Первый «легальный миллионер» на МТЗ появился в 1972 году

Новости

Ровно 40 лет назад с конвейера Минского тракторного завода сошла миллионная машина

Александр НЕСТЕРОВ
Фоторепродукции автора

Сотни тракторозаводцев встречали юбилейный трактор.
Сотни тракторозаводцев встречали юбилейный трактор.

Год тысячи событий

1972-й для каждого советского человека был особым: приближалось 50-летие образования СССР. В честь «круглой» даты коллектив МТЗ обязался досрочно выполнить план реализации товарной продукции первых двух лет IX пятилетки уже к 15 декабря. (Напомним, что датой создания «государства рабочих и крестьян» является 30 декабря 1922 года. — Прим. авт.) Среди обязательств предприятия значились также выпуск сверхплановой товарной продукции на 16 миллионов рублей и производство в ноябре первого миллионного трактора.

Параллельно в 1972 году продолжались работы по повышению технического уровня выпускаемых тракторов. Был подготовлен к аттестации хлопковый МТЗ-50Х, на базе МТЗ-50 также было завершено создание семейства колесной и гусеничной техники. Наконец, в том же году завершены государственные испытания энергонасыщенных МТЗ-80/82 — да-да, в ту пору именно такие машины считались энергонасыщенными! Более того, для решения вопросов дальнейшей интенсификации сельского хозяйства коллективом конструкторов осуществлялись мероприятия по созданию еще более мощных пропашных тракторов МТЗ-120 и МТЗ-120Х, которые должны были обеспечить выполнение заданий на повышенных скоростях с широкозахватными сельхозмашинами.

Что касается производственной мощности Минского тракторного, то она в тот момент составляла 80000 единиц техники в год. Таким образом, задача по выпуску «миллионника» казалась вполне выполнимой. Если бы не традиционные «узкие места» и другие насущные задачи — подготовка производства МТЗ-80/82, возведение механического цеха № 5, ремонт, реконструкция и строительство наружных коммуникаций и очистных сооружений. Впрочем, опережая события, заметим, что задание по приросту мощностей было выполнено, и  на 1 января 1973 года производственная мощность МТЗ составила уже 81000 единицу техники.

Машина с порядковым номером 41

Если бы не предпраздничная гонка, посвященная 50-летию образования СССР, то миллионный трактор был бы выпущен в середине ноября. Однако торжественную внутризаводскую дату удалось приблизить на 10 дней и приурочить к 55-летию Октябрьской революции. Разумеется, не обошлось без традиционного трудового почина. С инициативой развернуть социалистическое соревнование «за досрочный выпуск к 55-й годовщине Великого Октября» миллионного трактора выступил коллектив цеха сборки тракторов. Остальные подразделения, разумеется, поддержали данное начинание.

«Днем Х» стало 5 ноября. Об этом знали все тракторозаводцы, все минское начальство, а также партийная «верхушка» в Минске и Москве. Разумеется, белорусы оправдали все ожидания.

«Завод как бы похорошел в предчувствии большого события, — писала в репортаже о выпуске миллионного трактора газета предприятия. — Повсюду под порывами резкого ноябрьского ветра трепетали красные флаги, транспаранты. Близилось время полудня, нарастало волнение. В цех сборки стекались свободные от смен рабочие, инженеры, мастера, ветераны завода, в свое время пришедшие на его строительство прямо с поля боя в пропахших порохом гимнастерках, и те, кто только вчера впервые переступил порог заводской проходной».

Будущий миллионный трактор начал свой путь на конвейере в 11.45. Честь его закладки была оказана кавалеру ордена «Знак Почета», ударнику коммунистического труда, ветерану завода, слесарю-сборщику Леониду Александровичу. Под аплодисменты тракторозаводцев на конвейер легла полурама МТЗ-52. Тракторист-обкатчик Петр Кунда установил на нее цеховое Красное знамя.

За ходом работ пристально наблюдала и работница подшефного колхоза «Лобода» Логойского района Минской области, Герой Социалистического Труда Надежда Куницкая: именно ей позже будет передана юбилейная машина марки МТЗ.

