала очередного конкурса «Евровидение», как раз накануне дня рождения МТЗ. О том, какое мнение сложилось у меня после этого общения, каким  увидела Петра Елфимова, певца и человека, я — судите сами.

Кроме собственно сцены, Петр преподает вокал в институте современных знаний. Пообщаться у нас получилось только после семи вечера: весь день он был занят со своими студентами, конец мая — экзамены на носу, а Елфимов, судя по всему, «препод» серьезный.

— Петь и преподавать пение — разные вещи, что из этого вам ближе?

П.: — Даже сравнивать нельзя. Когда я на сцене, отдаюсь зрителю целиком как артист, со своими студентами я целиком выкладываюсь как педагог. Мне интересно рассказывать им, как устроен голосовой аппарат, какова технология правильного звукоизвлечения, профессиональные тонкости. Учить вокалу очень интересно.

— А какой Петр Елфимов преподаватель?

П.: — … Хочется думать, что справедливый. Главное, я никого не заставляю учиться. Человек сам должен четко представлять, чего хочет, моя задача — помочь ему в этом.

— Как должен сложиться ваш день, чтобы к вечеру вы сказали: «Это был хороший день, не зря прожит!»

П.: — Я стараюсь говорить себе это каждый день. Считаю, что постоянно нужно уметь получать удовольствие от жизни, от всего того, что тебя окружает. Не важно, работаю ли в этот день в студии, занимаюсь ли со студентами, детьми, выступаю ли. Даже если он выдался очень тяжелым, загруженным и, как бывало, длился с 8 утра до 2 ночи, — не важно!

— Создается такое впечатление, что после «Евровидения» вас стало как-то меньше видно и слышно…

П.: — … меня просто стало много вне нашего государства. Мы, к сожалению, редко бываем в стране. Каюсь.

— Вы много гастролируете?

П.: — Да, вот в начале июня предстоит длительная поездка по Европе.

— Где вас можно будет услышать?

П.: — В Литве, Латвии, Польше… Так что приезжайте!

— На мой взгляд, основная проблема нашей эстрады в непрофессионализме. Сегодня на сцене больше просто желающих петь, чем настоящих музыкантов с образованием. Как вы относитесь к этому? И в этой связи, не обидно ли было на «Евровидении» проиграть явно непрофессионалам?

П.: — К дилетантству, которое воспринимается как должное, отношусь плохо. Профессии, любой, нужно учиться. У нас, к сожалению, мало артистов, но много звезд, и их устраивает тот невысокий исполнительский уровень, который они имеют. А что касается «Евровидения», то туда, конечно, едет много «антипрофессионалов», если можно так сказать, но хватает и действительно стоящих певцов. То, что они оказываются невостребованными, говорит, скорее, о недостатке вкуса слушателей и у нас, и в Европе. По поводу моего выступления — проиграть… нет, не обидно. Было много хорошего общения, ничего плохого от «Евровидения» я не получил.

Я живу с девизом: «Пусть цветут цветы, и пусть их будет много!». Но считаю, что есть искусство сиюминутное, а есть вечное. Думаю, стоит стараться, чтобы иметь отношение ко второму!

— А можно ли привить слушателю вкус к хорошей музыке, если непритязательное принимается публикой легче, а «пипл все хавает»?

П.: — Вот именно потому, что «пипл схавает», можно и нужно предлагать людям музыку другую, пускай и посложнее для восприятия. И если это будет талантливо, здорово, если это затронет душу, неважно, опера или эстрада, человек обязательно оценит и равнодушным не останется, у него возникнут другие потребности, иные музыкальные предпочтения. Только это долгий и трудный процесс, но вполне реальный и необходимый.

— Как складываются ваши отношения с коллегами по белорусской сцене?

П.: — Хорошо складываются. У нас замечательные отношения с Искуи Абалян, Сашей Патлисом, Женей Чалышевым, Сашей Немо, Викой Алешко, Олей Плотниковой, группой «Федерация». Они хорошие люди, с которыми приятно пообщаться и вне сцены.

— Мы знаем, что вы плотно сотрудничаете с нашими танцорами из студии «Кляксы»…

П.: — О, это замечательный коллектив, ребята большие молодцы, у них чудесный руководитель! Евгения Резникова сумела создать удивительную атмосферу в коллективе, там по-настоящему человеческие отношения между детьми, родителями. Они — просто большая семья! Вот 25 мая у них был отчетный концерт. С удовольствием принял в нем участие.