В тот день юбилейный трактор шел по конвейеру под порядковым номером 41. Спустя два часа после закладки машина была готова. За руль сел все тот же Петр Кунда, но, судя по всему, это было не обязательно: и без водителя миллионный трактор вынесли бы на руках — столько было зрителей вокруг. Да что там зрителей — людей, так или иначе причастных к торжеству!

«Еще больше людей ожидает трактор на выходе из цеха, — продолжает заводская газета свой репортаж. — Кто-то, не сдержав нахлынувших чувств, кричит: «Труженикам, создавшим миллионный, ура!» «Ура!» — подхватывают все в едином порыве. «Ура!» — эхом разносится по всему заводу».

Ленину и не снилось

Приказ министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР о награждении минских тракторозаводцев значком «Отличник социалистического соревнования» и Почетными грамотами.
Приказ министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР о награждении минских тракторозаводцев значком «Отличник социалистического соревнования» и Почетными грамотами.

Говоря современным языком, МТЗ 5 ноября 1972 года вошел в тройку лидеров тракторостроительной отрасли Советского Союза, выпустивших более 1 миллиона единиц техники. До него подобного успеха смогли добиться только коллеги из Волгограда и Харькова. Это отмечали участники торжественного вечера, посвященного 55-й годовщине Октябрьской революции, который прошел вечером того же дня. А еще за пару часов до заседания, в 16.00, возле центральной проходной Минского тракторного состоялся митинг, на котором в присутствии многих сотен людей ключи от машины-юбиляра были вручены новому владельцу.

А на собрание в ДК МТЗ пришли не только тракторостроители: поздравить коллектив предприятия приехали многочисленные гости. Один из них — бывший директор МТЗ, а на момент выпуска «миллионника» первый секретарь Минского горкома Компартии БССР Николай Слюньков, — поздравляя заводской коллектив с праздником, припомнил слова вождя мирового пролетариата:

— Сегодня нельзя не вспомнить слова Ильича, произнесенные им с трибуны VIII съезда партии: «Если бы мы могли дать завтра 100 тысяч первоклассных тракторов, снабдить их бензином, снабдить их машинистами, то средний крестьянин сказал бы: «Я за коммунию», т. е. за коммунизм».

На вечере был зачитан текст приказа директора МТЗ, в котором, в частности, говорилось о том, что «в связи с большой трудовой победой в канун 50-летия Великого Октября и 50-летия образования СССР» 150 передовиков производства, победителей социалистического соревнования, старейших работников завода награждены Почетными грамотами Министерства  и ЦК профсоюза работников машиностроения, 17 тракторозаводцев — Почетной грамотой Минского областного комитета партии, 36 — Почетной грамотой Минского горкома партии и исполкома городского Совета депутатов трудящихся. 71 передовик удостоился Почетной грамоты Заводского райкома партии и исполкома райсовета депутатов трудящихся. Еще 50 работников предприятия наградили значком «Отличник социалистического соревнования Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения». Звание «Почетный ветеран завода» с вручением денежной премии в размере 50 рублей присвоено 120 старейшим членам трудового коллектива МТЗ, звание «Ветеран завода» с вручением 20 рублей премии — 24 работникам.

А в приказе министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР № 430-к от 5 ноября 1972 года о награждении работников МТЗ грамотами и значками победителей соцсоревнования были, в частности, такие слова. «Минские тракторостроители идут в авангарде борьбы за оснащение сельского хозяйства высокоэффективной техникой. Трактор «Беларусь» находится на уровне лучших мировых образцов, широко эксплуатируется во многих странах мира. […] Тракторам «Беларусь» МТЗ-50, МТЗ-50Л присвоен Государственный знак качества. На многих отечественных и международных выставках тракторы «Беларусь» удостоены золотых медалей и дипломов. Опыт минских тракторостроителей по внедрению управления качеством широко применяется на заводах отрасли и страны».

После торжеств, приуроченных к выпуску на МТЗ миллионного трактора, жизнь на предприятии потекла своим чередом. Впереди было много интересных событий, а до следующей «юбилейной» машины оставалось еще много времени. Двухмиллионный «Беларус» сошел с главного конвейера Минского тракторного завода был собран 24 марта 1984 года…



Добавить комментарий