— Над чем вы сейчас работаете?

П.: — Совсем недавно мы закончили запись нового альбома. Он будет называться «Книга откровений» и уже осенью, надеемся, появится в продаже. В нем будет много чувств, мыслей, переживаний о жизни, о людях, о любви. Этот альбом я посвятил своей любимой женщине Татьяне Космачевой.

— Что должна испытывать женщина, которой посвятили альбом с таким говорящим названием?

Т.: — Ой, надо срочно ехать поливать огород! (Смеется.) А если серьезно, песни из альбома слушали зрители в других странах и оценили. Если они понравились чужим, очень хочется, чтобы понравились и своим!

П.: — Я рад, что рядом со мной есть такая женщина, которая вдохновляла и вдохновляет меня на творчество. Мне хочется работать, хочется радовать слушателя, хочется делиться своими эмоциями, а как публика примет результат этой работы — посмотрим.

— Вы хотели бы попробовать свои силы на сцене или в кино?

П.: — Прошлым летом я снялся в четырехсерийной картине на «Беларусьфильме». Это семейная комедия, которая скоро должна появиться на экране. Я в ней  не пою. Играю француза-фотографа, по совместительству вора элитных животных. Картина называется «Украсть Бельмондо» (Бельмондо — это кот). Было очень интересно поработать в компании Александра Панкратова-Черного, Олега Нестерова, Анатолия Кота, Александра Кашперова, Светланы Зеленковской, Сергея Журавеля.

— Словом, вам понравилось, и если еще будут интересные предложения, согласитесь!

П.: — Да!.. Я, конечно, мечтаю исполнить роль Христа в рок-опере Эндрю Ллойда Вебера «Иисус Христос — суперзвезда», очень хотел бы сыграть Хоакина Мурьетту и графа Резанова в рыбниковских операх «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» и «Юнона и Авось». Но всему, наверное, свое время. Я пришел к мысли, что все в жизни должно быть поступательно, нельзя все брать нахрапом. Но стремиться исполнять главные роли в жизни, все для этого делать нужно обязательно!

— Какой Петр Елфимов вне сцены, в обычной жизни?

Т.: — Очень спокойный, иногда сумасшедший. А вообще, он созидатель. И гвоздь прибить может, и ламинат уложить, и кирпичную кладку осилит, и карниз прибьет, и рубить, и траву косить умеет, и с лопатой дружит! У нас для него даже прозвища забавные на даче есть — «ямокоп» и «бульдозерист-елфимовец»!

— Вы человек суеверный?

П.: — Нет, пожалуй. Перед выходом на сцену я прошу у Господа поддержки, а вот на упавших нотах сидеть не буду.

Т.: — А я буду. На документах, на сценарии, даже если упадут посреди улицы!

— Как вы любите отдыхать, и есть ли у вас любимый уголок где-нибудь?

П.: — Любимое место у нас — Ратомка. И в бильярд люблю поиграть, и выехать куда-нибудь, если получается, и на даче побыть, отойти от компьютера,  микрофона, преподавания, а иногда просто выспаться.

— Что вы сейчас читаете?

П.: — «Песнь льда и пламени» Джона Мартина. Это фэнтези… Я люблю сказки.

— Назовите фильм, который вас впечатлил.

П.: — «Аватар». Мне кажется, Джеймс Кемерон сумел простой, незамысловатой историей описать сущность человека и донести мысль: «Люди, перестаньте воевать, это приводит к немыслимым последствиям». А еще очень люблю «Нокдаун» Рона Ховарда с Расселом Кроу в главной роли. Это хороший фильм, основанный на реальных событиях, о том, что никогда нельзя сдаваться и опускать руки. Фильм очень вдохновляет и дарит положительные эмоции.

— Какой подарок считаете самым дорогим для себя?

Т.: — Я твой главный подарок!

П.: — Нет, ты — подарок судьбы, а вот…

Т.: — Но для меня ты — самый дорогой подарок!

П.: — …Танюша давно-давно подарила мне перстень, он всегда со мной и уже стал моим талисманом!

— Что вы считаете своим главным достоинством и недостатком?..

Т. (Смеется.): — Он никогда ничего не помнит, все забывает!

П.: — На оба ваших вопроса отвечу: «Я — человек». Никто не совершенен и не застрахован от ошибок, но оставаться человеком в любой ситуации и научиться никогда не забывать, что все мы люди, — очень важно!



Добавить комментарий